Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:38, научная работа
Целью этого исследования является анализ социальной роли и социальной ответственности бизнеса в одном из российских регионов с развитой экономикой.
В задачи исследования входит:
раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса
выявить социальную роль предпринимательства в России
изучить социальную активность бизнеса
анализ особенностей социальной политики, проводимой бизнесом
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Социальная роль бизнеса…………………………………….…………4
Этапы становления бизнеса как социального субъекта в современной России………………………………………………………………….……4
. Как в современных исследованиях трактуется социальная роль
бизнеса?..........................................................................................................6
В каких формах выражается социальная активность бизнеса?................9
Глава 2.Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности……………………………………………………………………..12
2.1. Понимание социальной ответственности в оценках бизнеса…….......12
2.2. Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти…….……..13
2.3. Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов…..……15
2.4. Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики…….16
Глава 3. Обзор зарубежного опыта……………………………………………..20
3.1. Что такое социальная ответственность бизнеса?.....................................20
3.2. Правительственная и международная деятельность в области социальной ответственности бизнеса…………………………………………….…………..20
3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………26
Таким образом, поведение бизнеса на поле СП нельзя понять, если не учитывать давления со стороны других экономических и политических игроков. Нередко эти отношения строятся по «модели торга», что не отменяет их значимости для взаимодействующих сторон. Одновременно это не означает, что естественное развитие самих компаний, эволюция бизнеса становятся при этом менее значимыми. Внутренние потребности развития компаний также влияют на их внешнюю СП.
Исследование позволяет утверждать, что бизнес ведет себя на поле СП как вполне рациональный субъект, стратегии которого во многом определяются не только экономической целесообразностью, но и символическими побудителями, к которым можно отнести сложившиеся традиции и личностные ценностные установки собственника и топ-менеджмента. Одновременно можно говорить о том, что постепенно бизнес научается использовать эти символические побудители вполне прагматично.
Продолжением исследования социальной ответственности бизнеса стал стандартизированный опрос. Среди опрошенных – представители малого (29%), среднего (57%) и крупного (14%) бизнеса. Большинство опрошенных руководят промышленными предприятиями (48%), в сфере услуг населению (37%), предприятиями транспорта (8%). Опрашивались только руководители предприятия – директор, финансовый директор/главный бухгалтер, зам. директора и пр.
Условия развития бизнеса в современной России респонденты оценили как средние. Так, 14% считают эти условия благоприятными 36% - скорее благоприятными, 34% - скорее неблагоприятными, а 15% - неблагоприятными.
Только каждый десятый руководитель предприятия считает, что российский бизнес не влияет на политическую ситуацию в стране, положительный ответ – «бизнес влияет» - дали 86% опрошенных.
Руководителей предприятий оценили эффективность деятельности властных и коммерческих структур в современной России. Оценка – по десятибалльной шкале, где 1 – минимальная эффективность, 10 – максимальная эффективность.
Эффективность деятельности бизнеса (коммерческих структур) оценивается респондентами более высоко – среднее значение 6,1 по сравнению с оценкой эффективности деятельности властей 4,6. Сравнивая результаты оценки эффективности деятельности властей и бизнеса, можно сказать, что опрошенные нами руководители предприятий почти не выставили бизнесу низких оценок. (см.приложение диаграмма1)
Условно можно выделить 3 сегмента – государство, бизнес и население (как общество). Мы попросили участников опроса ответить, на чью долю приходится большая социальная ответственность. Большинство руководителей предприятий полагают, что это – государство – так ответили 49%. Считают, что ответственность должно нести население – 22%, каждый десятый указал, что ответственность должен нести бизнес (11%). И, наконец, 14% опрошенных заявили, что все должны нести ответственность в равной степени. Таким образом, бизнесмены склонны перекладывать социальную ответственность на государство, либо делить ее с другими субъектами социума. (см.приложение диаграмма2)
Проведенные опросы позволяют сформулировать некоторые выводы, касающиеся понимания бизнесменами социальной ответственности, а также их отношению к данном социальному феномену.
Бизнесмены считают, что коммерческие структуры действуют эффективнее, чем властные. При этом условия для развития бизнеса в России нельзя назвать благоприятными.
Большинство опрошенных руководителей предприятий Екатеринбурга считают, что большая доля ответственности в обществе приходится на государство. В реализации социальной политики государство должно, прежде всего, использовать налоговые средства, а уже потом привлекать бизнес для решения социальных проблем.
Социально ответственная компания в первую очередь исполняет все свои обязательства, заботится о сотрудниках, экологической ситуации, принимает участие в реализации региональных социальных программ.
Глава 3. Обзор зарубежного опыта
3.1. Что такое социальная ответственность бизнеса?
В настоящее время и правительство Великобритании, и Европейский Союз рассматривают социальную ответственность бизнеса как добровольную деятельность, один из аспектов хорошего корпоративного управления; правда, в некоторых случаях ощущается и соответствующее давление, звучат призывы в пользу принудительной системы. Независимо от того, останется ли социальная ответственность бизнеса делом добровольным, последний должен реагировать на тот вызов, который она ему бросает.
Европейская комиссия определяет социальную ответственность бизнеса следующим образом: «…концепция, при помощи которой компании на добровольной основе интегрируют социальные обязательства и обязательства по охране окружающей среды в свою деятельность и взаимодействие с партнерами».
Аналогично, согласно определению Департамента торговли и промышленности Великобритании [UK Department of Trade and Industry – DTI], социальная ответственность бизнеса предполагает, что: «…предприятия уделяют внимание тому, как улучшить свое социальное влияние, влияние на локальный сектор экономики и влияние в области охраны окружающей среды, свое воздействие на общество и социальную сплоченность, права человека и правила охраны окружающей среды, справедливость ведения торговли и возможные пути нарушения этой справедливости. Социальная ответственность бизнеса касается и крупных мультинациональных корпораций, и малых предприятий локального уровня».
3.2. Правительственная и международная деятельность в области социальной ответственности бизнеса
Рекомендации ОЭСР для мультинациональных корпораций
Рекомендации, принятые Организацией экономического сотрудничества и развития в сентябре 2000 г., призывают бизнес вносить свой вклад в развитие экономической и социальной сфер, охрану окружающей среды, что позволит достичь устойчивого развития и соблюдения прав человека. Они также призывают участвовать в деятельности, способствующей укреплению позиций стран, в которых работают корпорации, и не стремиться обойти правила, сформулированные в местных законах об охране окружающей среды, здравоохранении, безопасности труда и труде в целом, налогообложении, даже в случаях, если те или иные льготы им предлагаются; не следует также принимать «недостойное» участие в местной политической деятельности. Кроме того, следуя высоким стандартам распространения информации, отчетности и аудита, бизнес должен предоставлять своевременную, регулярную, надежную и релевантную информацию о своей деятельности, структуре, финансовой ситуации и производительности. Эта информация должна включать сведения о социальной, этической и природоохранной политике предприятия, а также иных кодах поведения, исповедуемых компанией. Компании должны стремиться избегать принудительного или детского труда, дискриминации во всех ее формах и уважать право своих наемных работников на организацию профсоюзов и иных ассоциаций, представляющих их интересы, участвовать в конструктивных переговорах, соблюдать стандарты занятости и производственных отношений, не менее выгодных работникам, чем те, что приняты аналогичными в данной стране.
Бизнес должен внимательно относиться к вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности труда, а также в целом осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы максимально способствовать достижению общей цели устойчивого развития. Бизнес должен оценивать прогнозируемые последствия своей деятельности, ассоциируемые с его процессами, продукцией и услугами на протяжении всего их жизненного цикла, в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности труда, и затем принимать соответствующие решения. В случаях, когда предполагаемая деятельность может повлечь за собой значительные последствия в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения или безопасности труда либо требует решения со стороны компетентных структур, компания должна подготовить соответствующую оценку возможного влияния своей деятельности.
Что касается практик коррупции, то бизнес не должен прямым либо косвенным образом предлагать, обещать, давать или требовать взяток и иных способов выгодоприобретения в обмен на покупку или сохранение бизнеса или иные незаконные выгоды.
Европейский Союз
Европейская Комиссия выдвинула ряд базовых принципов программы Европейского Союза применительно к социальной ответственности бизнеса. Эти принципы таковы:
• социальная ответственность бизнеса должна оставаться добровольной инициативой;
• практики реализации социальной ответственности бизнеса должны быть прозрачными и надежными;
• собственная стратегия
• данная стратегия должна следовать сбалансированному и всеобъемлющему подходу к социальной ответственности бизнеса, включая не только интересы потребителей, но и экономические, социальные и природоохранные вопросы;
• стратегия должна уделять особое внимание содействию малым и средним предприятиям; а также
• поддерживать международные правовые обязательства (такие, как соглашения об охране окружающей среды, основные права человека, законы о труде и т.д.).
3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса
Принципиальным вопросом для компании является цель стратегии социальной ответственности.
Простое подчинение местным законам
Это не всегда самый безопасный путь, если речь идет о законодательствах, предписывающих местные стандарты ниже уровня, чем тот, что считают допустимыми инвесторы и прочие заинтересованные группы в государстве, в котором находится головной офис компании (или материнская компания). Кроме того, принципы социальной ответственности бизнеса, которым следуют страны ОЭСР и Европейского Союза, предполагают, что компания должна стремиться к более высоким стандартам, чем те, что предписываются местным законодательством. Подчеркивается добровольное стремление компании «сделать еще один шаг».
Применение единых стандартов по всему миру, независимо от местных минимальных стандартов
Данный подход, часто описываемый как «решение Бхопала», предполагает использование единых стандартов (например, в области охраны окружающей среды или безопасности труда) повсюду, где работает компания, невзирая на то, что данные стандарты могут казаться неизмеримо выше тех, что обычно предусматриваются местным законодательством. Этот подход упрощает управление компанией по вопросам социальной ответственности, но не лишен своих рисков. Например, если деятельность по защите здоровья работников не передана полностью местным структурам, а осуществляется на глобальном уровне напрямую из головного офиса, любая неудачная попытка обеспечить требуемые стандарты может привести к тому, что истцы будут обращаться в суд государства, в котором расположен головной офис компании.
Сознательная ориентация на более высокие стандарты, чем те, что предусмотрены любым законодательством
Социальная ответственность бизнеса не обязательно порождена лояльностью корпорации
или альтруизмом – она также может выступать и в качестве важного элемента повышения прибыльности или эффективности компании и даже оказываться средством обеспечения ее конкурентного преимущества. Компания должна стремиться к выработке реалистичной стратегии и не ставить перед собой недостижимых целей (что даст возможность наблюдателям говорить о ее неудачах). В качестве ориентира компания может использовать международные инструменты (для этого часто выбирается Всеобщая декларация прав человека). Если это необходимо, компания не должна стыдиться привлекать соответствующие некоммерческие организации для выработки необходимой политики: некоторые сектора промышленности (например, страхование и добывающие отрасли) уже выработали кодексы социальной ответственности бизнеса, которые можно использовать в качестве моделей.
Чрезвычайно важно заручиться поддержкой высшего управленческого персонала (в идеале – на уровне совета директоров), даже несмотря на то, что наиболее эффективным способом достижения целей социальной ответственности может быть не деятельность на глобальном уровне, а работа отдельного подразделения или сектора промышленности (в зависимости от структуры управления). Аналогично, отдел управления человеческими ресурсами или отдел по вопросам развития корпорации могут оказаться не самой эффективной площадкой для реализации программ социальной ответственности в компании, в которой структуры управления четко разделены на почти автономные подразделения.
Компании следует составить «карту» проблем и географических регионов, где программы социальной ответственности имеют более всего шансов потерпеть неудачу. Особое внимание следует уделить вопросам просвещения местного управленческого персонала в сферах, где реализация программ социальной ответственности требует отхода от принятого делового поведения, и обеспечить поддержку (и контроль) сотрудников, отвечающих за это.
Потенциальными участниками программ социальной ответственности являются также поставщики, субподрядчики и прочие партнеры по бизнесу (например, потенциальные партнеры в совместных предприятиях).
Все программы социальной ответственности должны включать механизм выявления слабых мест и внесения необходимых корректив. Важно рассказывать об успешной реализации программ, рассказы же о неудачах – худшее из того, что можно представить!
Информация о работе Социальная роль и социальная ответственность бизнеса