Шпаргалка по экономике предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка

Описание работы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.

Файлы: 1 файл

Шпоры по эк предприятий.docx

— 190.86 Кб (Скачать файл)

-Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

 

7.Сущность  и значение малого бизнеса.  Критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

Бизнес  - самостоятельная, осуществляемая на свой страх  и  риск  и  под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. 

Бизнес  в небольших масштабах на  малых   предприятиях  называется  малым  

Сущность   малого   предприятия  трактуется следующим образом: « Малое   предприятие  - небольшое  предприятие  любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников  и  занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для  предприятия ». 

К   малому   предприятию  относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим  критериям , установленным государством, относится  к   малому   бизнесу .

Предприниматели без образования  юридического лица также относятся   к   малому   бизнесу 

Развитие в России  малого   бизнеса  имеет большое народно-хозяйственное  значение  в силу следующих обстоятельств:

* мелкий бизнес позволяет  заполнить все наши рынки  и  наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;

* для создания мелких  фирм не требуются крупные  инвестиции и длительный срок  их сооружения;

* развитие мелкого бизнеса  - это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

* мелкие  предприятия  проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;

* мелкие фирмы могут  быстрее и дешевле перевооружиться,  внедрять и апробировать новую  технологию, проводить частичную  или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  автоматизированного и ручного  труда;

* развитие мелкого бизнеса  позволяет в значительной степени  решить или смягчить проблему  безработицы;

* с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников,  заинтересованный в стабилизации  экономики и наведении элементарного  порядка в стране;

* малый бизнес отличается  от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

* в современных условиях  РФ, когда процесс становления  малого бизнеса в нашей стране  находится на начальном этапе,  его дальнейшее развитие в  количественном и качественном  плане является важнейшим фактором  поступательного подъема национальной  экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

* в снижении уровня  безработицы;

* в более полном удовлетворении  потребностей граждан в продукции  и услугах;

* в улучшении качества  обслуживания;

* в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высокообразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

* в формировании среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

* в формировании многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени  заинтересованы в обеспечении  порядка и стабильности в обществе  и экономике;

* в снижении забастовок  и социальной напряженности в  обществе.

Разработка  и  применение  критериев  для  отнесения   предприятий   к   малому   бизнесу  имеют большое научное  и  практическое  значение, а отсюда вытекает  и  большая ответственность государственных органов за их принятие.

В мировой практике для   отнесения   предприятий   к   малым  используется более 50  критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

* средняя численность  занятых на  предприятии  работников;

* ежегодный оборот  предприятия , полученный за год;

* величина активов.

В соответствии с Законом  РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке  малого  предпринимательства в РФ» под субъектами  малого  предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных  и  религиозных организаций (объединений), благотворительных  и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами  малого  предпринимательства, не превышает 25%,  и  в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малые   предприятия ):

* в промышленности, строительстве   и  на транспорте - 100 чел.;

* в научно-технической  сфере - 60 чел.;

* в оптовой торговле - 50 чел.;

* в розничной торговле   и  бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

* в других отраслях   и  при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

 

8.Понятие  и показатели концентрации и  размеров производства. Эффект масштаба

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:

• увеличения выпуска однородной продукции (специализи-рованные предприятия);

• увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

• увеличения количества машин, оборудования, технологи-ческих линий на прежнем техническом уровне;

• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;

• одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;

• развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки  зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники  и технологии и увеличения единичной  мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

Основными  показателями  уровня  концентрации  в промышленности являются  размеры  предприятий, определяемые:

годовым выпуском продукции;

среднегодовой численностью работающих;

среднегодовой стоимостью основных фондов;

потреблением электроэнергии за год;

удельным весом крупных  предприятий в выпуске продукции  всей отраслью;

средним  размером  предприятия в отрасли.

В каждой отрасли промышленности размер предприятий должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья   и  готовой продукции  и  рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.

Под оптимальными размерами  производства  в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров  и  обязательств по  производству  продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат  и  максимально возможной эффективностью.

В каждой конкретной отрасли  имеются оптимальные  размеры  предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического  эффекта   концентрации  от сочетания оптимальных  производств  с условиями  и  факторами организации и размещения производства в данной отрасли.

Соотношение между относительным  изменением объема выпуска и относительным  изменением затрат факторов  производства  называется  эффектом   масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают:

положительный (растущий)  эффект   масштаба , когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X)

постоянный (неизменный)  эффект   масштаба , когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X)

отрицательный (снижающийся)  эффект   масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов  производства ,F(aX) > aF(X) .

Поскольку характер и длительность действия  эффекта   масштаба  обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный  масштаб   производства.

 

9.Сущность  и экономическое содержание специализации  предприятий.

Специализация  — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных  предприятиях   и  их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация  промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда.  Специализация  ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной  и  технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования  и  технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.

Различают  специализацию  промышленности,  предприятия,  специализацию  внутри  предприятия.  Специализация  промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей  и  создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между  предприятиями  данной отрасли. 

Специализация   предприятия   и  его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

Направления  специализации:

1)создание или выделение  отраслей  и   предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;

2)расчленение процесса  изготовления продукта на ряд  частичных процессов  и  концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;

3)выделение  и  создание самостоятельных предприятий  и  цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий)

Развитие  специализации  оказывает самое существенное воздействие на эффективность общественного производства  и  отдельного  предприятия  в силу следующих обстоятельств:  

-специализация  является основой для механизации  и  автоматизации производства;

на специализированных  предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных  предприятиях;

-на специализированных   предприятиях  больше возможностей для применения более производительной техники  и  технологии  и  наиболее эффективного их использования;  

-специализация  позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации  и  автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы  и  концентрации производства;

-развитие  специализации  обусловливает необходимость объективного развития стандартизации  и  унификации производства;  

-специализация  позволяет даже на мелких  предприятиях  механизировать  и  автоматизировать производство  и  обеспечить высокую эффективность.

Информация о работе Шпаргалка по экономике предприятий