Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:38, научная работа
Целью этого исследования является анализ социальной роли и социальной ответственности бизнеса в одном из российских регионов с развитой экономикой.
В задачи исследования входит:
раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса
выявить социальную роль предпринимательства в России
изучить социальную активность бизнеса
анализ особенностей социальной политики, проводимой бизнесом
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Социальная роль бизнеса…………………………………….…………4
Этапы становления бизнеса как социального субъекта в современной России………………………………………………………………….……4
. Как в современных исследованиях трактуется социальная роль
бизнеса?..........................................................................................................6
В каких формах выражается социальная активность бизнеса?................9
Глава 2.Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности……………………………………………………………………..12
2.1. Понимание социальной ответственности в оценках бизнеса…….......12
2.2. Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти…….……..13
2.3. Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов…..……15
2.4. Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики…….16
Глава 3. Обзор зарубежного опыта……………………………………………..20
3.1. Что такое социальная ответственность бизнеса?.....................................20
3.2. Правительственная и международная деятельность в области социальной ответственности бизнеса…………………………………………….…………..20
3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………26
«Достойная зарплата и не бегать от налогов, это и есть основная задача бизнеса. Благотворительность – это... упущение самого государства. Государство, перераспределяет деньги, которые зарабатывает бизнес, ... должно закрывать все «проплешины» - неимущих, бедных, больных, сирых и так далее. Если бизнес начнет содержать клубы, хоккейные команды, больницы и пр., то извините, ему бизнесом некогда будет заниматься. Он не деньги будет зарабатывать, он превращается в ту распределительную структуру, которой является государство» - генеральный директор завода по производству строительных материалов. |
Другой тип – индульгенческий, выраженный просторечным выражением «делиться надо». Согласно такой позиции, предприниматели, будучи успешными, обеспеченными людьми, должны делиться частью своего благополучия с остальными членами общества. Тем самым, компенсируя выгодность позиции, в которой находятся. В таком случае помощь нуждающимся группам, сферам в обществе является неизбежной платой за успех, за предоставление возможности иметь прибыль. Социальная ответственность бизнеса в индульгенческой позиции заключается в разделении функций по исполнению социальной политики с государственными структурами. Неудивительно, что в этом случае благотворительная политика осуществляется по инициативе или совместно с властями.
«Если люди сумели в этой сложной ситуации найти свою…[удачу]. Вот если люди сумели, то они должны почувствовать, как бы сказать помягче, что им повезло. А мне вот не повезло. Как классики марксизма писали, стартовый капитал честным путем не зарабатывается. Ну, уж если потом ты их заработал, должен же ты отдать часть этих денег людям, которые тоже работают» - помощник генерального директора крупной промышленной группы. |
Необходимо отметить, что представление о социальной ответственности бизнеса совершенно не касается персонала собственного предприятия. Здесь большинство бизнесменов выразили озабоченность тем, как живут и что чувствуют их сотрудники. Ответственность перед персоналом компании выражается не только в добросовестной выплате зарплаты, но и предоставлении дополнительных социальных льгот (оплата занятий спортом, лечения, отдыха, корпоративные праздники и пр.). Забота о сотрудниках, даже если это делает «сверх» установленного законом уровня, не рассматривается как внутренняя благотворительность.
«К своим работникам мы ... трепетно относимся... чтобы работник был заинтересован работать на предприятии, а не искать работу где-то в другом месте, работая у нас» - директор рыбного завода. |
Поразительно, но представления о социальной ответственности бизнеса подчас не связаны с представлением о благотворительности. Выражая сходные позиции – например, либеральные – по поводу социальной ответственности бизнеса, руководители предприятий могут иметь разную филантропическую политику и реализовывать ее в разных формах.
2..2. Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти
Представители власти настаивают на том, что даже бизнес, декларирующий либеральные позиции, нередко реализует социальные проекты, но они имеют просчитанные затраты и строго соотносятся с возможностями бизнеса.
Особенностью СП, проводимой бизнесом по инициативе власти, является нередко демонстративный характер реализуемых проектов, которые соответственно имеют низкую результативность.
Объясняя активизацию бизнеса на поле СП, представители власти интерпретируют это действием простого механизма: «Бизнес стал больше вовлекаться в социальные проекты, понимая, что делиться придется. Так или иначе, налоги платятся не сполна, значит чем-то надо поступиться», – убежден один из наших респондентов.
Большинство опрошенных представителей власти также отстаивают ту точку зрения, что эффективность социальных проектов бизнеса нельзя признать высокой. Чаще всего они носят имиджевый и разовый характер.
На краткосрочность социальных проектов бизнеса указывает один из руководителей городской исполнительной власти: «Сегодня мы работаем с бизнесом в сфере поддержки малообеспеченных категорий населения или при проведении иных социальных мероприятий. Но сказать, что бизнес сегодня вкладывает средства в долгосрочные социальные проекты, я не могу. Скорее это разовые акции, которые реализуются в ответ на давление власти».
Однако, как бы ни оценивали представители власти вклады бизнеса в СП, некоторые из них глубоко убеждены: реализация СП – дело, прежде всего, власти, потому что именно власть способна действовать здесь исходя из интересов территории и населения: «Играя в разные красивые технологии, нельзя забывать о том, что СП должна реализовываться, прежде всего, на бюджетные деньги, – убежден руководитель управления по координации внутренней политики Администрации губернатора Александр Александров. – И власть должна обеспечивать его наполняемость. Надо научиться собирать налоги, максимизировать налоговую базу. Путь прост – будет бюджет больше в 2 раза, появится возможность в 2 раза увеличить социальные программы. А рассчитывать на то, чтобы что-то выторговывать у бизнеса, – несерьезно. Сегодня бизнес дал нам средства, а завтра – обратно забрал. Сегодня бизнес построил социальные объекты, потом перевел их в свою собственность или переквалифицировал их в склад. Мне кажется, что наиболее гарантированный проект – не уходить от традиционной логики “государство – бюджет – социальная политика”, где государство берет на себя основные функции этой политики».
Таким образом, можно заключить, что в оценках власти бизнес предстает как весьма зависимый, временный и не стратегический субъект социальной политики, ресурсы которого используются вынужденно, чтобы компенсировать недостаток бюджетных средств на проведение СП. По мнению чиновников, результативность деятельности бизнеса на поле СП относительно невысока, но сопровождается достаточно высоким уровнем активности, иногда демонстративным.
Обращает на себя внимание тот факт, что, анализируя действия бизнеса на поле СП, представители власти чаще всего не оценивают позитивно вклады бизнеса во внутрикорпоративную политику, как бы не замечая их. Но в том случае, когда их просто невозможно не заметить, например, когда речь идет о градообразующих предприятиях, их оценки приобретают весьма критичный характер.
2.3. Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов
Большинство из экспертов убеждены в том, что бизнес вынужден прибегать к индульгенческой трактовке социальной ответственности в ее широком толковании не случайно.
Эксперты в своих оценках специально подчеркивают, что уровень активности бизнеса на поле социальной политики во многом определяется его размерами. Чем крупнее бизнес, тем в большей степени он занимается внешней и внутренней СП. В немалой степени данная активность определяется наличием образцов такой деятельности, прежде всего за рубежом, которые российский бизнес может заимствовать. «Чем ниже уровень бизнеса, тем сильнее его убеждение в том, что бизнес должен платить только налоги и зарплату, –размышляет Анна Трахтенберг. – Чем выше, – тем реже оно встречается. Например, у Вексельберга предприятия, которые котируются на рынке, поэтому он должен отвечать международным форматам. Для крупного бизнеса это достаточно типичная ситуация: сочетание имиджа, прагматики и социального звучания. Но это не всегда означает, что его социальная политика системна и последовательна. Потому что у российского бизнеса нет образцов, с помощью которых он может это делать».
Наиболее высокий уровень втянутости бизнеса во внешнюю СП можно наблюдать на градообразующих предприятиях, где бизнес не может не помогать городу в решении его актуальных проблем, чтобы не рисковать устойчивостью своего бизнеса и персонала.
Вместе с тем некоторые из экспертов особо подчеркивают вынужденный характер СП бизнеса. «Понятие социальной ответственности бизнеса – это сугубо российское явление. Оно возникло потому, что государство разрешает давить на бизнес, пугая теневыми схемами приобретения в собственность, ради нищего народа, который еще не может заработать сам», – считает один из экспертов.
Так же, как и представители власти, эксперты отмечают запутанность толкований термина «социальная ответственность» и ставят вопрос о том, можно ли СП бизнеса рассматривать как социально-ответственное поведение, или это есть достижение своих экономических целей.
Сравнительный анализ оценок, полученных в ходе исследования, указывает на наличие своеобразного разрыва между тем, что представители бизнеса говорят об идеологии социальной ответственности, и тем, как они ее реализуют на практике. Многие руководители бизнеса, в особенности крупного, вынуждены, несмотря на свои либеральные представления, поступать как красные директора, чтобы не нарушить традиции корпоративной культуры. Особенно это относится к предприятиям с «советским прошлым», где роль традиций и выраженность элементов старой, сложившейся культуры достаточно высока.
Вместе с тем предприятия среднего и малого бизнеса чаще на практике придерживаются узкой либеральной трактовки социальной ответственности. Этому есть простое объяснение – данные предприятия, как правило, создавались «с нуля», а их собственники участия в приватизации не принимали.
Итак, можно говорить о том, что представления бизнеса о социальной ответственности формируются под мощным давлением власти, общества и собственных прагматических установок. Между тем содержание понятия социальной ответственности бизнеса в России пока не сформировалось. Скорее оно нацелено на обозначение развитости реальных практик, нежели существует как идеологическая парадигма.
2.4. Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики
Для российского бизнеса характерна высокая степень участия в социальных проектах, направленных на развитие территорий своей деятельности. Внешняя СП компаний имеет под собой следующий спектр побудительных стимулов:
• стремление к уменьшению социальной напряженности;
• ответ на ожидания со стороны общества – «положение обязывает»;
• нелегитимность проведенной приватизации;
• формирование позитивного имиджа;
• политическое участие;
• давление власти и партий;
• следование международным образцам;
Такой фактор, как «положение обязывает», по мере развития бизнеса также начинает играть, если не главную, то определяющую роль. Чем бизнес крупнее, тем больше возрастает его социальная активность. Почему? Становится просто невозможным не вести социальные программы. Если ты достиг определенного уровня и не делаешь социальных программ, то на тебя будут смотреть как на человека, который не достоин тех денег, которые имеет.
Исследование вскрыло еще одну примечательную тенденцию. Участие в политической деятельности, по общему мнению респондентов, заметно повышает активность и крупного, и среднего, и даже малого бизнеса на поле социальной политики. Если топ-менеджер или собственник включаются в политическую деятельность, объем социальных инвестиций их компании нарастает. Политическая деятельность позитивным образом влияет на ответственность бизнеса перед территориями, какой бы демонстративный характер это иногда ни принимало.
На прямую связь между политическим участием и вкладами в социальную политику указывают сами бизнесмены.
Иногда социальные инвестиции являются ответом на просьбы населения к депутату, что у известных представителей бизнеса, являющихся заметными политическими фигурами, не может не вызывать соответствующую реакцию.
Определенное влияние на повышение вкладов в социальную политику может иметь так называемое «партийное давление»: «Бизнес сейчас группируется вокруг партии “Единая Россия”. Партия принимает решения и намерена действовать для закрепления своего имиджа, в том числе в области СП.
Партийная дисциплина заставляет бизнес участвовать в социальных проектах. Если бизнес сидит в партии и ничего не делает из того, что он обещал, то тогда он теряет элитные позиции. Скорее это характерно для крупного бизнеса. В среднем и малом бизнесе эта тенденция не так заметна».
Наиболее жесткие условия диктуются «приходящему» бизнесу, для которого участие в социальных проектах является своеобразным пропуском в регион.
Власть берет на себя процесс принятия решения по поводу необходимости осуществления тех или иных социальных проектов, предпринимает организационные усилия для их реализации.
Однако давление власти могло бы и не иметь должных результатов, если бы требуемые затраты имели запредельный характер или не совпадали с теми человеческими ценностями, которые разделяют многие представители крупного бизнеса.
Со временем все более заметное смыслообразующее значение начинает приобретать следование российского бизнеса международным образцам, хотя прививаются они в России пока слабо, в сильной степени оставаясь зависимыми от конкретных собственников и топ-менеджеров. Иногда в основе такого следования образцам лежит убежденность в том, что «Мы – не хуже»: «Собственники все живут в Лондонах, Парижах и Цюрихах, Они давно сняли малиновые пиджаки и не хвастаются галстуками. Они видят, как живет бизнес в Европе и США. Иногда появляется желание подстроиться под европейскую модель деятельности компании, которая предполагает социальное участие. Например, я был в “Сименсе”, у них там есть спортзал, я построю такой же. Я же крутой, не хуже “Сименса”, у меня денег больше. Могу и крытый каток построить».
Информация о работе Социальная роль и социальная ответственность бизнеса