Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:55, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании теоретических, методических и практических аспектов проблемы формирования эффективной социальной политики. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ и обобщение существующих теоретических подходов к сущности и содержанию социальной политики.
2. Анализ мотивационного фактора социальной политики.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Предприятие как социально-экономическая система ………………...….. 4
1.1 Современное предприятие: экономические и социальные аспекты деятельности…………………… ……………………………………………….4
1.2 Трудовой коллектив предприятия и его активность..……………………. 38
2.Особенности функционирования ГП АО ИПК «Волга»……………………62
2.1 Технико-экономическая характеристика ГП АО ИПК «Волга»…………62
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………….64
2.3 Оценка трудовой активности коллектива предприятия…………………68
3. Основные направления активизации трудовой деятельности
коллектива предприятия ГП АО ИПК «Волга»……………………………… 88
3.1 Способы и методы социального стимулирования трудовой активности персонала предприятия..……… ……………………………………………………………88
3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной политики на предприятии……………....…………………………………………………….. 100
Заключение……………………………………………………………………….105
Список литературы………………………………………………………………106
Средствами осуществления социальной политики в организации являются объекты социальной инфраструктуры, которые в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам. Объекты социальной инфраструктуры включают подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам. К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта. К объектам социально-культурной сферы относятся: объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны) [3].
В современных
экономических условиях российские
предприятия столкнулись с
В социальной политике предприятия значительное место принадлежит такому средству ее реализации, как социальная программа. Социальная программа представляет добровольно осуществляемую деятельность в социальной сфере, которая носит системный характер, связана со стратегией развития предприятия и направлена на удовлетворение запросов сторон, заинтересованных в его деятельности [22, c. 17]. Существуют социальные программы: по развитию, профессиональной подготовке, охране здоровья персонала, охране и безопасным условиям труда работников, пенсионному обеспечению и социальному страхованию за счет средств предприятия, жилищные программы, благотворительная и спонсорская деятельность предприятия в области поддержки здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, особенно детей и молодежи.
Существуют социальные программы для обеспечения дополнительных гарантий и льгот работникам предприятий компании в области оздоровления, лечения, отдыха, физической культуры и спорта, социальной защиты. Для детей работников в период летних школьных каникул организуются оздоровительные лагеря. Часть стоимости путевок оплачивают работники, остальная часть финансируется за счет средств обязательного социального страхования и собственных средств предприятий.
Итак, как мы видим, социальная политика предприятия неразрывно связана с социальной ответственностью перед государством. Нельзя не согласиться с мнением А. Чириковой, которая утверждает, что основными мотивами проведения социальной политики предприятия являются: стремление к уменьшению социальной напряженности; ответ на ожидания со стороны общества; формирование позитивного имиджа; политическое участие; давление власти и партий; следование международным образцам [31, c. 110]
1.3 Направления
социальной политики
Управление социальной политикой предприятия включает следующие основные этапы: определение приоритетов социальной политики; создание структуры управления социальной политикой; реализация социальных программ; оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальной программы. Доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальной программы может осуществляться в виде опубликованных социальных отчетов. С помощью социального отчета информируются акционеры, персонал предприятия, партнеры, общественность, органы власти о ходе реализации и результатах социальных программ. В известной степени он имеет рекламный характер, ибо способствует поднятию имиджа предприятия.
Основными направлениями социальной политики предприятия чаще становятся: обеспечение занятости сотрудников, мотивация, стимулирование и вознаграждение работников, социальная защита персонала.
Собственники
и менеджмент предприятия участвуют
в обеспечении занятости
Предприятия взаимодействуют с государственными органами службы занятости населения. При принятии решения о ликвидации предприятия, сокращении численности или штата работников, возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до на чала проведения соответствующих мероприятий. Он обязан указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Г.Г. Зайцев и С.И. Файбушевич предупреждают, что если решение о сокращении численности или штата работников предприятия может привести к массовому увольнению работников, то информация должна быть не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий [13, c. 800]. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного предприятия процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
В исследованиях А.С. Большакова и В.И. Михайлова мы наглядно видим, что основой политики занятости на предприятии является сохранение кадрового потенциала предприятия, прежде всего, там, где происходит значительное сокращение персонала. Ответственность за сохранение кадрового потенциала лежит на собственниках и руководителях предприятия. Сохраняются старые и создаются новые рабочие места, проводится обучение работников, осуществляется их социальная защита от безработицы. Сохранение кадрового потенциала тесно связано с проведением инвестиционной политики. Повышение уровня занятости возможно за счет привлечения инвестиций для создания рабочих мест и профессиональной подготовки кадров. Неэффективные рабочие места ликвидируются. Соглашаясь с мнением предыдущих исследователей П.В. Журавлев и др. убеждены, что решая социальные проблемы занятости, надо уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на рынке труда, использовать различные виды занятости, развивать мобильность внутри предприятия. Мотивация, стимулирование и вознаграждение труда персонала являются одним из направлений социальной политики на предприятии. Под мотивом понимается все то, что вызывает действия человека. Это могут быть как внешние, так и внутренние силы [12, c. 326].
Мотивация означает
побуждение человека к действиям
для достижения поставленных целей.
Мотивация персонала – это
стремление работников удовлетворить
свои потребности посредством
Близким по содержанию понятию мотив является понятие «стимул». Отличие между ними состоит в том, что при мотивации работник хочет получить благо в процессе собственной трудовой деятельности. Стимулирование персонала связано с предоставлением работнику благ предприятием при осуществлении им эффективной трудовой деятельности. Цель стимулирования труда работника, как отмечает Л. Лукичева, заключается не в том, чтобы заставить его работать, а в том, чтобы побудить работника работать производительно, эффективно, качественно. Стимулы могут быть материальными и нематериальными. В свою очередь, материальные стимулы могут существовать в денежной форме – заработная плата, премии, бонусы и не денежной форме в виде путевок на лечение и отдых, транспортных услуг и т.д. Нематериальные стимулы связаны с возможностью карьеры, престижностью труда, наградами. Они могут быть социальными, моральными, творческими стимулами. Выделяют также такие виды стимулов, как принуждение, материальное и моральное поощрение, самоутверждение работника. Существует классификация стимулирования, в которой выделяются такие его виды, как материальные денежные, материальные не денежные (натуральные), моральные, организационные стимулы, забота о работнике (патернализм), участие работников в совладении и управлении. К материальным денежным стимулам относятся: переменная часть заработной платы, зависящая от результатов трудовой деятельности, доплаты и надбавки, целевые премии, повышение в должности. Материальные не денежные (натуральные стимулы) включают: жилье, автомобиль, гараж, стоянку, земельный участок, дачу, места в детских учреждениях, путевки в места лечения и отдыха, туристические путевки, диетическое питание, дефицитные товары, телефон, ссуды, кредит, право работы по совместительству, экскурсии и командировки по обмену опытом, ценные подарки, право приобретения на предприятии товаров и услуг, предоставление права пользования благами, находящихся в собственности предприятия, возможность перевода на другое предприятие, право сменить профессию на предприятии. Моральные стимулы могут быть индивидуальными и коллективными, официальными и неофициальными, позитивными и негативными. Организационные стимулы означают автономию в работе, самоконтроль качества и результатов работы, свободный распорядок работы и свободные от работы дни, дополнительное распоряжение ресурсами, контрактную форму найма. Забота о работниках (патернализм) связаны с опорой на неформальные отношения, использованием натуральных стимулов и социальных благ, преемственностью традиций, ориентацией на карьеру внутри предприятия. Участие в совладении основано на участии работника в прибыли и капитале. Участие в управлении включает полное и своевременное информирование работника, его участие в выработке и принятии решений
Стимулирование
труда выполняет экономическую,
нравственную и социальную функции.
Экономическая функция
Вознаграждение труда персонала включает денежные выплаты, социальные льготы, моральное поощрение. Денежные выплаты являются компенсациями, которые могут быть прямыми и косвенными. К прямым компенсациям относятся заработная плата, денежное содержание, премии, участие в прибылях, право работников на покупку акций предприятия. Косвенные компенсации связаны со страхованием и обслуживанием, осуществляемым за счет средств предприятия [15, c. 162].
Значительное место в вознаграждении персонала занимает заработная плата, под которой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В заработную плату включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Компенсационные выплаты представляют доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных условий, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и др. К стимулирующим выплатам относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Существуют тарифные системы оплаты труда, которые основаны на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифные системы включают: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Оклад (должностной оклад) означает фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд представляет величину, отражающую сложность труда и уровень квалификации работника.
Информация о работе Социальная политика на предприятии ГП АО ИПК «Волга»