Шпаргалка по предмету "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

Otvety_na_gos_ekzameny_mmk.docx

— 2.78 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Менеджмент

1. Основные подходы и школы в развитии науки управления

В настоящее время известны 4 основных подхода в развитии управленческой науки.

  1. Подход с позицией выделения 5 школ:
  • Школа научного управления (принцип Тейлора)
  • Классическая (административная) Анри Файоль -основатель,принцип-единоначалие
  • Школа человеческих отношений в управлении(основатели Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер
  • Школа поведенческих наук
  • Школа научного управления (количественные методы) Генри Форд
  1. Ситуационный.
  1. Системный.
  2. Процессный. (туда входит планирование,организация ,мотивация,контроль,координация)

2. Вклад отечественных ученых в развитие науки управления(нет)

Чрезвычайно высокая скорость протекания социально-экономических, политических процессов, определяющих среду существования российского менеджмента

  • Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в РФ
  • Культурная среда, особенности общественного сознания и др.

Проблемы:

  • Спрос не изучен, непонятен, наличие спроса определяется по факту, результатам продаж
  • Уверенность в том, что РФ не может устанавливать долгосрочные цели по сохранению и развитию бизнеса
  • Отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев

3.Национальные модели менеджмента: сравнительная характеристика

В США человек может всю жизнь проработать на одной должности если его это устраивает – в Японии считают, что долгая работа в одной должности приводит к потере интереса к работе и уровень ответственности падает.

В Японии принимают на работу на всю жизнь и не спешат с оценкой работы и продвижением по службе, а в Америке принимают на работу на временный контракт, что позволяет быстро оценивать работу сотрудника и назначать повышение.

В Японии коллективное принятие решений, ответственность, а в США индивидуальный подход к каждому сотруднику, стимулирование самостоятельности.

 

4. Сущность менеджмента. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление»

Соотношение «управления» и «менеджмента»

1) люди, управляющие организацией

2) орган или аппарат управления

3) искусство (практика) выполнения  работы

4) наука (область человеческого  сознания)

Менеджмент – это

Управление - это воздействие на какую-то систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении. Всякое управление предполагает наличие цели, т.е. модели желаемых изменений. Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия, называется управляемой или – объектом управления. Носителем цели управления является субъект управления.

5. Принципы управления.

Принципы менеджмента впервые ввёл Ф. Тейлор в 1911г

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие  имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

6. Методы управления: организационно-административные, экономические, социальные, психологические

Основные методы управления:

  1. экономические (зарплата, бонусы)
  2. административные (приказ, карьерный рост)
  3. социально – психологические (похвала, благодарность)

методы управления – это способ воздействия управляющей подсистемы субъекта управления для достижения поставленных целей.

7. Процесс управления. Основные функции

Процесс управления – это совокупность непрерывно последовательно выполняемых взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов для достижения целей организации.

Общие функции управления являются обязательными для успешной работы любой организации. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем в его работе "Общее и промышленное управление" в 1916 г.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей.

Организация. формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста".

Контроль. оценка и  анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей.

 

8. Системный подход в управлении. Организация как система

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов

Основные принципы системного подхода

  1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  2. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  5. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

 

9. Внешняя среда организации

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.

 Факторы  макроокружения, создающие условия  среды нахождения организации:

1)  экономические, характеризующие  состояние экономики страны (темпы  инфляции, уровень безработицы, природные  ресурсы, климат, величина заработной  платы);

2)  правовые, совокупность законов  и других нормативных актов, устанавливающих  правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация;

3)  политические, определяющие направление  и методы развития общества (главенствующая  политическая идеология, стабильность  правительства, сила оппозиции);

4)  социальные явления и процессы (отношение людей к труду и  качеству жизни, ценности, традиции  и национальные особенности, демографическая  структура общества, уровень образования);

5)  технологические, определяемые  развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Факторы непосредственного окружения организации:

1)  покупатели.

2)  поставщики.

3)  конкуренты

4)  рынок рабочей силы обеспечивает  организацию кадрами необходимой  специальности и квалификации, уровня  образования и др.

 

10. Жизненный цикл организации. Стадии и кризисы организационного развития

1 этап – зарождение, создание организации – нечёткие цели, свободный творческий процесс. Основная задача – выход на рынок и максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.

2 этап – рост. Формируется миссия. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов. Цель – кратковременная прибыль, ускоренный рост, выживание за счёт жёсткого и грамотного руководства. Захват части рынка.

3 этап – зрелость. Структура стабилизируется, вводятся правила, возрастает роль руководства. Цель -  повышение эффективности. Задача – повышение имиджа и рост профессионализма сотрудников.

4 этап – упад или старение. Происходит в результате конкуренции и сокращения рынка. После этого этапа происходит либо ликвидация либо возрождение. Цель – возрождение и усиление своих позиций на рынке.

11. Планирование в системе менеджмента

Это процесс разработки плана, определяющего то, что нужно достичь и какими методами.

Задачи: выбор оптимальной стратегии, обеспечение устойчивости функционирования и развития организации, комплексное обеспечение выполнения планов.

Принципы: точность, гибкость, непрерывность, экономическая обоснованность, социальная ориентация плана, сбалансированность плана

Включает в себя: анализ ситуации, установление целей и задач, разработка стратегии, оценка альтернативных вариантов, определение необходимых ресурсов, доведение плана до всех кто его выполняет.

Бывает стратегическое (более детальное, составляется на год) и оперативное (основывается на основе бизнес-плана, который включает в себя краткое содержание, историческую справку, основные продукты, анализ рынка, производство, управление, организацию и персонал, собственность, риски и доходы, задачи и основные этапы). Бизнес-план разрабатывается в случае  освоения новых сфер деятельности, создании новых сфер бизнеса, внедрения новых продуктов, решения вопроса выхода организации из кризиса.

12. Понятие и особенности организации как функции менеджмента

Задачи:

  • деление организации на части и делегирование выполнения задач путём распределения полномочий и ответственности,
  • формирование организационной структуры, налаживание взаимодействия её элементов, обеспечение деятельности организации всеми ресурсами.

Условия: непрерывность, наличие цели, разделение труда, делегирование обязанностей и полномочий.

13. Организационные структуры управления: типология, характеристика

Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов системы управления, обеспечивающих целенаправленное функционирования и развития организации.

Виды:

  1. технологическая,
  2. производственная, финансовая,
  3. социальная, и
  4. информационная,
  5. организационная.

Бывает линейная, линейно-функциональная и функциональная.

14. Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации

  1. Содержательная теория:
  1. пирамида Маслоу:

2)Двухфакторная  теория Герцберга

  1. Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) — административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными
  2. факторы, мотивирующие к работе (мотиваторы) — достижения, признание заслуг, ответственность, возможности для карьерного роста.
  1. Процессуальная теория:
  1. Врум "Теория ожидания"- ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты умножить на ожидания, что результаты повлекут за собой вознаграждение умножить на ожидаемая ценность вознаграждения = мотивация
  2. Стейси Адамс «теория равенства» суть – сравнение оценки своего труда с чужим.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономика организации"