Себестоимость производства и реализации продукции и пути ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая часть 4
1.1 Себестоимость продукции как фактор конкурентоспособности 4
1.2 Себестоимость производства и реализации продукции как зеркало состояния техники, технологии, организации производства, труда, управление и сбыта продукции 6
1.3 Показатели эффективности текущих затрат предприятия 11
2 Практическая часть. Расчет себестоимости 15
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

raschety_ekonomikaЯ (Автосохраненный).docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1 Теоретическая часть 4

1.1 Себестоимость продукции как  фактор конкурентоспособности 4

1.2 Себестоимость производства  и реализации продукции как  зеркало состояния техники, технологии, организации производства, труда,  управление и сбыта продукции 6

1.3 Показатели эффективности текущих  затрат предприятия 11

2 Практическая часть. Расчет себестоимости 15

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью  в условиях рыночных отношений, когда  каждое предприятие стремиться извлечь  максимальную прибыль с наименьшими  затратами.

 Себестоимость  продукции относится к числу  важнейших качественных показателей,  отражающих все стороны хозяйственной  деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан  с объемом и качеством продукции,  использованием рабочего времени,  сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д. 

 Исчисление этого  показателя необходимо по многим  причинам, в том числе для определения  рентабельности отдельных видов  продукции и производства в  целом,  определения оптовых цен  на продукцию, осуществления внутрипроизводственного  хозрасчета, исчисления  национального  дохода в масштабах страны. Себестоимость   продукции является одним из  основных факторов формирования  прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях  размер прибыли за  этот  период  обязательно уменьшиться за счет  этого фактора на такую же  величину. Между размерами величины  прибыли  и себестоимости существует  обратная   зависимость.  Чем   меньше себестоимость, тем больше  прибыль, и наоборот.

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе  дать  оценку работы  предприятия  по использованию возможностей и  установить резервы снижения себестоимости  продукции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическая  часть

1.1 Себестоимость  продукции как фактор конкурентоспособности

Себестоимость продукции предприятия  является одним из важнейших факторов конкурентоспособности предприятия  на рынке товаров и услуг, таким  образом, что товары с высокой  ценой имеют меньший спрос, чем  товары с более низкой ценой, так  как цена товара в основном состоит  из себестоимости её производства. Предприятия, закупающие сырьё, материалы  и комплектующие по низким ценам  имеющие отлаженную структуру производства продукции, то есть выпускающие продукцию  с меньшей себестоимостью, имеют  больше средств на рекламу продукции, на приобретение новых более совершенных  станков или на модернизацию старого  оборудования, что так же уменьшит затраты на производство продукции, увеличит количество производимой продукции и прибыль предприятия [4].

 Главными  задачами  развития  экономики  на  современном   этапе  является всемерное  повышение эффективности производства, а также занятие  устойчивых  позиций предприятий на внутреннем  и международном рынках. Чтобы  выдержать острую конкуренцию  и завоевать доверие покупателей   предприятие должно выгодно выделятся  на фоне предприятий того же  типа. Хорошо известно, что покупателя  интересует качество продукции  и ее цена.  Чем  выше  качество  и ниже цена, тем лучше и  выгоднее для покупателя. Предприятию,  выпускающему продукцию или занимающемуся  оказанием услуг необходимо знать,  во что обходится изготовление  продукта, для этого оно должно  производить стоимостную оценку  затрат по вещественному и  количественному составу ( средства  и предметы труда), а так же  по качеству и количеству затрат  труда, требуемых для его изготовления. Принято считать, что себестоимость-  это денежное выражение затрат  ресурсов, необходимых для осуществления  предприятием производственной  и коммерческой деятельности, связанной  с выпуском и реализацией продукции  и оказанием услуг, то есть  все то, во что обходится предприятию  производство и реализация продукта (продукции) [10]. В теории и на практике это называют полной или фабрично-заводской себестоимостью.

Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты  и затраты на оплату труда, которые  в том или ином производстве падают на единицу и весь объем выпускаемой  продукции. В «Положении о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 августа  1992 г., (с изменениями на 7 февраля 2002 года) указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию»[1].

Согласно 25 главе Налогового кодекса  РФ себестоимость продукции включает экономически оправданные затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Величина затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые  для производства товаров, а также  от технологии их использования.

Цена, по которой  приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется спросом и предложением на ресурсы. Отсюда для предпринимателя  чрезвычайно важен технологический  аспект формирования издержек производства, обуславливающий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой - качество их использования, причем предприятие  должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как  с технологической, так и экономической  точки зрения. Получение наибольшего  эффекта с наименьшими   затратами, экономия трудовых, материальных и  финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции[7].

 Выявление   резервов снижения себестоимости  должно опираться на комплексный  технико-экономический анализ работы  предприятия: изучение технического  и   организационного уровня  производства, использование производственных  мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Такое снижение  оказывает непосредственное влияние  на величину прибыли и уровень  рентабельности. Поэтому формирование  издержек производства и  обращения,  их учет имеют важное значение  для  предпринимательской деятельности  организаций.  Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

  • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию  предприятия  и  определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое   перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др. Различают следующие виды себестоимости по охвату затрат: цеховая,  производственная и полная.

Цеховая себестоимость  представляет собой затраты  цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.                                Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов: расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы. Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций  значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в   увеличении   прибыли, предприятия, и не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;
  • в появлении большей возможности для материального стимулирования  работников  и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового  состояния  предприятия  и  снижении  степени  риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою  продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в  акционерных  обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда  должна быть в центре внимания на предприятиях.

 

1.2 Себестоимость производства  и реализации продукции, как  зеркало состояния техники, технологии, организации производства, труда,  управления и сбыта продукции

 

В настоящее время при анализе  фактической себестоимости выпускаемой  продукции, выявлении резервов и  экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим  факторам. Экономические факторы  наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов  предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая фактическое  снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1) повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой,  прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных  процессов; улучшение использования  и применение новых видов сырья  и материалов; изменение конструкции  и технических характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие  технический уровень производства.

По данной группе анализируется  влияние на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта. По каждому  мероприятию рассчитывается экономический  эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления  мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции  до и после внедрения мероприятий  и умножением полученной разности на объем производства в планируемом  году:

 

Э = (СС - СН) * АН,                                                                                         (1)

где Э - экономия прямых текущих затрат;

      СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения            мероприятия ;

      СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;

     АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Одновременно должна учитываться  и переходящая экономия по тем  мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной  экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего  года. По мероприятиям, которые планируются  в течение ряда лет, экономия исчисляется  исходя из объема работы, выполняемой  с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов  внедрения до начала этого года.

Снижение себестоимости может  произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов  в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.;

2) совершенствование организации  производства и труда. Снижение  себестоимости может произойти  в результате изменения в организации  производства, формах и методах  труда при развитии специализации  производства; совершенствования управления  производством и сокращения затрат  на него; улучшение использования  основных фондов; улучшение материально-технического  снабжения; сокращения транспортных  расходов; прочих факторов, повышающих  уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании  техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому  фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое  разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам  факторов.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования  обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических  работ, улучшения инструментального  хозяйства, совершенствования организации  контроля за качеством работ и  продукции) . Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти  при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату  в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с  учетом расходов на спецодежду, питание  и т.п.) . Дополнительная экономия возникает  при совершенствовании структуры  управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в  связи с высвобождением управленческого  персонала.

Информация о работе Себестоимость производства и реализации продукции и пути ее снижения