Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:47, реферат
Макаронная промышленность — довольно узкая отрасль пищевой промышленности: она ориентируется исключительно на производство макаронных изделий, которые представляют собой продукт из высушенного пшеничного теста, замешенного на воде, зачастую при производстве используется молочная продукция, чтобы придать макаронным изделиям более утонченный вкус. Особенность продукции макаронных заводов заключается в том, что ее можно хранить очень долго, при этом не пострадают ни питательность, ни вкусовые качества. Производство макаронных изделий возникло в начале XVIII в. в Италии и на юге Франции; в России оно появилось при Петре I. Первая фабрика была построена в 1797 г. в Одессе. Изделия готовили вручную, первые прессы и тестокаты появились в России в 20-х гг. XIX в., а гидравлические прессы стали использовать еще позднее. Развитие макаронной промышленности в нашей стране началось в 1923 г.
Снижение затрат на производство продукции и пути их реализации: теоретический аспект
Особенности и специфика развития предприятий отрасли
Методология расчета затрат на производство продукции
Мероприятия, способствующие снижению затрат на производство продукции
Содержание
Глава 1. Снижение затрат на производство продукции и пути их реализации: теоретический аспект
1.1 Особенности и специфика развития предприятий отрасли
Макаронная
промышленность — довольно узкая
отрасль пищевой промышленности
Объем российского рынка макаронных изделий в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 1,8%. По итогам 2011 года рынок макаронных изделий демонстрирует незначительный спад по сравнению с предыдущим годом – на 0,8%.
В 2010 году продукция отечественных производителей занимала 94,2% объема рынка макаронных изделий в натуральном выражении (рис. 1).1
Рисунок 1 Структура Российского рынка макаронной продукции в 2009-2011 гг. (%)
Доля зарубежной продукции невелика – всего 5,8%. На протяжении 2007-2010 годов на российском рынке наблюдалось падение доли импорта, что связано в основном с ростом отечественного производства. В 2011 году тренд продолжился, зарубежные поставки макаронной продукции сократились: по предварительным оценкам, доля зарубежной продукции на рынке снизилась на 1,2% и составила 4,6%, доля отечественной продукции выросла до 95,4% объема рынка.
Среди поставщиков макаронных изделий в Россию заметно выделяются Италия, Вьетнам, Китай, Германия, Республика Корея, Литва, Украина, Казахстан, Бразилия и Чехия. Три основные страны, экспортирующие макаронные изделия в Россию, занимают следующие доли в общероссийской структуре импорта: Италия - 55%, Вьетнам - 16%, Китай - 9%.
Прогнозируется, что тенденция сокращения доли импорта в условиях полноправного членства России в ВТО может смениться на противоположную со второй половины июля 2012 года: доля импорта по мере снижения импортных пошлин и изменения установившихся предпочтений потребления макаронных изделий россиянами будет постепенно расти.
Российский рынок макаронных изделий сегментирован по видам, группам, классам, способу фасовки, ценовым диапазонам и технологии их изготовления. На рынке присутствуют разнообразные виды макаронной продукции. Макаронные изделия каждого сорта подразделяются, согласно российским стандартам, в зависимости от формы на четыре типа: трубчатые, фигурные, нитеобразные, лентообразные. Каждый из типов делят на подтипы и виды в зависимости от длины, ширины и диаметра. В 2011 году наибольшая доля рынка в натуральном выражении – 27% – принадлежала фигурным макаронным изделиям (рис. 2).2
Рисунок 2 Структура рынка макаронных изделий в 2011 году (%)
Доля вермишели составляла 23%. Доля рожек занимала 17% общего объема. На макароны приходилось 7% рынка. Также значимые доли принадлежали макаронным изделиям быстрого приготовления, перьям и лапше – соответственно 6, 5 и 4%.
В 2011 году конъюнктура рынка макаронных изделий на фоне общей стабилизации спроса на данном рынке заметно улучшилась. По итогам года объем розничных продаж этой продукции составил 69,7 млрд рублей, при этом рост по сравнению аналогичным периодом предыдущего года достиг 13%. В абсолютном выражении розничные продажи макаронной продукции увеличились на 8,1 млрд рублей. Анализ динамики розничных продаж показал, что, как и в предыдущие годы, для розничных продаж макаронных изделий характерна сезонность. Максимальный рост спроса и пик продаж на данную продукцию приходится на четвертый квартал каждого года. Некоторое сокращение розничных продаж, как правило, происходит в первом квартале, за ним незначительное повышение во втором квартале и вновь следует снижение в третьем квартале. В совокупности такая динамика спроса в целом соответствует соотношению объемов производства в соответствующие кварталы года (рис. 3).
Рисунок 3 Динамика розничных продаж макаронных изделий по кварталам в 2007-2011 гг. (млрд. руб.)
Результаты работы отечественных производителей макаронных изделий в 2011 году мало отличались от аналогичного периода предыдущего года. В течение 2007-2010 годов отечественное производство макаронных изделий развивалось относительно стабильно. В 2010 году произошел незначительный рост производства макаронных изделий – на 0,7%. В 2011 году совокупный объем производства макаронных изделий увеличился до 1083 тысяч тонн – по сравнению с предыдущим годом снижение составило около 1,9%.
Географическая структура производства макаронной продукции охватывает территорию всех 8 федеральных округов. Лидерами данного производства в 2011 году стали Центральный, Уральский, Сибирский и Приволжский округа. Более трети всего объема российского производства макаронных изделий приходилось на Центральный федеральный округ - 38%. Уральский округ в данной структуре занял долю в 24%, Сибирский – 14,4%, доля Приволжского федерального округа составила 12,3%. В целом на эти федеральные округа приходится порядка 89% всего предложения отечественной макаронной продукции на рынке. На Северо-Кавказский федеральный округ приходится более 6%, Северо-Западный – 2,6%, на Южный – 1,8% и Дальневосточный федеральный округ – 0,8% данного производства.
В разрезе административных единиц географическая структура выглядит следующим образом. По предварительным оценкам, наибольшие объемы производства макаронных изделий – 22,1% общероссийского объема – в 2011 году по-прежнему приходились на Челябинскую область. Также значимые доли занимали Алтайский край – 11,1% и Московская область – 10% отечественного производства данной продукции. Москва и Ставропольский край поставляет на рынок по 5,5% макаронной продукции, Липецкая область – 5,4% объема.
На долю тройки
лидеров российского рынка
В 2011 году в динамике
цен отечественных
Сравнение средних цен производителей в 2011 году показывает, что наиболее дорогим видом макаронных изделий является вермишель. Российские оптовые потребители могли приобрести этот продукт по цене 21 872 рубля за тонну, что на 23,9% дороже фигурных макаронных изделий, стоимость которых составила 17 658 рублей за тонну, и на 17,9% дороже рожков, стоимость которых определена в 18 549 рублей за тонну (рис. 4).3
Рисунок 4 Сравнение средних цен производителей на основные виды макаронных изделий в 2011 г. (руб./тонна)
Макароны производители отпускали по 21 496 рублей за тонну, что на 1,7% дешевле вермишели.
Средняя розничная цена макаронных изделий за предыдущие четыре года увеличилась на 16,34 рубля за 1 килограмм, с 29,345 рубля в среднем в 2007 году до 45,69 рубля в среднем в 2011 году. Средний уровень розничной цены на макаронные изделия в 2011 году отличался от соответствующих показателей предыдущих двух лет (2009-2010 годов) несущественно, колеблясь на уровне 45-46 рублей за килограмм. Среднегодовой темп роста розничной цены составил 17%. В 2011 году тенденция роста розничной цены продолжилась.
С середины 2010 года
произошло замедление темпов снижения
платежеспособного спроса на макаронные
изделия. Однако по-прежнему продолжался
сдвиг спроса в сторону более
дешевых их видов. Одновременно с
этим в период посткризисного оживления экономики население России
по-прежнему предпочитало приобретать
продукты питания в магазинах, где привычные
товары стоят дешевле, а также экономить
за счет сокращения частоты или снижения
объема своих покупок. При этом макаронные
изделия как продукт повседневного спроса
эта тенденция затронула незначительно.
В 2011 году частота потребления макаронных
изделий жителями России мало изменилась:
40% населения потребляют макароны 2-3 раза
в неделю, 34% - 1 раз в неделю, 12% - 1 раз в 2
недели. Каждый или почти каждый день макаронные
изделия потребляет 7% граждан, 1 раз в месяц
– 4% и 1% россиян их потребляют реже чем
один раз в месяц.
Наиболее предпочитаемым видом макарон
являются длинные прямые макаронные изделия
(спагетти, вермишель) - их выбирают 76,3%
российских потребителей (рис. 5).
Рисунок 5 Потребительские предпочтения по видам макаронных изделий в 2011 г. (%)
Кудрявые и извилистые макаронные изделия, к которым относятся яичная лапша, спиральки, фузилли, покупают 65% населения. Полые макаронные изделия, среди которых наиболее востребованными оказались рожки, приобретают 35,7%. Макаронные изделия с начинками популярны лишь у 1% россиян.
Самыми часто упоминаемыми критериями, по которым россияне выбирают макаронные изделия, являются доступная цена и высокое качество – так ответили соответственно 44 и 36% опрошенных. Индивидуальные вкусовые предпочтения являются наиболее важным критерием для 34% респондентов. Компания-производитель и советы друзей и знакомых важны соответственно для 13 и 8%. Известность марки макаронных изделий привлекает 5% опрошенных, а новизна марки и страна производитель – по 1% респондентов.
В течение 2009-2010
годов наблюдалось сокращение объемов
российского экспорта макаронных изделий
– соответственно на 18,2 и 9,3%. В 2011 году
совокупный объем экспорта в натуральном
выражении сократился на 11,7% и составил
около 43,6 тысяч тонн.
Странами назначения российских поставок
макаронных изделий являются Украина,
Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Латвия,
Литва, Германия, Эстония, США, Греция и
прочие страны, при этом на Украину, Казахстан
и Узбекистан приходится около половины
всего российского экспорта макаронных
изделий.
Вступление
Российской Федерации во Всемирную
торговую организацию и в связи
с этим поэтапное снижение импортных
пошлин на продовольственные товары
незначительно повлияет на спрос, производство
и реализацию отечественной макаронной
продукции, в отличие от других сегментов
продовольственного рынка. Предпочтения
в отношении конкретных видов и объемов
потребления отечественной макаронной
продукции у граждан уже сформированы,
а для того, чтобы потребительские предпочтения
изменились, необходимо достаточно продолжительное
время, более высокие вкусовые качества
импортной продукции и приемлемые цены
на нее. Появление на отечественном рынке
квотированной (возможно, в увеличенном
объеме) импортной макаронной продукции
не означает резкого роста ее потребления
и сокращения объема производства отечественной
продукции. Тем не менее, ожидаемыми последствиями
этого шага будут усиление конкуренции
и появление возможности у отечественных
производителей расширять географию и
объемы экспорта своей продукции.
Всесторонний подробный комплексный анализ
российского рынка макаронных изделий
накануне вступления России в ВТО изложен
в маркетинговом исследовании «Рынок
макаронных изделий. Текущая ситуация
и прогноз» консалтинговой компании Intesco
Research Group.
По данным UN.IPI мировой объем выпуска макаронных изделий составляет 12,3 млн. тонн. При этом 37,7% в производстве принадлежит странам Европейского Союза. Лидером в выпуске макаронных изделий является Италия.
В потреблении макаронных изделий на душу населения на первом месте также Италия – 26 кг. Второе место принадлежит Венесуэле – 12 кг, при этом в выпуске макарон среди большинства стран в мире Венесуэла находится на 8 месте – 324,3 тыс. тонн. Тунис занимает 3 место по потреблению макаронных изделий – 11,7 кг.
Россия, по данным UN.IPI, находится на 4 месте в мире по производству макаронных изделий и на 19 месте по потреблению – 6 кг на человека.
Одним из ведущих производителей макаронных изделий в России является ОАО «Макфа», входящая, в том числе, в пятерку лидеров мирового производства макаронных изделий. По официальным данным предприятия общие производственные мощности предприятия составляют 180 тыс. тонн (20% отечественного производства).
Также в лидерах на отечественном рынке макаронных изделий находятся - ОАО «КХП имени Григоровича» и ГК «СИ Групп». ОАО «КХП имени Григоровича» входит в состав объединения «СоюзПищепром». В 2008 году объемы производства макарон на предприятии составили 50,6 тыс. тонн. Группа компаний «СИ Групп», включает в себя три производственных предприятия: ООО «МакПром», «Макаронно-кондитерское производство», «Тульская макаронная фабрика».