Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
К недостаткам специализации следует прежде всего отнести следующие моменты:
-рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
-монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.
10.Виды
специализации и формы
Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация производства в отрасли осуществляется в следующих формах:
– предметная специализация – предприятие специализируется на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);
– подетальная специализация – специализация на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (заводы – подшипниковый, карбюраторный, автоагрегатный и др.);
– стадийная, или технологическая – специализация на выполнении отдельных стадий технологического процесса (литейные, кузнечно-прессовые, сборочные производства в отрасли);
– специализация вспомогательных производств – предприятия выпускают тару и упаковки, инструмент и оснастку, а также выполняют ремонтные работы.
В зависимости от масштаба различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.
Для характеристики уровня и анализа специализации используются следующие показатели:
– коэффициент охвата производства характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
– коэффициент специализации характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия , цеха;
– коэффициент подетальной специализации характеризует долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприяти , цеха;
– широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.
11.Система
показателей качества
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Уровень качества продукции вычисляется на основе системы показателей ее качества. Для этого необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения.
Под определением показателя качества продукции подразумевается нахождение его численного значения. На практике в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:
-измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);
-регистрационный метод базируется на регистрации и подсчете числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, при стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами). Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность, патенто-правовые, стандартизация, унификация;
-вычислительный метод строится на применении специальных математических моделей для нахождения показателя качества продукции;
-органолептический метод предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
-социологический метод осуществляется на основе и анализе мнений о продукции ее фактических и возможных потребителей;
-экспертный метод реализуется группой специалистов, например, дизайнеров, дегустаторов.
На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом по отрасли или предприятию. К ним относятся: сортность, марка, класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, и др.
Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели предметов труда и единичные показатели средств труда.
Единичные показатели предметов труда более разнообразны и «специфичны и зависят от сущности предметов труда. Например, о качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность, расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.
Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационное, эргономические и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых характеризует качество средств труда с определенной стороны.
-Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.
-Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность, показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.
-Надежность продукции — один из ключевых показателей качества продукции и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее потребительских свойств.
К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки.
Другим, не менее важным единичным показателем надежности является среднее время восстановления (tвос), под которым понимается математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.
Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:
Кн = 1 – tвос / То.
Фактически Ки показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к его сроку службы.
Наиболее характерным единичным показателем, значение которого указывается в паспортных данных на продукцию, считается гарантированное время работы до первого ремонта (7^). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при гарантированном обслуживании малонадежной продукции ) и произвольно занижать (занижаются достижения производителя в части фактического обеспечения надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и прибыль производителю продукции.
Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей, признается среднее время ремонта (tрем) – время, когда потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта. Сокращение этого времени представляет собой составную часть конкурентоспособности продукции.
Таким образом, показатель надежности поданному критерию будет выглядеть следующим образом:
Кн = 1 – tрем / Тгар.
Эргономические показатели делятся на четыре группы: 1) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.); 2) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела человека и т.п.); 3) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека); 4) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием).
Эстетические показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида, гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.
Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции , ее конкурентную способность на мировом рынке.
Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).
Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.
Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.
12. Факторы,
влияющие на качество
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.
К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
-Технические факторы самым существенным образом
влияют на качество продукции . Поэтому внедрение новой техники
и технологии, применение новых материалов,
более качественного сырья — материальная
основа для выпуска конкурентоспособной
продукции .
-Организационные факторы связаны с совершенствованием
организации производства и труда, повышением
производственной дисциплины и ответственности
за качество продукции , обеспечением культуры производства
и соответствующего уровня квалификации
персонала, внедрением системы управления
качеством и его сертификации, улучшением
работы службы ОТК и другими организационными
мероприятиями.
-Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск
и реализацию продукции , затратами па обеспечение необходимого
уровня качества продукции , политикой ценообразования
и системой экономического стимулирования
персонала за производство высококачественной
продукции .
-Социально-психологические
факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического
климата в коллективе, нормальных условий
для работы, воспитание персонала в духе
преданности и гордости за марку своего
предприятия, моральное стимулирование
работников за добросовестное отношение
к работе — все это важные составляющие
для выпуска конкурентоспособной продукции .
Внешние факторы в условиях рыночных отношений
способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является
монополистом). К ним в первую очередь
относятся: требования рынка, т.е. покупателей;
конкуренция: нормативные документы в
области качества продукции; необходимость завоевания
достойного места, как на внутреннем, так
и на внешнем рынке; обеспечение имиджа
фирмы в среде покупателей, деловых людей
и др.
В основном все факторы , как внутренние, так и внешние,
тесно связаны между собой, и все они влияют на качество продукции . Всегда необходимо помнить,
что на каждом этапе развития предприятия
степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие
службы предприятия должны их ранжировать
по степени влияния и отдавать предпочтение
тем из них, которые в наибольшей степени
влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами
и более эффективно управлять качеством
продукции.
13.Экономическая сущность, состав, структура и виды оценок основных фондов.
Основные фонды (в стоимостной оценке основные средства, основной капитал) — это часть активов предприятия, которая учавствует в производственном процессе,сохраняет при этом свою натуральную форму, а свою стоимостьпереносит на затраты по частям, по мере изнашивания.
К основным средствам относятся активы, которые отвечают одновременно следующим уровням:
-используются в
-срок полезного использования не менее 12 мес или одног операционного цикла, если он превышает 12 мес
-непредполагается последующая перепродажа
-способность приносить выгоду
-стоимость основного средства, не ниже установленной
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА БЫВАЮТ:
1 по назначению:
-производственные
-непроизводственные
2 по степени участия в производственном процессе:
-активные
-пассивные
3 по видам:
Здания, сооружения,оборудование и т.д
4 по принадлежности:
-находящиеся на праве собственности