Шпаргалка по экономике предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка

Описание работы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.

Файлы: 1 файл

Шпоры по эк предприятий.docx

— 190.86 Кб (Скачать файл)

Значительное влияние  на деятельность предприятий оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране научно-технический потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчур-

ной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных  и технических факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.

Деятельности предпринимательских  предприятий способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важное значение в этом ряду имеет также уровень демократической гласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз

данных, библиотек и др. источников.

Наконец, определенное влияние  на деятельность предпринимательских  организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.

На деятельность предприятия  в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др.

Отдельного изучения заслуживает  важная часть внешней среды предприятия — деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальные организации, международный сектор.

 

5. Среда  функционирования предприятия: характеристика  внутренней среды.

составляющие внутренней среды предприятия:

• производственно-технические  факторы;

• социальные условия и  составляющие;

• экономические факторы;

• информационная составляющая;

• маркетинговый фактор;

• фактор деловых отношений  и поведения сотрудников.

Производственно-технические  факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.

От состава машин и  оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического  и морального износа, интенсивности  применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех  деятельности предприятия: количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.

Не меньшее влияние  на эти показатели деятельности предприятия  оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительную роль и воздействие  на все составляющие внутренней среды  предприятия оказывают применяемые  на предприятии технологии. Они оказывают  влияние на персонал предприятия, его  квалификацию и уровень образования, методы стимулирования труда, культуру поведения.

Социальная составляющая внутренней среды предприятия. Сюда входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.

В последние годы большое  внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.

Информационная составляющая — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.

Основное назначение информационных технологий — максимальное приближение  персонала управления предприятием к вы-

полнению ими основной функции — принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций.

Маркетинг. Он предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.

Деловые отношения и поведение сотрудников — перекликается с социальными условиями. Многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за несложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения — не только ус-

пешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для  вас направлении.

 

6.Механизм  государственного воздействия на  предпринимательскую деятельность  и экономику страны.

Государство для выполнения своих функций  и  регулирования  экономики  использует как экономические (косвенные), так  и  административные (прямые) методы  воздействия   на   предпринимательскую   деятельность   и   экономику   страны, принимая  и  корректируя соответствующие законодательные акты  и  постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт  стран  с развитой рыночной  экономикой  показывает, что в условиях реформирования  экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности  и  оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать  на   предпринимательскую   деятельность   и   экономику   страны, чтобы не разрушить рыночной основы  и  не допустить кризисных явлений.

Экономические методы  воздействия  государства  на   предпринимательскую   деятельность  в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования   экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов  и  ресурсов, ценообразование,  государственная   предпринимательская   деятельность, кредитно-финансовые  механизмы   и  др.

Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том  случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

естественная  государственная  монополия  (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

•          охрана окружающей среды  и  использование ресурсов;

•          сертификация, стандартизация, метрология;

•          социальная политика, прежде всего, — это определение  и  поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице  и  т.д.).

Для создания нормальных условий  для  предпринимательской   деятельности, стабилизации  и  подъема  экономики  государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной  и  других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так  и  административные методы.

- Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование  государственным  бюджетом  и  налогообложением с целью стабилизации  и  оживления  экономики.

- Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Под единой научно-технической политикой государства понимается   система   целенаправленных   мер,   обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

- Инвестиционная политика. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

- Амортизационная политика — составная часть общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов.

- Кредитно-денежная политика — это целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.

-Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство  является прямым вмешательством государства  в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие  условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

-Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного  планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики  за предшествующий период, исходя из экономической  политики и имеющихся ресурсов, устанавливает  на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального  дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и  др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов. С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

-Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Информация о работе Шпаргалка по экономике предприятий