Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:55, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании теоретических, методических и практических аспектов проблемы формирования эффективной социальной политики. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ и обобщение существующих теоретических подходов к сущности и содержанию социальной политики.
2. Анализ мотивационного фактора социальной политики.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Предприятие как социально-экономическая система ………………...….. 4
1.1 Современное предприятие: экономические и социальные аспекты деятельности…………………… ……………………………………………….4
1.2 Трудовой коллектив предприятия и его активность..……………………. 38
2.Особенности функционирования ГП АО ИПК «Волга»……………………62
2.1 Технико-экономическая характеристика ГП АО ИПК «Волга»…………62
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………….64
2.3 Оценка трудовой активности коллектива предприятия…………………68
3. Основные направления активизации трудовой деятельности
коллектива предприятия ГП АО ИПК «Волга»……………………………… 88
3.1 Способы и методы социального стимулирования трудовой активности персонала предприятия..……… ……………………………………………………………88
3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной политики на предприятии……………....…………………………………………………….. 100
Заключение……………………………………………………………………….105
Список литературы………………………………………………………………106
4. Общая деятельность. На этой стадии команда начинает выполнять общую задачу, поскольку распределены социальные роли между людьми, выяснены цели и особенности деятельности. В процессе работы люди лучше узнают друг друга, начинают доверять, считаются с разными мнениями, учатся предвидеть поведение друг друга.
А.И. Пригожин сформулировал три критерия типологии трудовых коллективов:
1. Первый критерий
— особенности трудовой
2. Второй критерий
— непосредственный социальный
субъект потребности,
3. Третий критерий
— основной партнер
Одна из наиболее развернутых попыток, дать определение теории коллектива, разработана А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;
Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности;
В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровский выделяет в своей теории групп два вектора. Вектор "опосредованности" имеет одностороннее направление, вектор "содержания деятельности" позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему. 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Общая схема приобретает такой вид (рис. 2).
Рис. 2. Типология групп в рамках психологической теории коллектива (А.В. Петровский)
Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью; фигура 2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где, тем не менее, высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).
Я остановлюсь на теории Макаренко т.к. считаю, что его теория дает более глубокое представление о стадиях развития трудового коллектива. Он также дает указания руководителям, как и почему надо вести себя в определенной стадии развития. Так же советует, как выйти из ситуации, когда коллектив начинает деградировать.
Итак, трудовой коллектив является основой организации, что стадии формирования трудового коллектива – сложный процесс без которого коллектив не будет являться так таковым. Но мало сформировать трудовой коллектив, надо уметь правильно им управлять. От этого зависит его эффективность. Умение эффективно руководить командой, значит получить хороший результат для организации, для развития ее конкурентоспособности на мировом рынке.
1. Социологическая концепция трудового коллектива
1.1 Модель трудового коллектива
Трудовой коллектив
не только вынужденная, жестко организованная,
институциоанализированная
Предприятие можно рассматривать не только как организацию, производящую товары и услуги, но и как социальный институт, регулирующий и воспроизводящий социальные отношения.
Двойственность социальной природы трудового коллектива проявляется в характере его структуры и в способах функционирования. Человек одновременно выступает в двух ипостасях – как исполнитель функциональных ролей и как развитая личность. Соответственно и модель его поведения двойственная. Как функционер он требует от руководства чёткого определения круга должностных обязанностей, нормальных условий труда, высокой и своевременной оплаты, соблюдения другими принципов трудовой этики.
Но часто он переступает порог формальных отношений и ожидает от руководителя каких-то послаблений своим человеческим слабостям: то ему надо проводить ребёнка в ясли и поэтому он просит у начальника возможности задержаться, то ему надо похоронить родственника и просит у предприятия материальной помощи. Нередко производственная бригада, заступаясь за своего товарища, нарушившего дисциплину или допустившего крупное нарушение технологии, выступает как социальная общность, но не как формальная организация.
Двойственная модель поведения присуща не только подчинённым, но и руководителям. Когда они устраивают родственников на престижные должности в обход общей очереди или невзирая на компетентность, когда они тайком от всех присваивают крупные денежные суммы, заработанные совместными усилиями всего коллектива или сводят личные счёты с непонравившимся работником, оформляя их как служебное несоответствие, они на самом деле на первое место ставят правила неформальной организации и ведут себя по законам социальной общности. В этот момент они проявляют себя как личности, которым присущи все человеческие слабости, но не как исполнители функциональной роли «менеджера», которая требует чёткого соответствия всех действия принципам наибольшей целесообразности и выгоды для организации.
Ещё О.И. Шкаратан отмечала, что социальная иерархия ставит руководителей и подчинённых в неравные условия [34, c. 17]. Иерархия предоставляет больше возможностей для первых, но не для вторых. Пользуясь иерархическими рычагами, руководитель в одиночку может расправиться, если ему вздумается, с целым коллективом, особенно если он собственник. Но подчинённые лишены такой возможности. Их сила – в совместных действиях. А они и порождают коллективизм и чувство товарищеской взаимовыручки. Коллективизм не терпит исключительности, выделенности, неравенства. Его сила в равенстве и одинаковости. Равенство – социальный, а не социалистический принцип.
До тех пор пока сохраняется социальная иерархия, всегда будут существовать два условия поведения людей – неравенство возможностей по всей структуре, исключительность положения занимающих высшие позиции и коллективизм в защите своих прав и интересов внизу иерархии.
Итак, двойственность
социальной концепции трудового
коллектива заключается в том, что
два родственных и тесно
2.Особенности функционирования ГП АО «ИПК «ВОЛГА».
1. Общая характеристика организации и перспективы ее развития
1.2. Фирменное наименование Предприятия на русском языке:
полное - Государственное
предприятие Астраханской области «Издательско-
сокращенное - ГП АО «ИПК «ВОЛГА».
1.3. Предприятие является коммерческой организацией.
1.4. От имени собственника - Астраханской области, учредителем Предприятия выступает министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области.
1.5. Предприятие находится в ведомственном подчинении агентства по печати и информационным коммуникациям Астраханской области.
Министерство имущественных
и земельных отношений
1.6. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания).
1.7. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.8. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.9. Место нахождения Предприятия: 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 75/ Шаумяна, 48;
Почтовый адрес: 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 75/ Шаумяна, 48.
1.10. Предприятие приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
1.11. Предприятие имеет филиалы:
Почтовый адрес: 414047, Россия, Астрахань, ул. П.Тольятти,10.
Почтовый адрес: 414018, Россия, г. Астрахань, ул. Кабардинская,40.
История развития организации
Государственное
предприятие Астраханской области «Издательско-
5 мая 1785 года был принят императорский Указ Петра I, положивший начало масштабному реформированию Астраханской губернии, в ходе которого в городе появилась своя собственная типография губернского масштаба.
С Астраханью связаны интересные страницы истории отечественного печатного дела. Астрахань стала первым русским городом, в котором после Москвы и Санкт-Петербурга возникла гражданская типография и стали печататься светские книги.
При гарнизонной школе для обучения солдатских детей, была учреждена типография. Предполагалось, что некоторые ученики гарнизонной школы будут обучаться печатному делу.
Информация о работе Социальная политика на предприятии ГП АО ИПК «Волга»