Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
-Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.
7.Сущность
и значение малого бизнеса.
Критерии отнесения
Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым
Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: « Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия ».
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям , установленным государством, относится к малому бизнесу .
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
* мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
* для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
* развитие мелкого бизнеса
- это одно из действенных
* мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
* мелкие фирмы могут
быстрее и дешевле
* развитие мелкого бизнеса
позволяет в значительной
* с развитием мелкого
бизнеса появляется средний
* малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
* в современных условиях
РФ, когда процесс становления
малого бизнеса в нашей стране
находится на начальном этапе,
его дальнейшее развитие в
количественном и качественном
плане является важнейшим
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
* в снижении уровня безработицы;
* в более полном удовлетворении
потребностей граждан в
* в улучшении качества обслуживания;
* в более высокой
* в формировании среднего
класса в обществе как основы
для развития экономики и
* в формировании
* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:
* средняя численность занятых на предприятии работников;
* ежегодный оборот предприятия
* величина активов.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малые предприятия ):
* в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.;
* в научно-технической сфере - 60 чел.;
* в оптовой торговле - 50 чел.;
* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
* в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
8.Понятие и показатели концентрации и размеров производства. Эффект масштаба
Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
• увеличения выпуска однородной продукции (специализи-рованные предприятия);
• увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
• увеличения количества машин, оборудования, технологи-ческих линий на прежнем техническом уровне;
• применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
• одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
• развития комбинирования взаимосвязанных производств.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Основными показателями уровня концентрации в промышленности являются размеры предприятий, определяемые:
годовым выпуском продукции;
среднегодовой численностью работающих;
среднегодовой стоимостью основных фондов;
потреблением электроэнергии за год;
удельным весом крупных
предприятий в выпуске
средним размером предприятия в отрасли.
В каждой отрасли промышленности
размер предприятий должен определяться
оптимальными размерами производства,
условиями транспортировки
Под оптимальными размерами производства в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.
В каждой конкретной отрасли имеются оптимальные размеры предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического эффекта концентрации от сочетания оптимальных производств с условиями и факторами организации и размещения производства в данной отрасли.
Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают:
положительный (растущий) эффект масштаба , когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X)
постоянный (неизменный) эффект масштаба , когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X)
отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства ,F(aX) > aF(X) .
Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.
9.Сущность
и экономическое содержание
Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.
Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.
Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.
Направления специализации:
1)создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий;
2)расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;
3)выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий)
Развитие специализации оказывает самое существенное воздействие на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:
-специализация является основой для механизации и автоматизации производства;
на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
-на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
-специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
-развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства;
-специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.