Социальная политика на предприятии ГП АО ИПК «Волга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:55, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании теоретических, методических и практических аспектов проблемы формирования эффективной социальной политики. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ и обобщение существующих теоретических подходов к сущности и содержанию социальной политики.
2. Анализ мотивационного фактора социальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Предприятие как социально-экономическая система ………………...….. 4
1.1 Современное предприятие: экономические и социальные аспекты деятельности…………………… ……………………………………………….4
1.2 Трудовой коллектив предприятия и его активность..……………………. 38
2.Особенности функционирования ГП АО ИПК «Волга»……………………62
2.1 Технико-экономическая характеристика ГП АО ИПК «Волга»…………62
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………….64
2.3 Оценка трудовой активности коллектива предприятия…………………68
3. Основные направления активизации трудовой деятельности
коллектива предприятия ГП АО ИПК «Волга»……………………………… 88
3.1 Способы и методы социального стимулирования трудовой активности персонала предприятия..……… ……………………………………………………………88
3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной политики на предприятии……………....…………………………………………………….. 100
Заключение……………………………………………………………………….105
Список литературы………………………………………………………………106

Файлы: 1 файл

полный диплом без титуллиста.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Предприятие  как социально-экономическая система  ………………...…..   4

1.1  Современное  предприятие: экономические и  социальные аспекты деятельности……………………  ……………………………………………….4

1.2 Трудовой  коллектив предприятия и его активность..……………………. 38

2.Особенности  функционирования ГП АО ИПК  «Волга»……………………62

2.1 Технико-экономическая  характеристика ГП АО ИПК «Волга»…………62

2.2 Анализ  системы управления предприятием……………………………….64

2.3 Оценка  трудовой активности коллектива  предприятия…………………68

3. Основные  направления активизации трудовой  деятельности 

коллектива  предприятия ГП АО ИПК «Волга»………………………………  88

3.1  Способы  и методы социального стимулирования  трудовой активности персонала  предприятия..………  ……………………………………………………………88

3.2 Рекомендации  по совершенствованию социальной  политики на предприятии……………....…………………………………………………….. 100

 

Заключение……………………………………………………………………….105

Список литературы………………………………………………………………106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основа нынешнего  благосостояния современного общества – высокая производительность, которая дает возможность получать дополнительные материальные блага при меньших затратах. Для этого используют новые более производительные технологии, более эффективный менеджмент, и, конечно, человека. Его роль в этом процессе остается наиболее важной и во многом обеспечивающей конечный результат. Человеческий ресурс является самым мобильным и емким в плане получения прибыли. Современный экономический рост характеризуется повышением роли интеллектуальной составляющей производства и человеческого фактора в экономике в целом.

Современные системы управления человеческими ресурсами опираются  на понятие, что источником активности поведения человека является нужда  и потребности. Типичная пирамида человеческих потребностей по Маслоу выглядит следующим образом:

– Физиологические потребности (еда, сон, отдых)

– Безопасность (личная, семейная)

– Принадлежность и причастность

– Признание и самоутверждение (оценка)

– Самовыражение (самореализация)

Вознаграждение работника  за его труд состоит из двух очень  важных составляющих:

  • материального вознаграждения
  • социальные выплаты и льготы

Материальное  вознаграждение работника как таковое  решает в основном только первые две  потребности человека, а остальные  решаются социальными мероприятиями. Материальное вознаграждение хотя и имеет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов обычно не достигает своих целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами. Отсюда следует необходимость формирования системы социальной политики на каждом предприятии.

Формирование социальной политики требует определенных затрат. Однако в современных условиях финансовые ресурсы многих российских предприятий  сильно ограничены. Это объясняется, неблагоприятной рыночной конъюнктурой и низкой инвестиционной привлекательностью российской экономики. Следовательно, при формировании социальной политики необходимо учитывать нестабильный характер деятельности предприятия.

Объектом исследования в данной работе является социальная политика предприятия и ее роль в трудовой активности коллектива, предметом исследования - социальная политика  и особенности стимулирования трудовой активности коллектива на предприятии ГП АО ИПК «Волга».

Таким образом, цель данной работы состоит в исследовании теоретических, методических и практических аспектов проблемы формирования эффективной социальной политики. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ и обобщение  существующих теоретических подходов  к сущности и содержанию социальной политики.

2. Анализ мотивационного  фактора социальной политики.

3. Изучение основных аспектов  обучающей функции социальной  политики.

4. Исследование проблемы  управления конфликтами на предприятии

5. Анализ социальной  политики ГП АО ИПК «Волга».

7. Разработка предложений  и рекомендаций по формированию  эффективной социальной политики  и активизации трудовой деятельности  коллектива на  ГП АО ИПК  «Волга».

Анализ выбранной темы проводится на материалах ГП АО ИПК  «Волга». В ходе исследования могут быть использованы  литературный, аналитический и синтетический методы, сравнительный метод, статистический метод, метод факторного анализа и другие.

Данная работа состоит  из введения, трех взаимосвязанных  глав, в которых будут рассматриваться теоретические и практические аспекты проблемы социальной политики предприятия, заключения, списка литературы и других использованных источников.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Предприятие  как социально-экономическая система

Организация - это  форма объединения людей для  их совместной деятельности в рамках определенной структуры [17, с. 5].

По мнению профессора А.Д. Шеремет, организация - это система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например, предприятие, компания, школа, институт, банк, правительственное учреждение [20, с. 28].

Автор Р.А. Фатхутдинов  определяет организацию как совокупность лиц, выступающих в качестве единого субъекта деятельности определенного вида, выполняющих определенную общую функцию, обладающих вытекающими из этого правами и несущих ответственность [15, с. 54].

По мнению З.П. Румянцевой, организация - это целевое объединение ресурсов. Организация имеет структуру. Организации созданные человеком (людьми) характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций созданных человеком характерно наличие функций организации (как деятельности), управления и планирования. Функция управления это (ближайший аналог) кинетическая энергия организации. Функция планирования это (ближайший аналог) потенциальная энергия организации. Необходимо отметить, что организация входящая в более крупную, является для последней ресурсом [18, с. 43].

Таким образом, в рамках рассматриваемого понятия, необходимо дать определение предприятию. Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия [4, с. 336].

Деятельность  предприятия, или как ее определяют многие авторы, предпринимательская деятельность – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена) [4, с. 338].

Цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей.

По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. (рис. 1.1) [14, с. 67]. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рынку эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

 

 

Рис. 1.1. Виды предпринимательской  деятельности

 

На вопросе производственного предпринимательства более подробно мы остановимся во втором пункте данной главы, где рассмотрим особенности производственной деятельности предприятия.

К производственному  предпринимательству относятся  инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.

Следующий этап производственного  предпринимательства - приобретение или  аренда (наем) факторов производства.

Факторы производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

К основным производственным фондам (орудиям труда) относятся: здания и сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; лабораторное оборудование; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент и приспособления; производственный инвентарь, прочие основные фонды. В составе основных производственных фондов к зданиям относятся здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и др.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют: сырье; основные и вспомогательные материалы; топливные и энергетические ресурсы; тара и тарные материалы; малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь; запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Рабочую силу предприниматель нанимает по объявлениям, через биржи труда, агентства по трудоустройству, находит потенциальных работников с помощью друзей и знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает  всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции или услуг и т.д.

Расчет потребности в  финансовых средствах. Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (Дп) на ведение производственно-предпринимательской деятельности можно рассчитать по формуле [12, с. 69]:

Дп = Др + Дм + Дс + Ди + Ду, (1)

где Др — денежные средства, необходимые для оплаты труда наемных работников;

Дм — денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, топлива, энергии;

Дс — денежные расходы, связанные с приобретением и  использованием средств труда (основных производственных фондов) — зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструмента, транспортных средств  и др.;

Ди — денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации;

Ду — оплата услуг сторонних  организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.).

Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый  капитал. Если такого капитала нет, то он обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь: получить факторы производства (помещения, оборудование, сырье, материалы, информацию и др.) в кредит.

Косвенными участниками  производственной предпринимательской  деятельности являются федеральные  и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция. Они выполняют  чисто фискальную функцию, изымая у  предпринимателя в федеральный  и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п.

На предприятиях по ходу движения материального потока с  ним осуществляются различные логистические  операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения  сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию.

Основу производственно-хозяйственной  деятельности предприятия составляет производственный процесс, который  представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции.

Организация производственного  процесса состоит в объединении людей, орудий и предметов труда в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Производственные процессы на предприятиях детализируются по содержанию (процесс, стадия, операция, элемент) и  месту осуществления (предприятие, передел, цех, отделение, участок, агрегат).

В качестве первичного элемента производственного процесса следует  рассматривать технологическую  операцию - технологически однородную часть производственного процесса, выполняемую на одном рабочем  месте. Обособленные в технологическом  отношении частичные процессы представляют собой стадии производственного процесса.

Информация о работе Социальная политика на предприятии ГП АО ИПК «Волга»