Социальная роль и социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:38, научная работа

Описание работы

Целью этого исследования является анализ социальной роли и социальной ответственности бизнеса в одном из российских регионов с развитой экономикой.
В задачи исследования входит:
раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса
выявить социальную роль предпринимательства в России
изучить социальную активность бизнеса
анализ особенностей социальной политики, проводимой бизнесом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Социальная роль бизнеса…………………………………….…………4
Этапы становления бизнеса как социального субъекта в современной России………………………………………………………………….……4
. Как в современных исследованиях трактуется социальная роль
бизнеса?..........................................................................................................6
В каких формах выражается социальная активность бизнеса?................9
Глава 2.Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности……………………………………………………………………..12
2.1. Понимание социальной ответственности в оценках бизнеса…….......12
2.2. Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти…….……..13
2.3. Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов…..……15
2.4. Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики…….16
Глава 3. Обзор зарубежного опыта……………………………………………..20
3.1. Что такое социальная ответственность бизнеса?.....................................20
3.2. Правительственная и международная деятельность в области социальной ответственности бизнеса…………………………………………….…………..20
3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………26

Файлы: 1 файл

НИР МОЙ.docx

— 114.61 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра экономики и менеджмента в  машиностроении

 

 

 

 

Реферат научно-исследовательской  работы

 

на  тему: Социальная роль и социальная ответственность бизнеса

 

 

 

 

 

Выполнила студентка                ____________ Т.И. Носова

II курса, группа Э112                                   подпись

 

Руководитель  практики

(доцент)                   ____________ Л.П. Горобцова

                                                                                                подпись

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

Глава 1. Социальная роль бизнеса…………………………………….…………4

    1. Этапы становления бизнеса как социального субъекта в современной России………………………………………………………………….……4
    2. .    Как в современных исследованиях трактуется социальная роль

  бизнеса?..........................................................................................................6

    1. В каких формах выражается социальная активность бизнеса?................9

Глава 2.Социальная ответственность  бизнеса и причины его социальной деятельности……………………………………………………………………..12

2.1.    Понимание социальной ответственности в оценках бизнеса…….......12

2.2.    Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти…….……..13

2.3.     Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов…..……15

2.4.    Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики…….16

Глава 3. Обзор зарубежного опыта……………………………………………..20

3.1.   Что такое социальная ответственность бизнеса?.....................................20

3.2. Правительственная и международная  деятельность в области социальной  ответственности бизнеса…………………………………………….…………..20

3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….25

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Тема социальной ответственности бизнеса достаточно остро стоит на повестке дня во всем мире, но особенную актуальность она имеет в России. Попытки определения границ социальной ответственности бизнеса в оценках

политиков,  экспертов и самих  предпринимателей не имеют ощутимых успехов. С одной стороны,  в проводимых дискуссиях обозначилось широкое понимание предмета социальной ответственности бизнеса,  охватывающее экономические,  политические, экологические и социальные аспекты его деятельности.  Но встречается и более узкая трактовка социальной ответственности,  ограничивающая рамки обсуждения пространством социальной политики.  В настоящее время проблема поиска новой социальной роли бизнеса в  деятельности государства для России формулируется все более отчетливо как среди государственных деятелей,  политиков,  так и среди исследователей.  Основное в предпринимаемых попытках –  стремление осознать,  какие социальные функции в государстве может взять на себя российский бизнес,  при каких условиях он будет максимальным образом заинтересован в выполнении принятых на себя социальных обязательств, что может быть обозначено как социально-ответственное поведение бизнеса и наоборот.

     Сегодня вполне обоснованно можно говорить о том,  что исследования реальных практик поведения бизнеса на поле СП и взаимоотношений власти и бизнеса в ходе реализации социальных программ находятся в самом начале своего пути.  Политики, эксперты и исследователи располагают весьма неполной информацией по поводу того, какие социальные проекты реализуют корпорации для своих работников и местного сообщества,  какие мотивы являются для собственников и топ-менеджеров определяющими при ее проведении. 

     Целью этого исследования является анализ социальной роли и социальной ответственности бизнеса в одном из российских регионов с развитой экономикой. 

Объект исследования – ряд ведущих корпораций, предмет – социальная роль и социальная ответственность бизнеса.

В задачи исследования входит: 

  • раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса
  • выявить социальную роль предпринимательства в России
  • изучить социальную активность бизнеса
  • анализ особенностей социальной политики,  проводимой бизнесом

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Социальная роль бизнеса

 

1.1. Этапы становления  бизнеса как социального субъекта  в современной России

     В последнее десятилетие тема социальной ответственности бизнеса устойчиво присутствует в общественных дискуссиях как в нашей стране, так и за рубежом. Однако до сих пор можно говорить о том, что конвенционального подхода к пониманию социальной ответственности не выработано.

        Внимание к этой теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом,  государством и обществом,  но причины, вызвавшие ее актуализацию на Западе и в России, были разными. 

       В западных странах тема социальной ответственности бизнеса стала ответом на обострившиеся социальные противоречия,  которые значительной частью мирового сообщества связываются с деятельностью транснациональных корпораций.  Социальное направление в деятельности бизнеса было призвано смягчить возникшие противоречия и поднять общественный престиж бизнеса. 

      В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало  реакцией на особенности переходного периода от социалистической к рыночной экономике.  Если обратиться к истории,  то в России социальное направление в деятельности бизнеса вполне сложилось уже в конце XIX столетия.  В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме филантропических и благотворительных проектов: строительство школ, больниц,  жилья для рабочих и т.д.  В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны.  Но позднее    в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой. Объем и качество предоставляемых работникам социальных услуг находились в прямой зависимости от величины предприятия и его места в ведомственной иерархии. В 1980-е гг. 32 млн. советских граждан проживали в квартирах,  находившихся на балансе предприятий; 30  млн. –  пользовались принадлежащими предприятиям медицинскими учреждениями (поликлиниками,  профилакториями,  медицинскими пунктами); 1,5  млн.  детей ежегодно отдыхали в принадлежащих предприятиям детских оздоровительных учреждениях.  В 1993  г.   только учтенные статистикой социальные расходы предприятий составляли 3,3% ВНП, предприятия на одну четверть покрывали расходы жилищно-коммунальной системы,  образования, культуры и спорта. Общая стоимость обеспечиваемых российским предприятием «социальных льгот» составляла, по оценкам аналитиков,  в среднем от 18  до 25%  фонда заработной платы. С началом рыночных реформ социальная политика предприятий подверглась радикальному пересмотру. Основные изменения затронули их социальную инфраструктуру.  Можно выделить три этапа изменений: сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и  оптимизация.  На первом этапе  (начало –  середина 1990-х гг.)  произошло резкое сокращение социальной инфраструктуры предприятий.  В эти годы  руководители предприятий всех форм собственности активно сбрасывали «социалку», стремясь избавиться от непрофильных активов. Подавляющее большинство предприятий вынуждены были для своего выживания всемерно сокращать любые виды расходов,  которые не приносили доходов в краткосрочной перспективе. В результате за десятилетие реформ две трети социальных объектов,  принадлежавших предприятиям,  были переданы

муниципалитетам,  процесс этот шел стихийно,  никем не просчитывался  и не контролировался.  С выходом из кризиса и улучшением финансового положения предприятий избавление от социальной сферы перестало рассматриваться их руководителями как условие выживания в рыночном хозяйстве.  На втором этапе (1997/1998–2000  гг.)  произошла стабилизация социальной инфраструктуры предприятий.  Подход к социальным объектам стал иным: предприятия начали принимать во внимание помимо текущих доходов другие выгоды от их содержания и уже с учетом этих выгод принимать решения об их «сбросе»  или сохранении.  В итоге процесс сокращения социальной инфраструктуры приостановился. 

    С началом экономического подъема (2000-е гг.)  и переходом предприятий от выживания к развитию часть из них приступила к реструктуризации социальной инфраструктуры и оптимизации ее профильной деятельности. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной    социальной политики.

     Актуализацию проблем социальной ответственности руководители российских бизнес-структур объясняют вступлением страны   в новый этап общественного развития и естественным  «взрослением»  российского капитализма. 

     Безусловно,  описанную этапность не следует абсолютизировать.  Ряд российских компаний и сегодня продолжают сокращать социальную сферу, другие только переходят к этапу ее стабилизации и,  возможно,  еще долго не придут к оптимизации.  Эти этапы отражают различия в типах результатов, принимаемых во внимание,  и в масштабе времени,  в котором сопоставляются издержки и выгоды,  связанные с деятельностью социальной инфраструктуры.  Переход от одного этапа к другому зависит как от экономического положения компаний, так и от уровня осознания экономическими субъектами социальных проблем, с которыми они сталкиваются сегодня  или столкнутся в будущем.  На сегодняшний день уже многие российские компании, как показывает эмпирический анализ, осознали необходимость проведения системной социальной политики.  Это стимулирует их руководителей к созданию управленческих структур,  отвечающих за реализацию социальной политики,  внедрению на своих предприятиях новых социальных технологий, а также выстраиванию партнерских отношений с властями разного уровня на поле социальной политики.  Начинает осваивать социальное направление деятельности средний динамично развивающийся российский бизнес.  В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес,  особенно в муниципальных образованиях, где он нередко определяет экономический потенциал территории.  Вместе с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным.  Это вызвано,  по меньшей мере,  двумя обстоятельствами. Во-первых,  в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет параметры своей социальной деятельности.  Во-вторых,  социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом российского бизнеса на публичные или латентные требования властей.

 

1. 2. Как в современных  исследованиях трактуется социальная  роль бизнеса?

     В научной литературе,  документах национальных и международных организаций    социальная роль бизнеса раскрывается через ряд таких понятий, как: «филантропия», «благотворительность», «социальная ответственность». Их синонимом выступает также понятие  «корпоративная социальная ответственность» (далее КСО) (Социальная ответственность бизнеса, 2005).   Понятия «филантропия» и «благотворительность»  вошли в оборот в XIX в.  и означали добровольную деятельность,  направленную на улучшение морального и материального положения нуждающихся.  Позже,  в начале XX столетия появился термин  «социальная ответственность»  бизнеса,  впервые сформулированный А. Карнеги в книге «Евангелие богатства» (1900). Однако в научный и практический оборот это понятие вошло лишь в послевоенный период,  когда страны Запада приступили к строительству государства «всеобщего благосостояния». В западном и российском научном и деловом сообществах нет единого подхода к пониманию КСО.  За рубежом получили распространение три основных концепции социально ответственного бизнеса. 

     Первая – концепция «корпоративного эгоизма». Ее сторонники следуют классической формулировке идеолога либерализма М.  Фридмана,  согласно которой  «единственным бизнесом бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры»1. В интерпретации либералов социальная ответственность приравнивается к выполнению социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу (выплата заработной платы и уплата налогов, выполнение социальных обязательств, прописанных в законе). 

Этот подход получил развитие в  виде концепции  «компании собственников». «Компания собственников» (shareholders company) атрибутируется в качестве базового элемента англосаксонской модели капитализма,  сложившейся в США,  Великобритании,  Канаде,  Австралии2.

    В этом случае социальная ответственность бизнеса понимается как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли.  Соответственно социальное направление деятельности    является моральным правом собственников и руководства компании и регулируется не государством и национальным законодательством,  но кодексами компаний и деловых ассоциаций. Вторая концепция КСО,  которую можно назвать концепцией  корпоративного альтруизма, развивается в рамках социально-рыночных теорий.  КСО трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах.  Американская организация  «Бизнес за социальную ответственность»  предлагает следующую формулировку: «корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса,  которое соответствует этическим,  законодательным нормам и общественным ожиданиям и даже превосходит их»3

Информация о работе Социальная роль и социальная ответственность бизнеса