Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
1.Предприятие
как субъект рыночных
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия. П. имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.
Предприятие предоставляет
рабочие места, выплачивает заработную
плату, решая тем самым социальную
проблему трудоустройства. Оно вовлекает
в производство не использованные ранее
природные ресурсы, а путем выплаты
налогов участвует в
На предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Предприятие как субъект рыночных отношений. Любое предприятие, независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности, характера выпускаемой продукции или оказываемых услуг, размера и т. п. является открытой экономической системой. Это значит, что оно имеет связь с внешней средой, реализуемую посредством взаимного обмена разнообразными ресурсами (природными ресурсами, готовой продукцией, энергией, информацией, отходами производства, денежными средствами).
По отношению к предприятию внешняя среда выступает в двух формах: в форме природной окружающей среды и в общественной форме.
Природная среда. Она оказывает прямое воздействие на предприятие через климат, минеральные полезные ископаемые, качественное состояние лесов, морей, озер, рек, земли, атмосферного воздуха. Но и предприятие оказывает сильнейшее давление на природную среду, если отходы его производства не нейтрализуются, попадают в природу и загрязняют ее.
Общественная среда. Взаимное влияние предприятий и общества весьма многолико и проявляется по многим направлениям, таким как:
• отношения с государством;
• отношения с муниципальными органами и службами;
• отношения с населением данного региона, с его инфраструктурой и социальной средой;
• связь с действующим законодательством и правовой средой;
• взаимосвязь с рынком, с многочисленными субъектами рыночных отношений.
Государство и муниципальные органы регулируют деятельность предприятий путем законодательных и подзаконных актов, а также создания для отдельных предприятий различных организационно-экономических льгот (например, государственный и муниципальный заказ, льготное налогообложение, централизованное финансирование работ, дотации на производство и выпуск отдельных товаров и т.п.).
Особое значение приобретает деятельность предприятия на рынке, где оно вступает в договорные рыночные отношения с поставщиками и потенциальными потребителями своей продукции. Здесь выясняется: какие предприятия, в каком количестве, какого качества и по какой цене будут поставлять производителю все необходимые ему производственные ресурсы; какие предприятия и потребители будут покупать выпускаемую им продукцию, в каком количестве и сколько платить за каждую ее единицу. При этом надо иметь в виду, что все рыночные отношения между субъектами рынка (предприятиями, их посредниками, банками, страховыми компаниями и т.п.) будут происходить в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводиелями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития предприятий и общества, является движущей силой их экономического и социального прогресса.
Действие законов рыночной конкуренции побуждает предприятия вести постоянную борьбу за потребителя, предлагая ему продукцию высокого качества и по доступной цене. Только так предприятие может занять достойное положение на рынке, иметь свою нишу в нем, занимать определенную долю в объеме рыночных предложений конкретного товара. Лишь при таких условиях предприятие сможет получить свою прибыль, величина которой в огромной степени будет зависеть от того, насколько успешно оно смогло организовать производство своего товара и действовало на рынке.
2.Основные цели и функции предприятия в условиях рынка.
Формально главной целью деятельности предприятия является получение прибыли, однако не менее важным при этом является обеспечение стабильной финансовой устойчивости, в связи с этим предприятие может достигнуть успеха, если будет придерживаться определенных принципов.
Можно выделить три основных принципа:
экономичность
финансовая устойчивость
прибыльность предприятия
Экономичность требует соблюдения следующих условий:
определенный результат деятельности предприятия должен быть достигнут при наименьших затратах, то есть должен соблюдаться принцип минимизации затрат.
При заданном объеме затрат должен быть достигнут наибольший результат, то есть соблюдался принцип максимизации прибыли.
И в том, и в другом случаях предприятие должно выполнять главное требование – не тратить даром ресурсы, а использовать их наиболее эффективно
Финансовая устойчивость
означает такую деятельность предприятия,
при которой оно может
На сегодняшний день основным принципом остается получение максимальной прибыли. Прибыль показывает абсолютную величину доходности предприятия. Чтобы иметь возможность сравнивать доходность предприятия в относительных единицах, используется показатель рентабельности. Показателей рентабельности очень много, основными являются: рентабельность продукции, рентабельность предприятия, рентабельность капитала и т. д.
Для достижения поставленных целей предприятия должны:
-выпускать высококачественную продукцию и постоянно следить за спросом на нее;
-Рационально использовать производственные ресурсы и стремиться осуществить их заменяемость на более дешевые;
-Разработать и осуществить стратегию и тактику поведения предприятия на рынке и корректировать это поведение в соответствии с конъюнктурой рынка;
-Постоянно следить за достижениями науки и внедрять все передовое в производство;
-Постоянно осуществлять переквалификацию с целью повышения производительности труда и личной заинтересованности персонала;
-Обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия;
-Способствовать высокому имиджу предприятия, это позволяет при ценообразовании вводить специальную торговую наценку.
При этом чрезвычайно важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии. Выработка стратегии предприятия начинается с определения миссии предприятия, при этом миссия может меняться. Например, на первом этапе, когда предприятие старается закрепиться на рынке, она не ставит своей задачей получение максимальной прибыли. При закреплении на рынке, задача получения максимальной прибыли, станет первоочередной. В отечественной практике большая половина предприятий ставит основной задачей выживание на рынке. Это объясняется различного рода неплатежами и инфляционными процессами
3.Факторы,
влияющие на эффективность
Их можно разделить по различным признакам:
по направленности: а) позитивные, благоприятно сопутствующие деятельности предприятия; б) негативные, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия.
В зависимости от места возникновения: а) внутренние, зависят от деятельности самого предприятия; б) внешние, зависят от макроэкономической среды.
Внутренние причины
-связаны с личностью
руководителя и способности
-связаны с научно-техническим прогрессом на предприятие;
-связаны с совершенствованием организации производства;
-связаны с организационно-правовой формой;
-связаны с созданием
благоприятного социально-
-связаны с качеством
и конкурентоспособностью пред
-связаны с амортизационной и инвестиционной политикой.
Кроме того, все внутренние факторы делятся на объективные и субъективные.
Теперь рассмотрим основные внешние факторы, влияющие на работу предприятия.
Объективные не зависят от субъектов хозяйствования (например: от условий погоды при ловле рыбы)
Субъективными является большинство факторов. Они находятся в поле зрения управленцев предприятия.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
-изменение конъюнктуры
мирового и внутреннего рынка,
что проявляется в
-изменение политической
обстановки как на внутри
-изменения, связанные с инфляционными процессами;
-изменения, связанные
с деятельностью государства:
а) создание правовой базы
4.Среда функционирования
предприятия: характеристика
Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных,
природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия.
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:
• внешние экономические факторы;
• внешние политические условия;
• внешние правовые составляющие;
• внешние научные и технические факторы;
• коммуникационные внешние условия;
• природно-климатические факторы и др.
Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результативность его деятельности.
Внешние экономические факторы включают обший уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых
функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень
производительности
Внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-
техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние
на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него. Широкая информированность предприятий о политической системе, ее функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.
Вместе с тем и сами предприятия могут оказывать активное влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.
Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.