Шпаргалка по «Экономике предприятий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 04:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике предприятий»

Файлы: 1 файл

bilety_vse.docx

— 269.58 Кб (Скачать файл)

- Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления.

Подходы к определению менеджмента.

Существуют следующие подходы к определению менеджмента: 
1) наука и практика; 2) процесс принятия управленческого решения 
3) орган или аппарат управления; 4) люди, управляющие организацией 
5) функция или процесс (вид деятельности); 6) искусство. 
1) Менеджмент как Наука и практика 
Наука «Менеджмент» близка к науке «Управление». Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. 
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. 
2) Менеджмент как Процесс принятия управленческого решения 
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя (т.е. менеджера) и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. 
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением. Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. 

3) Менеджмент  как Организация 
Менеджмент – это организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). 
Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности. Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности – функций. 
В зависимости от конкретных функций организация делится на: подразделения, выполняющие возложенные на них задачи, отражающие реализацию специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией. 
Т.о., менеджмент как организация представляет собой: 
– орган управления. 
– уровни аппарата управления 
– организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом 
– система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект 
– управление любой организацией: государственным учреждением, в армии, в церкви, в непредпринимательских корпорациях, т.е. независимо от целей их деятельности 
4) Менеджмент как Люди, управляющие организацией 
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления. Это определенная категория людей различных направлений (экономического, технического, научного и т.д.). Они способствуют достижению целей организации путем обеспечения условий для производительного и эффективного труда занятых в организации работников. Отсюда следует, что менеджер должен обладать умением добиваться поставленных результатов путем максимального использования потенциала других людей. Поэтому менеджмент учитывает такие факторы, как организационная (корпоративная) культура, стиль руководства, форма управления, участие работников в собственности, прибыли и процессе управления организацией. 
5) Менеджмент как Функция, процесс или вид деятельности 
Историческое развитие менеджмента определило его сущность как функцию, отличающуюся от выполнения работ и по содержанию, и по назначению. С зарождением капитализма и индустриализации в Европе менеджмент стал профессиональным видом деятельности, необходимым для направления работников и эффективного решения задач организации. 
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 
В настоящее время рассматривается три подхода к определению функций менеджмента: 
а) процессный подход (понимание менеджмента как связанного процесса, имеющего обратную связь) 
б) системный подход (понимание менеджмента как управления элементами организации, взаимосвязанными друг с другом и элементами внешней среды) 
в) ситуационный подход (понимание менеджмента как процесса принятия решений исходя из специфики каждой конкретной проблемной ситуации) 
6) Менеджмент как Искусство 
Искусство управления – это комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления, а именно: 
– развитость интуиции, 
– осознанный опыт работы, 
– характер образования, 
– профессионализм, 
– коммуникабельность, 
– тип мышления, 
– устойчивость убеждений, 
– решительность, 
– инициативность 
Искусство управления нельзя связывать только с аналитической работой по оценке ситуаций и поиску удачных решений. Следует помнить, что работа менеджера – это не только выбор решения, это работа с людьми, коммуникативная, мотивационная и информационная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность и виды рядов динамики

Статистика должна дать характеристику изменений статистических показателей во времени. На все эти запросы может дать ответ процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени, который принято называть динамикой.

Для отображения динамики строят динамические ряды (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. Отдельные значения показателя будут называться уровнями, а вся их последовательность – рядом динамики (динамическим рядом).

Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда, показатели времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени. Уровни ряда обозначаются через «у», моменты или периоды времени, к которым относятся – через «t».

Ряды динамики можно классифицировать по следующим признакам:

1)В зависимости  от способа выражения уровней  ряды динамики подразделяются  на ряды:

- абсолютных, - относительных, - средних величин.

2) В зависимости  от отображаемого периода времени  на:

- моментные, - интервальные.

Если в ряду время задано в виде конкретной даты (момента времени), то этот ряд называется моментным. Ряд, в котором время задано в виде промежутков времени – лет, месяцев, суток – называется интервальным.

3)В зависимости  от расстояния между уровнями, ряды динамики подразделяются  на ряды

- с равноотстоящими уровнями, - неравноотстоящими уровнями во  времени.

Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат, называются равноотстоящими. Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются неравноотстоящими.

4) В зависимости  от наличия основной тенденции  изучаемого процесса, ряды динамики  подразделяются на

- стационарные, - нестационарные.

Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) – постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным, и ряды динамики также называются стационарными.

 Но экономические процессы  во времени обычно не являются  стационарными, т.к. содержат основную  тенденцию развития, но их можно  преобразовать в стационарные  путем исключения тенденций.

5) По числу  показателей ряды динамики могут  быть изолированными и комплексными.

Если ведется анализ во времени одного показателя, то имеем изолированный ряд динамики; комплексный ряд динамики получаем, когда в хронологической последовательности дается система показателей, связанных между собой единством процесса или явления.

4. Основные принципы организации  производственных процессов

-Принцип дифференциации предполагает разделение производственного процесса на отдельные части - процессы, операции - и их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия.

Принципу дифференциации противостоит –

 принцип комбинирования, который означает объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенных видов продукции в пределах одного участка, цеха или производства.

- Принцип  концентрации означает сосредоточение определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально-однородных работ на отдельных рабочих местах, участках, в цехах или производствах предприятия.

- Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов производственного процесса. Реализация этого принципа предполагает закрепление за каждым рабочим местом и каждым подразделением строго ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей или изделий.

- Принцип  пропорциональности заключается в закономерном сочетании отдельных элементов производственного процесса, которое выражается в их определенном количественном отношении друг с другом.

- Параллельность  достигается при обработке одной детали на одном станке несколькими инструментами, одновременной обработкой разных деталей одной партии по данной операции на нескольких рабочих местах, одновременной обработкой тех же деталей по различным операциям на нескольких рабочих местах, одновременным изготовлением различных деталей одного и того же изделия на разных рабочих местах.

- Под  прямоточностью понимают такой принцип организации производственного процесса, при соблюдении которого все стадии и операции производственного процесса осуществляются в условиях кратчайшего пути прохождения предмета труда от начала до конца.

- Ритмичностью  выпуска называется выпуск одинакового или равномерно увеличивающегося (уменьшающегося) количества продукции за равные отрезки времени.

- Принцип  непрерывности реализуется в таких формах организации производственного процесса, при которых все его операции осуществляются непрерывно, без перебоев, и все предметы труда непрерывно движутся с операции на операцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11)

1. Сущность и виды цен. Методы  определения цен на продукцию  и услуги

С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость вычислить очень сложно. С позиций рыночной экономики цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Виды цен:

В зависимости от характера обслуживаемого оборота цену подразделяют на оптовые (отпускные), розничные.

- Оптовые (отпускные) цены  устанавливаются на промышленную  продукцию для производителей, т. е. это цены, по которым сельскохозяйственные  предприятия и организации продают  государству произведённую ими  сельскохозяйственную продукцию.

-Розничная цена – цена, по которой продаётся товар  населению поштучно или мелкими  партиями, в розницу.

Также существуют договорные, государственные цены, мировые цены.

- Договорные цены –  подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением  покупателя и продавца, под воздействием  спроса и предложения, конкуренции  и прочих рыночных условий.

- Государственные цены  в рыночной экономике устанавливаются  вовсе не на продукцию государственных  предприятий, а на продукцию предприятий-монополистов, базовые (для экономики данной  страны) ресурсы, а также на социально  значимые товары.

- Мировые цены – цены, применяемые при реализации товаров  на мировом рынке.

 Так же существуют: фиксированные, регулируемые и предельные цены.

- Фиксированная цена –  это твёрдо уставленная государством  цена. Примером могут служить  тарифы на электрическую энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые  нужды для населения.

- Регулируемая цена –  это цена, устанавливаемая органами  государственной власти и управления  или органами исполнительной  власти на местах по соответствующей  номенклатуре продукции. Цены устанавливаются  в соответствии с методами, правилами  и нормативами,

- Предельная  цена– государственная цена товара, ограниченная размерами, установленными органами власти и управления, цена реализации может быть ниже предельного уровня, но не выше его.

Методы:

Различают: затратные и параметрические методы ценообразования.

- Затратные  методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции:

Метод полных издержек — это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.

- Параметрические  методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров:

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров.

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров.

Подход к ценообразованию зависит от этапа жизненного цикла изделия, от типа рынка (рынки чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополистической конкуренции), от эластичности спроса по ценам, по доходу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по «Экономике предприятий»