Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:55, дипломная работа
Цель данной работы состоит в исследовании теоретических, методических и практических аспектов проблемы формирования эффективной социальной политики. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ и обобщение существующих теоретических подходов к сущности и содержанию социальной политики.
2. Анализ мотивационного фактора социальной политики.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Предприятие как социально-экономическая система ………………...….. 4
1.1 Современное предприятие: экономические и социальные аспекты деятельности…………………… ……………………………………………….4
1.2 Трудовой коллектив предприятия и его активность..……………………. 38
2.Особенности функционирования ГП АО ИПК «Волга»……………………62
2.1 Технико-экономическая характеристика ГП АО ИПК «Волга»…………62
2.2 Анализ системы управления предприятием……………………………….64
2.3 Оценка трудовой активности коллектива предприятия…………………68
3. Основные направления активизации трудовой деятельности
коллектива предприятия ГП АО ИПК «Волга»……………………………… 88
3.1 Способы и методы социального стимулирования трудовой активности персонала предприятия..……… ……………………………………………………………88
3.2 Рекомендации по совершенствованию социальной политики на предприятии……………....…………………………………………………….. 100
Заключение……………………………………………………………………….105
Список литературы………………………………………………………………106
На государственных и муниципальных предприятиях системы оплаты труда, в том числе тарифные системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы означают минимальные: оклад (должностной оклад), ставку заработной платы работника государственного или муниципального предприятия, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу. В тарифной ставке, окладе, базовом окладе, базовой ставке заработной платы не учитываются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Профессиональные квалификационные группы представляют группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Заработная плата работников государственных и муниципальных предприятий не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
Заработная
плата выполняет
На повышенный размер оплаты труда влияют выплаты по районному регулированию оплаты труда, которое существует с целью установить различия в заработной плате для обеспечения равных условий воспроизводства рабочей силы, создания стимулов для привлечения и закрепления кадров в районах с неблагоприятными природными и климатическими условиями. Районное регулирование заработной платы включает районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Районный коэффициент к заработной плате компенсирует различия в стоимости жизни, обусловленные природно-климатическими условиями и разницей в ценах на товары и тарифах на услуги. Районные коэффициенты Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока равны 1,3–1,5. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников предприятий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ТК РФ определены условия оплаты труда при неисполнении трудовых (должностных обязанностей), изготовлении бракованной продукции, простое и освоении новых производств (продукции). При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. Если не исполнены трудовые (должностные обязанности) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, то за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени. При неисполнении трудовых (должностных обязанностей) по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы. Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается не менее двух третей тарифной ставки оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции).
Государство предоставляет гарантии по оплате труда работников. В Трудовом кодексе Российской Федерации определены следующие государственные гарантии по оплате труда работников. Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) представляет устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Минимальный размер оплаты труда обеспечивается в организациях, финансируемых из бюджетных средств, соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. В других организациях он обеспечивается за счет собственных средств. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы или введении должности специалиста с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – руководитель предприятия, другой уполномоченный работодателем работник либо предприятие или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
На работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить:
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. В связи с приостановлением деятельности или временным ее запретом из-за нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, то время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем. При не обеспечении работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей. Он обязан оплатить возникший по этой причине простой.
Обеспечение санитарно-бытового
и лечебно-профилактического
Работодатель
обязан: соблюдать установленные
для отдельных категорий
Социальная защита представляет систему мер по соблюдению социальных прав и гарантий работников, созданию условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни. Иначе говоря, социальная защита – это защита от социальных и профессиональных рисков, от отрицательного воздействия неблагоприятных факторов социальной среды. Она направлена на смягчение последствий такого воздействия. Для персонала предприятия социальная защита предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для занятия трудовой деятельностью. Гарантии и компенсации должны позволять работнику реализовать право на труд, выбор места работы, профессии, специальности. Социальная защита предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности работника, равное вознаграждение за равный труд. Она включает компенсацию утраты трудоспособности, обеспечение минимального дохода в случае безработицы, потери дохода из-за временной нетрудоспособности, болезни, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, инвалидности, старости, обеспечение социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.
Социальное обеспечение можно рассматривать как материальное обеспечение работников и предоставление им социальных услуг. Оно включает пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные льготы, выплачиваемые на предприятии, предоставление бесплатной или частично оплачиваемой за счет его средств медицинской помощи. Социальные услуги предоставляются с целью привлечь и закрепить квалифицированных работников, стимулировать персонал и увеличить доходы работников, создать имидж предприятия и благоприятное мнение о нем. Предприятие может получить определенные выгоды от предоставляемых социальных услуг. Может повыситься производительность труда, сократиться текучесть кадров, уменьшиться численность забастовок, могут снизиться потери рабочего времени из-за болезни. Предприятия могут предоставлять работникам услуги связи, социально-бытовые, транспортные, жилищно-коммунальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивать своих работников бесплатными или частично оплачиваемыми обедами, путевками в санатории и дома отдыха, абонементами в спортивные сооружения, оказывать другие социальные услуги. На многих предприятиях по-прежнему существует низкий уровень заработной платы. Они не в состоянии в настоящее время поднять ее уровень, но могут оказывать социальные услуги своим работникам. Это, в какой-то мере, может компенсировать низкую зарплату. Предоставляемые на предприятии социальные услуги дополняют социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными службами. В этой связи возникает вопрос о дублировании в деятельности государства и предприятия в предоставлении социальных услуг. В нормально развивающейся рыночной экономике, по-видимому, не должно быть такого дублирования. Однако в условиях экономического, финансового и социального кризиса дублирование неизбежно, ибо низкий уровень зарплаты, несвоевременная ее выплата приводят к тому, что многие работники не имеют возможности оплатить социальные услуги в полном объеме. Поэтому часть социальных услуг оказывают предприятия. Вместе с тем работники знают, что если они уйдут с предприятия, то все равно могут рассчитывать на социальные услуги и социальную помощь государства, при условии, что она им полагается. Рыночная экономика создает условия для гибкого использования рабочей силы, поэтому нет жесткой привязки работника к предприятию. Целесообразным является дифференцированное предоставление социальных услуг. Они могут быть рассчитаны на все категории персонала, на работников, которые стали пенсионерами, инвалидами, ушли с предприятия по болезни, на детей работников предприятия и взрослых членов их семей.
Информация о работе Социальная политика на предприятии ГП АО ИПК «Волга»