Разработка плана экономического и социального развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 02:52, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет подробно рассмотрен процесс планирования деятельности туристического предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективного управления предприятием индустрии гостеприимства.
В качестве объекта исследования рассматриваются предприятие ООО «Русский Охотничий Клуб», функционирующие в условиях конкурентного рынка.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методических вопросов формирования системы планирования фирмы ООО «Русский Охотничий Клуб».

Содержание работы

Введение.
1. Сущность прогнозирования и планирования.
Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия.
Принципы планирования.
Планирование экономического развития предприятия.
Планирование социального развития предприятия.
Разработка плана экономического и социального развития предприятия на 2013 год на примере ООО «Русский Охотничий Клуб».
Краткая характеристика предприятия.
Планирование технического развития предприятия.
Планирование труда и заработной платы.
Планирование социального развития предприятия.
План по охране природы, окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа по экономике предприятия.docx

— 75.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Федеральное государственное  бюджетное учреждение высшего профессионально  образования «Санкт-Петербургский  государственный экономический  университет».

 

 

 

 

Факультет экономики и  управления.

 

 

 

 

Кафедра экономики предприятия  и производственного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему: «Разработка плана экономического и социального развития предприятия»

 

 

 

 

 

 

Руководитель:. 
Исполнитель:. 
Группа

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание.

 

Введение.

1. Сущность прогнозирования и планирования.

    1. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия.
    2. Принципы планирования.
    3. Планирование экономического развития предприятия.
    4. Планирование социального развития предприятия.
  1. Разработка плана экономического и социального развития предприятия на 2013 год на примере ООО «Русский Охотничий Клуб».
    1. Краткая характеристика предприятия.
    2. Планирование технического развития предприятия.
    3. Планирование труда и заработной платы.
    4. Планирование социального развития предприятия.
    5. План по охране природы, окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современных условиях непрерывно возрастающей нестабильности состояния внешней и внутренней среды, российским предприятиям становится все сложнее обеспечить постоянное развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Под экономическим развитием предприятия понимается процесс непрерывного наращивания конкурентного потенциала, т.е. повышения рентабельности, качества продукции и уровня удовлетворенности потребителей и акционеров. Таким образом, в условиях жесткого конкурентного рынка, качество оказываемых услуг необходимо рассматривать как стратегический фактор, эффективность управления которым крайне важна для обеспечения стабильного устойчивого положения предприятия. В связи с этим. должен быть эффективный менеджмент качества и ориентация на использование экономических методов управления качеством продукции.

Таким образом, вопросы формирования, разработки и реализации эффективной  стратегии развития требует теоретических  исследований и практической реализации.

Не  все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут  и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности и росту прибыли.

В условиях постоянного изменения внешней среды стало практически невозможным обеспечивать нормальную работу предприятий, обращая внимание только лишь на текущую ситуацию, на внутренние проблемы. Ускорение процессов, происходящих во внешней среде, изменение позиций поставщиков и потребителей, возрастание конкуренции, интенсивное научно – технологическое развитие приводят к тому, что предприятиям становится сложнее предугадывать будущую ситуацию и адаптироваться к ней. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.

Процесс планирования начинается с ясного понимания  того, что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность  выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного  планирования. Они получают свою конкретизацию  в постановке краткосрочных задач.

В данной работе будет подробно рассмотрен процесс планирования деятельности туристического предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективного управления предприятием индустрии гостеприимства.

В качестве объекта исследования рассматриваются  предприятие ООО «Русский Охотничий Клуб», функционирующие в условиях конкурентного рынка.

Предметом исследования является совокупность теоретических  и методических вопросов формирования системы планирования фирмы ООО «Русский Охотничий Клуб».

Целью курсовой работы является разработка годового плана экономического развития предприятия ООО «Русский Охотничий Клуб».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность прогнозирования и планирования.

 

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

 

Сущность планирования

Планирование – это умение предвидеть цели предприятия

(фирмы), результаты ее  деятельности и ресурсы, необходимые  для достижения определенных целей. Однако планирование – это не

просто умение предусмотреть  все необходимые действия, это способность предвидеть любые «неожиданности», которые могут

возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться.[4]

 

Типы внутрифирменного планирования (в зависимости от признаков).

I. По  степени неопределенности в планировании  различают:

    • детерминированные системы, действующие в полностью предсказуемой среде и не имеющие недостатка в информации (они присущи текущему планированию и планированию на уровне отдельных подразделений);
    • вероятностные (стохастические) системы:

а) планирование, основанное на системе жестких обстоятельств, это заключение контрактов с проверенными партнерами, когда изменение планов может быть вызвано только форс-мажорными обстоятельствами;

б) планирование под личную ответственность, когда менеджер действует на свой риск, руководствуясь интуицией;

в) планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Этот вид планирования является промежуточным между а) и б).

П. По временной  ориентации идем планирования:

  • Реактивное планирование, т.е. возврат к прошлому. Представители этого типа планирования находят свои идеалы и способ существования в прошлом, отрицают возможность достижения лучших результатов в будущем и негативно относятся к технике и современной технологии. Основной метод реактивного планирования заключается в генетическом подходе, т.е. всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Например, менеджер при анализе результатов плохой работы одного из подразделений предприятия (фирмы) приходит к выводу, что причиной этого является

неправильная система  обработки информации и ее анализ бухгалтером подразделения. Менеджер принимает решение -  уволить бухгалтера, а на его место рекомендует принять другого, но при этом нет никаких гарантий, что новый бухгалтер будет более квалифицированным, чем уволенный.

Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт

и осуществляется снизу вверх

 

  • Инактивное планирование. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, считает нецелесообразным возвращение к прошлому или к движение вперед.

Удовлетворенность настоящим — отличительная черта инактивизма. Главным принципом такого типа планирования является

правило: «планировать минимально при необходимости, чтобы не

изменить естественного  хода вещей».

При этом типе планирования большую часть времени занимают

сбор информации и ее первичная обработка. Наиболее ценными

работниками считаются только те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи, а не те, кто обладает наибольшим опытом.

    • Преактивное планирование (учреждение) ориентировано в основном на будущие изменения, на стремление ускорить изменения,

побыстрее приблизить будущее. Особенно важными являются способность угадать вероятные направления рыночных изменений и возможность оседлать их «первую волну» для обеспечения достижения своих целей. Как правило, эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности предприятия (фирмы), сколько с его выживанием

и ростом.

  • Интерактивное планирование базируется на двух принципах:

а) участие и максимальная мобилизация творческих способностей сотрудников фирмы;

б) будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий сотрудников фирмы.

Цель интерактивного планирования – проектирование будущего.

III. По горизонту  планирования различают:

  • долгосрочное планирование (от 10 до 25 лет);
  • среднесрочное планирование (от 3 до 5 лет);
  • краткосрочное планирование (годовые).

Все три типа планирования должны увязываться между собой и не должны противоречить друг другу.

 

Планирование представляет собой процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно 

 

План — это документ, который содержит систему показателей  и комплекс различных мероприятий  по решению социально-экономических  задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.[12]

Прогноз и план взаимно  дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

 

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки  для их осуществления. Эти предпосылки  включают: научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение  предстоящего ее развития, учитывающее  как сложившиеся тенденции, так  и намеченные цели; оценку возможных  последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области, руководствуясь реальными  экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

Социальные прогнозы характеризуют  уровень социального развития, решение  проблем свободного времени, направления  совершенствования образа жизни, задач  удовлетворения потребностей людей.

Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные  сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство  основных фондов и необходимые для  этого инвестиции.

Логика разработки комплексных  прогнозов экономического и социального  развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения в экономике; формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.[12]

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой  один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование –  это процесс предвидения, построенный  на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта  в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить  альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

Информация о работе Разработка плана экономического и социального развития предприятия