Система управления краткосрочными обязательствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендаций по улучшению системы управления краткосрочными обязательствами предприятия.
Исходя из цели работы были сформированы следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание и роль краткосрочного кредита в финансировании производственно-коммерческой деятельности предприятий;
изучить организацию действующего механизма кредитования на предприятии;
дать оценку эффективности использования кредита;
рассмотреть прогнозирование потребности в кредите;
рассмотреть совершенствование механизма банковского кредитования;
рассмотреть использование предприятием небанковских форм кредита.

Файлы: 1 файл

курс. ПГУ Краткосрочное кредитование.docx

— 95.46 Кб (Скачать файл)

Можно сделать вывод, что  отрицательное значение ЭФР приводит к снижению рентабельности собственного капитала, использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.

Для оценки эффективности  заемных средств используют также  систему аналитических показателей. Важнейшие из них следующие:

1) Коэффициент финансовой напряженности.

 

К фин.напр. = Заемные средства/валюта баланса                                        (3)

 

Данный коэффициент показывает долю заемных средств в валюте баланса заемщика, рекомендуемое  значение – не более 0,5 (50%).

В ОАО «Биробиджанстрой»  на конец 2012 года К фин.напр. = 67830/88029 = 0,77 (77%), т.е. значение данного коэффициента находится вне пределов допустимой нормы.

2) Обобщенный коэффициент финансовой устойчивости

 

ОКфу = (СК+ДО)/активы,                                                                              (4)

 

где СК – собственный  капитал;

ДО – долгосрочные обязательства.

Данный параметр выражает ту часть актива баланса, которую  покрывают за счет наиболее устойчивых источников. Рекомендуемое значение коэффициента – 0,7-0,8 (70-80%).

В ОАО «Биробиджанстрой»  на конец 2012 года  ОКфу = 20199/88029=0,23 (23%), т.е. значение данного коэффициента находится вне пределов допустимой нормы

Из всего выше изложенного  можно сделать вывод, что в  общей сложности привлечение  кредита имеет негативные последствия для финансового положения ОАО «Биробиджанстрой».

Так же проанализировав приведенные  выше показатели можно сделать вывод, что ОАО «Биробиджанстрой» нецелесообразно повышать долю заемных средств в структуре капитала. Экономистам ОАО «Биробиджанстрой» необходимо постоянно анализировать эффекта финансового рычага, т.к. в случае получения отрицательного значения дифференциала финансового рычага ОАО «Биробиджанстрой» рискует тем, что может израсходовать свой собственный капитал на погашение обязательств.

 

 

 

 

2 Пути совершенствования организации краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов

 

 

2.1 Совершенствование прогнозирования потребности предприятия в краткосрочных кредитах

 

 

Прогнозирование краткосрочных  долговых обязательств, т.е. расчет ожидаемых  сумм краткосрочной кредиторской задолженности  по месяцам в течение года, в  условиях российской экономики может  оказаться весьма ориентировочным, но необходимым, так как без него невозможно управлять финансовой деятельностью  предприятия и избежать неожиданной  нехватки денежных средств в самое  неподходящее время.

Расчеты краткосрочной задолженности  на перспективу ведутся на основе бюджета денежных поступлений, связанных  с основной производственно-сбытовой деятельностью, и данных финансовой отчетности о движении денежных средств.

Ключевым моментом в расчете  ожидаемых денежных поступлений  является прогноз продаж, и оценка влияющих на его объем факторов. Для прогнозирования используют прагматические и экстраполяционные  методы.

Среди прагматических методов  наиболее известны метод Делфи, анализ мнения специалистов и опрос покупателей. Метод Делфи основан на изучении мнения экспертов в индивидуальном порядке для предотвращения склонности к единодушному и однозначному решению. Прогноз на основе усредненного мнения специалистов из разных отделов позволяет  произвести простую и достаточно качественную оценку планируемых продаж и соответственно долговых требований без расчета статистических показателей. Его недостаток состоит в изоляции от внешних мнений и возможности  группового прессинга. В качестве источника прогнозов может использоваться опрос покупателей и клиентов при помощи контактов по телефону, персонального интервьюирования и анкетирования. В дальнейшем с использованием статистического анализа эти результаты обобщаются в виде гипотез.

Предпосылкой перспективной  оценки объема продаж и соответственно величины долговых требований и обязательств на основе методов экстраполяции  является наличие достаточно длинного временного ряда препятствующих значений этих величин, стабильность условий  работы предприятия, устойчивость тенденций  его развития. Важное значение имеют  и сроки прогнозирования: чем  они короче, тем надежнее результаты экстраполяции.

Надежность прогнозов  при использовании экстраполяционного метода зависит в первую очередь  от формулировки функции, выражающей прошлые  тенденции, от ее стабильности и эластичности. С целью установления параметров этой функции используют специфические  экономико-статистические методы, подробно описанные в специальной литературе.

На основе полученных прогнозов  составляется бюджет денежных поступлений  и оттока средств, в том числе  поступлений от возврата долгов и  оттока от ожидаемого увеличения или  уменьшения краткосрочной задолженности (таблица 10).

 

Таблица 10 - Бюджет денежных поступлений и оттока средств в ОАО «Биробиджанстрой», тыс. руб.

Показатели

2011 год

2012 год

Денежные поступления, руб., в том  числе от продаж: Продукции, товаров, услуг основных средств и иного  имущества

108137

114087

Прочие поступления 

---

---

Итого поступления 

108137

114087


 

 

Продолжение таблицы 10

Денежные платежи, руб.,

в том числе на оплату:

счетов поставщиков и подрядчиков 

 

41307

                 

55009

процентов по долговым обязательствам

---

564

в связи с оплатой труда работников

25699

32364

налогов

10922

13914

в подотчет

19444

---

прочие платежи

9055

11694

Итого платежи

106427

113545

Поступления минус платежи

1710

542

Начальное сальдо денежных средств

45

1255

Конечное сальдо денежных средств

1255

691


 

Данные об остатке денежных средств на 1 января получают из баланса  предприятия ОАО «Биробиджанстрой». Конечное сальдо на конец 2010 года становится начальным остатком денежных средств на начало 2011 года и т.д. В приведенном примере бюджет денежных средств показывает, что не было необходимости привлечения кредита в 2012 году. Но руководство предприятия получило кредит более, чем уже имеющаяся задолженность предприятия. В дальнейшем кредиторская задолженность предприятия ОАО «Биробиджанстрой» может быть существенно уменьшена за счет того, что на предприятии приток денежных средств превышает их отток.

 

 

2.2 Совершенствование механизма  банковского кредитования

 

 

Кредитование малого бизнеса  – сложный механизм взаимоотношений  между банками и представителями  малого бизнеса. Для решения проблем  кредитования бизнеса необходимо комплексный  и системный подход. Поддержка  должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры.

Развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса.

Банкам необходимо разработать  единую методологию определения  малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень  ликвидности залогового обеспечения  достаточный для минимизации  банковских рисков и приемлемый для  малого бизнеса.

Постепенное улучшение условий  кредитования.

Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры  получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем  уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт  и удобство кредитования. В перспективе  ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.

Развитие стартовых проектов.

Кредитование малого бизнеса  в будущем будет тесно связано  с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды  содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных  фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.

Развитие кредитных бюро.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторыв России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может  в течение получаса запросить  и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных  бюро далека от совершенства. На запросы  и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения  кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса  для клиентов с положительной  кредитной историей. Таким малый  бизнес сам будет заинтересован  в долгосрочном сотрудничестве с  банком, ответственно подходит к ведению  бухгалтерского учета и отчетности.

Поддержка со стороны государства.

Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.

Повышение доверия между  банками и бизнесом

Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки  должны вести активную рекламу своих  кредитных продуктов, объяснять  их преимущества и просвещать, таким  образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе  грамотная информационная поддержка  бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам.

Кредитование малого бизнеса  в России имеет хорошие перспективы  в связи с большим спросом  представителей бизнеса на кредитные  продукты. Банки же имеют все возможности  для удовлетворения финансовых потребностей предпринимателей. В настоящее время  эти потребности удовлетворены  на 30-40 %, и банки не упустят возможности  увеличения своего дохода от результатов  кредитования бизнеса. Увеличивающиеся  год от года объемы кредитования только подтверждают эту тенденцию.

В течение следующих лет  можно спрогнозировать вероятное  снижение процентных ставок по займам, увеличение сроков кредитование, упрощения  процедуры оформление кредитов, а в целом - кредитование малого бизнеса станет более доступно широкому кругу предпринимателей. Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом представляемых банками услуг. Поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции. В России в настоящее время действуют большое количество банков, в т.ч. и региональных, которые специализируются именно на услугах предоставления кредитов, в т.ч. и для бизнеса.

Кредитование малого бизнеса  в настоящее время характеризуется  следующими основными тенденциями, определяющими дальнейшие перспективы  развития банковских услуг для бизнеса:

- малый бизнес проявляет значительный интерес к продуктам банковского кредитованию;

- увеличение количества банков, предлагающих кредиты для бизнеса;

- как следствие двух предыдущих пунктов, снижение процентных ставок по кредитам, увеличение сроков кредитование;

- стандартизация процесса кредитования (разработка единых требований, перечня документации и т.д.);

- улучшение банковского сервиса и упрощение процедуры получения кредита для бизнеса;

- увеличение предлагаемых кредитных продуктов для открытия и развития бизнеса.

Конкуренция среди банков идет даже не в части предоставления заниженных процентных ставок, а в  качестве предоставления удобного сервиса. Банки стараются обеспечить максимально  лучший комфорт при обслуживании – расширяют филиалы банков, офисы  продаж, ставят Интернет - киоски и т.д. В перспективе процентные ставки должны снизиться и стабилизироваться  на некоторой отметке, а хорошее  качество и упрощенная процедура  получения кредита станут неким стандартом. Эксперты полагают, что данный процесс произойдет не сразу (не будет иметь взрывного характера), а поэтапно.

Еще одной характерной  особенностью развития банковского  кредитования в России станет появление  и значительное увеличение количества банков, ориентированных на представителей бизнеса предлагающих кредиты для бизнеса.

Информация о работе Система управления краткосрочными обязательствами предприятия