Пути выхода предприятия из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по предотвращению кризисного положения на предприятии.
В связи с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования стратегии выхода предприятия из кризисного положения;
- провести анализ возможных причин кризиса на предприятии;
- разработать рекомендаций по предотвращению кризисной ситуации на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА
1.1 Сущность кризисных ситуаций на предприятии…………………….4
1.2 Факторы, которые обуславливают возникновение кризисных явлений и угрозу банкротства предприятия…………………………..9
1.3 Методы преодоления кризиса на предприятии……………………..13
ГЛАВА II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОАО «Боровская птицефабрика»
2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования………….23
2.2 Анализ проблем и диагностика причин несостоятельности предприятия……………………………………………………………………...29
2.3 Разработка рекомендаций по преодолению кризиса на предприятии……………………………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

Файлы: 1 файл

Пути выхода предприятия из кризиса.docx

— 83.53 Кб (Скачать файл)

- нестабильность системы  налогообложения; 

- нестабильность законодательства; 

- жизненные ценности и  традиции в обществе.

2. Рыночные: 

- уменьшение емкости внутреннего рынка; 

- неэффективная деятельность  антимонопольной службы; 

- нестабильность валютного рынка; 

- политика банковского  кредитования;

- взаимоотношения с поставщиками  и клиентами.

3. Прочие внешние факторы: 

- ухудшение криминогенной ситуации;

- политическая нестабильность; 

- достижения науки и  техники;

- стихийные бедствия [9, с. 67-69].

К внутренним факторам, влияющим на кризисную ситуацию предприятия можно отнести:

  1. Управленческие: 

- высокий уровень коммерческого  риска; 

- плохое знание конъюнктуры рынка; 

- неэффективный финансовый менеджмент;

- неэффективное управление издержками производства;

- негибкое управление; 

- некачественная система бух. учета и отчетности.

2. Производственные: 

- устаревшие и изношенные основные фонды; 

- необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; 

- перегруженность объектами социальной сферы.

- низкая производительность труда; 

- высокие энергозатраты; 

3. Рыночные: 

- зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей;

- низкая конкурентоспособность продукции.

Как отмечают зарубежные исследователи, в условиях рыночной экономики, 1/3 вины за банкротство предприятий лежит на внешних факторах и 2/3 - на внутренних. [5, c.98].

Внешние причины кризиса на предприятии связаны с тенденциями развития макроэкономической сферы и  развитием мировой экономики, а внутренние - маркетинговой стратегией, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, недостатками управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Считается, что самое значительное влияние на развитие кризиса в организации оказывают управленческие факторы. Так, например, данные исследований Межведомственной балансовой комиссии говорят о том, что на отечественных предприятиях плохо развит финансовый и производственный менеджмент, что приводит к возникновению кризисных ситуаций на производстве. Первое обстоятельство, влияющее на сложившуюся ситуацию - это то, что деньги составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор – чрезмерное обременение долгами. По статистике, объем долгов российских предприятий приблизился к годовому объёму выручки, отсюда следует, что средний срок расчета по долгам - больше года. Третье обстоятельство- это низкая производительность труда [10, c.67-70].

Неэффективность менеджмента на предприятии – вот наиболее характерная для современных предприятий проблема, которая обусловлена следующими причинами:

- низкая квалификация и неопытность менеджеров; 

- отсутствие у предприятия стратегии и ориентация на краткосрочные результаты;

- боязнь собственников  делегировать полномочия управляющим.

Вообще, все перечисленные предпосылки  кризиса тесно переплетаются и образуют совокупность причинно-следственных связей.

Разумеется, исследуя ту или иную организацию, то или иное явление финансового кризиса, можно обнаружить его специфические предпосылки, но все они, как правило, сводятся к уже перечисленным.

Распространёнными результатами влияния этих предпосылок на финансово-хозяйственное состояние предприятия является: 

- потеря постоянных клиентов и покупателей;

-  сужение клиентской  базы; 

- неритмичное производство, неполная загрузка мощностей; 

- увеличение себестоимости продукции;

- снижение производительности  труда; 

- рост неликвидных оборотных средств;

- возникновение конфликтов в коллективе и высокая текучесть кадров; 

- снижение  объемов производства и, в результате, недополучение выручки от реализации продукции [1, c.32-35].

Можно сделать вывод о том, что внешние факторы обуславливают экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой, безусловно, зависит. Если национальная экономика находится и состоянии кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельного предприятия. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно - все зависит от особенностей деятельности организации (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т.д.). Организация может эффективно противостоять внешнему воздействию или, наоборот, происходит упадок производства.

При возникновении общего кризиса в России произошла дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса: одни оказались на грани исчезновения, другие сопротивлялись кризисным явлениям, третьи использовали положение для собственного блага. Это объясняется многими причинами: профессиональное управление, антикризисный потенциал,  стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный риск. Все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

Мы считаем, что наибольшее влияние на возникновение кризисной ситуации на предприятии оказывают внутренние факторы, в частности деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и др.

 

1.3 Методы преодоления кризиса на предприятии

Симптомы - это начальные признаки, самые первые «звонки». Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Анализ таких показателей, как, например, производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала может отражать состояние производственной основы предприятия. А.С. Попов говорит о том, что наиболее важную роль играют финансово-экономические и социально-экономические показатели. Состояние показателей оценивается, с одной стороны, относительно нормативных величин, а с другой - относительно друг друга. Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т. д. [16,c.72].

Симптомы не являются отражением причин кризиса. Симптом - это первоначальное проявление кризисной ситуации, причины же кроются гораздо глубже, они могут складываться продолжительное время и зависят от многих факторов. Признак кризиса - это объективное состояние или событие, которое говорит о наступлении кризиса.

Дженесстер и Хасси выделяют следующие основные симптомы, свидетельствующие о приближении кризисной ситуации:

1. Снижение спроса на  продукцию предприятия и одновременный  рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов.

2. Негативная динамика  со стороны внешней среды: снижение  объемов материальных и сырьевых  ресурсов, повышение цен на сырье  и техническое оснащение.

3. Сокращение темпов производства  соседних отраслей.

4. Потеря конкурентного  статуса на фоне общего усиления  конкуренции на рынке.

5. Неблагоприятные правительственные  меры в отрасли предприятия: повышение  таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного  курса рубля.

6. Нестабильная обстановка  в регионе, где находится предприятие. Это может быть неблагоприятная  экологическая, политическая, социальная  обстановка.

7. Нестабильность действий  иностранных партнеров.

8. Новые открытия и  инновационные разработки предприятиями-конкурентами.

9. Старение и ухудшение  технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование  технологий, вызывающих потери и  снижение качества продукции.

10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный  уровень, несоответствие навыков  сотрудников новым требованиям  и технологиям, снижение заинтересованности.

11. Недостаточная организация  управленческой структуры, ее застойность.

12. Финансовая политика  характеризуется наличием заемных  средств, падением курса акций предприятия [17, c.82].

Все учёные говорят о том, что кризис нельзя рассматривать как статическое состояние, его обязательно необходимо рассматривать как процесс.

Нормальное развитие предприятия может иметь различные отклонения, которые быстро могут привести к ошибочному развитию и поставить под угрозу предприятие или даже само его существование. Если ошибочное развитие было своевременно выявлено, то можно принять адекватную коррекцию курса на нормальное развитие. Для того чтобы можно было разработать правильную коррекцию курса, необходимы четкие знания о процессе кризиса и о этапах развития кризисного процесса.

Процесс представляет собой общее развитие, которое изменяет, разрушает имеющуюся структуру связей/отношений или заново формирует ее.

Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляем или как минимум удерживаем в определенных границах, или находится под влиянием как внутрифирменном так и внешнем. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.

Для представления кризиса предприятия как процесса существуют различные исходные установки и точки зрения.

Мюллер в своих исследованиях говорит о стратегическом кризисе, кризисе результатов и кризисе ликвидности. При этом между этими кризисами всегда существует временная связь.

Процесс возникновения этих видов кризисов представляет собой следующее: предприятие по мнению Мюллера оперирует понятием потенциал достижения успехов, который заботится о здоровом положении с доходами. Но вот потенциал постепенно исчерпывается и отсутствует новая смена устаревшим продуктам-лидерам дававшим хороший оборот. Такое предприятие находится в состоянии стратегического кризиса  [13, c.31].

Кризис результатов возникает к примеру тогда, когда снижение оборота по недавно еще бывшему продукту-лидеру приводит к повышению затрат на складирование, что в свою очередь принуждает к дополнительным инвестициям, в том числе из внешних источников. Кризис ликвидности возникает в классическом смысле к примеру из-за кредитных ограничений кредиторов, после того как большая процессов на предприятии финансировалось из внешних источников.

Особенно стоит отметить, что результативность распознавания кризиса обратно процессу развития кризиса, т.е. часто предприятия понимает, что находится в состоянии кризисе и в каком именно только на стадии «кризиса результатов» или «кризиса ликвидности».

Необходимость разделения кризисного процесса на различные стадии связана в первую очередь с тем, чтобы определить точку и время применения мероприятий по оказанию влияния на кризис, недопущению и преодолению кризиса.

Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.

Отдельные стадии кризисного процесса по Кристеку можно описать следующим образом:

1. Стадия: потенциальный  кризис 

Кризис предприятия как процесс находит свое начало в фазе потенциального, т.е. только возможного но еще не реального кризиса предприятия. И из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса данное состояние предприятия характеризуется как квазинормальное, т.е. практически как состояние в котором постоянно находится предприятие, и оно дает время отсчета возникновения кризиса на предприятии.

2. Стадия: скрытый кризис 

Информация о работе Пути выхода предприятия из кризиса