- перемещение упакованных товаров в зону погрузки;
- погрузку.
Большинство
перечисленных операций сопровождается
их документальным оформлением.
1.2. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ СКЛАДСКОГО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.2.1. Операции по поступлению
товаров на склад
Операции по поступлению товаров составляют
начальную стадию складского технологического
процесса. Количество операций и последовательность
их выполнения зависят от размеров партий
товаров и видов транспортных средств,
которыми они доставляются на склад.
Разгрузка товаров
Прежде
чем приступить к непосредственной
приёмке товара, необходимо его
разгрузить. При разгрузке осуществляется
передвижение товаров с автотранспорта на товарную
платформу.
Разгрузку
осуществляют работники того
предприятия, чьим автотранспортом
был доставлен товар на склад,
то есть это могут быть работники
фирмы поставщика, транспортной
организации, фирмы покупателя. Если товар доставлен собственным автотранспортом
фирмы покупателя или железной дорогой,
разгрузку осуществляют работники склада.
Содержание
операций по разгрузке товаров
зависит от того, каким транспортом они были доставлены.
Если товары
поступили в железнодорожных вагонах, то выполняются
следующие основные операции:
- проверка целостности пломб и вскрытие вагона;
- осмотр состояния поступившего груза;
- разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны и тележки;
- первичная приёмка товаров по количеству;
- доставка сформированных партий товаров на участок приёмки, экспедиционный склад или зону хранения.
При поступлении
товаров в железнодорожных контейнерах
операции выполняются по следующей
схеме:
- проверка целостности пломб и состояния контейнера;
- перемещение контейнера на разгрузочную рампу;
- перемещение контейнера в зону приёмки товаров.
По этой
схеме будут выполняться операции,
если товары доставлены на
склад автомобильным транспортом:
- проверка целостности упаковки, первичная приёмка товаров по количеству;
- укладка товаров на поддоны и тележки;
- перемещение сформированных транспортных единиц в зону приёмки или хранения.
Штучные,
тарно-упаковочные и навальные
грузы транспортируются в вагонах.
Длинномерные и крупногабаритные
грузы доставляются в полувагонах и на платформах. Для транспортировки
жидких грузов используют цистерны. Универсальные
контейнеры могут доставляться на склады
на железнодорожных платформах или автомобилях.
Если склад
имеет железнодорожные пути, то
вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуются на близлежащую
железнодорожную станцию, а затем подаются
на ветку базы.
Контейнеры
поступают или непосредственно
на склад, или на контейнерную
площадку железнодорожной станции,
а затем доставляются на склад
автомобильным транспортом.
При поступлении
груза в неисправном вагоне
или контейнере или с нарушенной
пломбой необходимо произвести
сплошную проверку количества
и качества товаров и обязательно
составить коммерческий акт, который
является основанием для предъявления
претензии транспортным органам или поставщику.
Он должен быть составлен на специальных
бланках до получения груза от органов
транспорта. Если вагон имеет течь или
обнаружено, что груз испорчен вследствие
неисправности вагона, то дополнительно
к коммерческому акту составляется технический
акт.
Разгрузка
товаров может потребовать применение
физической силы, однако, во всех
случаях, когда возможно, следует
использовать оборудование для
перемещения грузов.
Для выгрузки
товаров применяют различные
типы подъёмно-транспортного оборудования:
- конвейеры;
- электропогрузчики;
- транспортёры;
- средства малой механизации.
При этом
непакетированные штучные грузы
предварительно формируют в пакеты,
используя поддоны, которые после
их загрузки перемещают в зону
приёмки товаров.
Товары
в разной таре по транспортёру
перемещают из машины и укладывают
на освобождённом от разгрузки
пространстве.
Для выгрузки
и перемещения автомобильных
контейнеров используют электротележки
с подъёмной платформой или
вилами. Всё более широкое применение находит и доставка
контейнеров в автомобилях, оборудованных
подъёмным устройством заднего борта,
что упрощает процесс разгрузки при поступлении
товаров в контейнерах.
Железнодорожные
контейнеры снимают с транспортных
средств при помощи мостовых кранов или автопогрузчиков.
Причём, процесс
разгрузки товаров должен быть
организован таким образом, чтобы
исключались встречные перевозки,
поэтому разгрузку поступивших
товаров и их погрузку при
отпуске желательно производить
на рампах, расположенных с разных сторон склада.
Разгрузка
транспортных средств должна
осуществляться при строгом соблюдении
установленных правил выполнения
погрузочно-разгрузочных работ.
При этом следует обращать
внимание на специальную маркировку
грузов.
Организация и технология приёмки
товаров по количеству и качеству на складе
Доставленные в зону приёмки
товары принимаются по количеству и качеству.
Следует
отметить, что приёмка товаров
по количеству и качеству является
одной из важных составных частей складского технологического
процесса. Она предусматривает проверку
выполнения поставщиками договорных обязательств
по количеству, ассортименту, качеству
и комплектности товаров.
Приёмка
товаров производится материально
ответственными работниками склада (обычно – заведующим складом
совместно с товароведом), уполномоченными
на то руководителем или заместителем
руководителя предприятия-получателя.
Она включает
следующие операции:
- проверку количества и качества поступающих товаров;
- оформление приёмки соответствующими документами;
- принятие товаров на учёт.
Порядок
проведения приёмки товаров определяется
сторонами договора поставки. По
их соглашению она может осуществляться
в соответствии с правилами,
установленными инструкциями «О
порядке приёмки продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления
по количеству» и «О порядке приёмки продукции
производственно-технического назначения
и товаров народного потребления по качеству».
Эти инструкции применяются во всех случаях,
когда стандартами, техническими условиями
или другими обязательными для сторон
правилами не установлен другой порядок
приёмки. Груз, поступивший на склад каким-либо
видом транспорта, первоначально принимают,
руководствуясь действующими на транспорте
правилами, установленными соответствующими
уставами, кодексами (например, Уставом
железных дорог, Воздушным кодексом).
Приёмка товаров по количеству
проводится с целью проверки соответствия
фактически поставленного количества
товаров количеству, указанному в транспортных
и сопроводительных (счёте-фактуре, спецификации,
описи, упаковочных ярлыках и др.) документах
производителя (изготовителя). Если товары
поступили без сопроводительных документов,
то их отсутствие не останавливает приёмку.
В этом случае составляется акт о фактическом
наличии товаров и в нём указывается, какие
документы отсутствуют. Место проведения
приёмки товаров зависит от способа их
доставки. Приёмка может производиться:
- на складе получателя;
- на складе поставщика;
- в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта.
На складе
получателя приёмку товаров производят,
если они доставлены поставщиком.
В этом случае кроме проверки
массы брутто и количества мест получатель может потребовать
от поставщика вскрытия тары и проверки
массы нетто и количества товарных единиц
в каждом месте. Если же товары поступили
в повреждённой таре, то получатель обязан
провести такую приёмку в момент доставки
их на склад.
На складе
поставщика приёмка производится
в том случае, если товары вывозятся
с этого склада получателем.
При этом товары, находящиеся
в исправной таре, принимают по
массе брутто и количеству
тарных мест, а окончательную
их приёмку производят на складе получателя. Товары, поставленные
без тары, в открытой или повреждённой
таре, окончательно принимаются на складе
поставщика.
Если товары
доставляются и выдаются органом
железнодорожного, воздушного или
автомобильного транспорта, то приёмка
осуществляется с их участием в месте вскрытия
опломбированных или в месте разгрузки
неопломбированных транспортных средств
и контейнеров или на складе соответствующего
органа транспорта.
Следует
иметь в виду, что приёмка товаров,
поступивших в исправной таре, по массе нетто и количеству товарных
единиц в каждом месте производится, как
правило, на складе конечного получателя.
Приёмка товаров по количеству производится
в установленные сроки.
Окончательная
приёмка товаров по массе нетто
и количеству товарных единиц в каждом месте производится
одновременно со вскрытием тары, но не
позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам
не позднее 24 часов с момента получения
товаров или с момента выдачи груза органом
транспорта. В районах Крайнего Севера,
отдалённых районах и других местностях
досрочного завоза приёмка непродовольственных
товаров производится не позднее 60 дней,
продовольственных товаров – не позднее
40 дней, а скоропортящихся товаров – не
позднее 48 часов с момента поступления
их на склад получателя.
В случае
обнаружения недостачи дальнейшая
приёмка приостанавливается, обеспечивается
сохранность товаров, и принимаются
меры по предотвращению их
смешения с другими однородными
товарами. О выявленной недостаче
товаров составляется акт за
подписями лиц, производивших приёмку.
Если при
приёмке товаров будет выявлено
несоответствие массы брутто
отдельных мест массе, указанной
в транспортных или сопроводительных
документах либо на трафарете,
то вскрытие тары и упаковки
в таких случаях производиться не должно.
Одновременно
с приостановлением приёмки получатель
обязан вызвать для участия
в её продолжении и составлении
двустороннего акта представителя
отправителя или изготовителя (если
товары поступили в ненарушенной
таре изготовителя, не являющегося отправителем). При этом вызов
представителя одногороднего отправителя
(изготовителя) является обязательным,
а иногороднего, – если это предусмотрено
в договоре.
Уведомление
о вызове представителя должно
быть направлено или передано
(по телефону, телеграфу и т.п.) не позднее 24 часов,
а в отношении скоропортящейся продукции
– немедленно после обнаружения недостачи,
если иные сроки не установлены договором.
Не позднее,
чем на следующий день после
получения вызова получателя
иногородний отправитель (изготовитель) обязан сообщить
ему по телефону, телеграфу и т.п.), будет
ли им направлен представитель для участия
в проверке количества товаров.
Представитель
одногороднего отправителя (изготовителя)
обязан явиться не позднее,
чем на следующий день после получения вызова, если в
нём не указан иной срок явки, а по скоропортящимся
товарам – в течение 4 часов после получения
вызова.
Представитель
иногороднего отправителя (изготовителя)
обязан явиться не позднее
чем в трёхдневный срок после
получения вызова, не считая времени, необходимо
для проезда, если иной срок не предусмотрен
в договоре.
Если при
приёмке одновременно будут выявлены
не только недостача, но и
излишки товаров, то в акте
указываются точные данные об
этих излишках.
Акт должен быть подписан всеми лицами,
участвовавшими в приёмке. При этом они
вправе удостоверять своей подписью только
те факты, которые были установлены с их
помощью. Лицо, не согласованное с содержанием
акта, обязано его подписать с оговоркой
о несогласии и изложить своё мнение. За
подписание акта, содержащего не соответствующие
действительности данные, лица, принимавшие
участие в приёмке товаров, несут установленную
законом ответственность. Запись о предупреждении,
об этом участвующих в приёмке лиц должна
быть сделана перед их подписями.
Не позднее,
чем на следующий день после
составления акта он утверждается
руководителем или заместителем
руководителя предприятия-получателя.