Социальная роль и социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:38, научная работа

Описание работы

Целью этого исследования является анализ социальной роли и социальной ответственности бизнеса в одном из российских регионов с развитой экономикой.
В задачи исследования входит:
раскрыть понятие социальной ответственности бизнеса
выявить социальную роль предпринимательства в России
изучить социальную активность бизнеса
анализ особенностей социальной политики, проводимой бизнесом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Социальная роль бизнеса…………………………………….…………4
Этапы становления бизнеса как социального субъекта в современной России………………………………………………………………….……4
. Как в современных исследованиях трактуется социальная роль
бизнеса?..........................................................................................................6
В каких формах выражается социальная активность бизнеса?................9
Глава 2.Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности……………………………………………………………………..12
2.1. Понимание социальной ответственности в оценках бизнеса…….......12
2.2. Социальная ответственность бизнеса в восприятии власти…….……..13
2.3. Социальная ответственность бизнеса в трактовках экспертов…..……15
2.4. Интересы бизнеса в проведении внешней социальной политики…….16
Глава 3. Обзор зарубежного опыта……………………………………………..20
3.1. Что такое социальная ответственность бизнеса?.....................................20
3.2. Правительственная и международная деятельность в области социальной ответственности бизнеса…………………………………………….…………..20
3.3. Построение успешной стратегии социальной ответственности бизнеса..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...…….25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….…………26

Файлы: 1 файл

НИР МОЙ.docx

— 114.61 Кб (Скачать файл)

       Этот подход стал основой для концепции  «компании участников». Компания участников (stakeholders company)  соответствует континентальной модели капитализма,  которая получила распространение в странах Западной Европы и Японии. В этом случае компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с    менеджерами,  персоналом,  поставщиками,  потребителями, представителями    общественности,  а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Третья концепция КСО –  концепция  «разумного эгоизма».  В ней подчеркивается,  что социальная ответственность бизнеса –  это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшать долгосрочные потери прибыли.  Реализуя социальные программы,  корпорация сокращает свои текущие прибыли,  но в долгосрочной перспективе формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. 

     В отечественных публикациях КСО трактуется преимущественно в духе концепции альтруизма. Российская Ассоциация менеджеров характеризует КСО  как  «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». «Социальная ответственность бизнеса выходит за рамки установленных законом норм и предполагает деятельность,  направленную на удовлетворение общественных потребностей», – считает российский политолог С. Перегудов.  Вместе с тем далеко не все российские авторы согласны с использованием понятия социальной ответственности.  Вот что пишет в этой связи заместитель председателя совета директоров  «Альфа-Банка»  О. Сысуев: «Социальная ответственность –  это термин соответствующий командно- административной системе.  У нас это называется социальной ответственностью, а в мире – благотворительностью и филантропией». Главный редактор журнала «Свободная мысль – XXI» В. Иноземцев считает термин КСО нонсенсом,  полагая,  что он отражает стремление государства  «переложить»  социальную ответственность на плечи частного капитала.

     Стремление обосновать  социальную ответственность как органическую часть предпринимательской деятельности предопределило появление еще одного нового термина – «социальные инвестиции».  Содержательно это понятие акцентирует внимание на том,  что материальные,  технологические, управленческие ресурсы,  направленные на решение социальных вопросов, являются не расходами, но формой бизнеса – стратегическими инвестициями в устойчивое развитие компании и в перспективе будут приносить ей доход. Именно так понимает социальные инвестиции Ассоциация менеджеров: «Социальные инвестиции бизнеса –  это материальные,  технологические, управленческие и иные ресурсы,  а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении,  что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный…  социальный и экономический эффект». В связи с распространением концепции  «социальных инвестиций» появились исследования,  в которых анализируется воздействие социальной ответственности на экономическую эффективность компаний, их капитализацию и уровень конкурентоспособности. 

    В странах Запада получила распространение практика этического инвестирования,  предполагающая,  что финансовые учреждения вкладывают капиталы в компании, отвечающие критериям КСО. Так, в Великобритании 5% всех капиталовложений приходится на этическое инвестирование,  а объемы инвестиций достигли в 2003  г. 4  млрд.  фунтов стерлингов.  В странах Запада этическая оценка становится важным условием для финансовых учреждений при принятии решения о предоставлении компании ссуды. Всемирный банк, ряд других крупных международных финансовых организаций настаивают на том, чтобы их заемщики следовали в своей деятельности принципам КСО и,  в частности, уделяли внимание охране окружающей среды и прав человека. Столь значительное разнообразие используемых категорий при толковании социальной роли бизнеса,  свидетельствует о продолжающемся процессе развития реальных социальных практик. Многообразие интерпретаций является отражением  сложности этого процесса. 

 

 

 

    1. . В каких формах выражается социальная активность бизнеса?

Первоначально бизнес занимался благотворительной  (филантропической) деятельностью, которая была направлена на улучшение положения трудящихся и формирование благоприятной общественной среды.  На этом этапе все решения относительно социальной политики принимались лично собственником предприятия. К 1970-м гг.  социальная деятельность перестала быть собственным делом предприятия (компании). Организации гражданского общества, а в ряде стран –  государство стали проявлять возрастающий интерес к формированию деловым сообществом социальных программ,  а также контролю над их реализацией.  В новых условиях социальная активность бизнеса    перестала умещаться в рамках традиционных спонсорства и благотворительности. Компании стали переходить от благотворительности к  «социальным инвестициям», увязывая реализацию социальных проектов с выгодой, которую они в перспективе могут принести.  

     Экспертный опрос представителей бизнеса,  проведенный в 2004  г. Институтом комплексных социальных исследований РАН,  показал,  что российское деловое сообщество выделяет разные формы социальной активности, которыми должен заниматься бизнес. Это выполнение социальных обязательств  (уплата налогов,  выплата зарплат,  социальные пакеты для работников) (эту форму КСО избрали 25% опрошенных); благотворительность, акцентирующая  «внутреннюю»  направленность и дополняемая социальной деятельностью в отношении малоимущих и незащищенных групп (50%); деятельность в рамках крупных социальных проектов (25%).

      Другое исследование,  проведенное в ряде регионов России аналитическим центром журнала  «Эксперт», – «Корпорации,  социальная ответственность и местная власть» – позволило выявить четыре группы бизнеса, каждая из которых имеет свое видение социальной ответственности. Наиболее социально ответственными являются компании,  в состав которых входят градообразующие предприятия. Высокий уровень социальной ответственности типичен для компаний,  работающих в сырьевых и химической отраслях. Они, как правило, имеют тесные связи с территорией, на которой работают. Вторая группа компаний представлена несырьевыми отраслями и прежде всего машиностроением.  Компании этого профиля сотрудничают с территориями в рамках разовых акций,  но стремятся к системному сотрудничеству. В третью группу вошли иностранные компании,  работающие в России  (химическая и табачная отрасли,  пивоваренные компании):  они ликвидируют социальную инфраструктуру и на добровольно основе реализуют небольшиеблаготворительные проекты.  Четвертая группа представлена    компаниями, возникшими с «чистого листа», которые чаще всего социальной политикой не занимаются.

    Эмпирические исследования также позволяют выявить новые способы реализации    социальной ответственности,  которые развиваются в рамках отношений компании с территорией пребывания.  Среди них    выделяются: конкурсы социальных и культурных проектов и социальный менеджмент.  В 2002  г.  нефтяная компания  «Лукойл»  приняла Социальный кодекс,  в котором формулируются обязательства компании перед ее сотрудниками и обществом в целом. «Лукойлом»  сделаны первые шаги в установлении партнерских отношений с территориями, где работает компания. Партнерство с территориями реализуется как в благотворительных акциях, так и в социальных проектах,  важное место среди которых принадлежит конкурсам социальных и культурных проектов.  В Пермской области конкурсы проводятся с 2002  г.  В разные годы конкурс объявлялся по разным номинациям:  экология,  спорт, духовность, исторические и культурные традиции, здоровье, образование. Одна из целей конкурса – развитие и поддержание малого бизнеса.  По инициативе руководства нефтяной компании в Пермской области проводится обучение населения социальному проектированию.  Как показало уже упоминавшееся выше исследование журнала «Эксперт», конкурсы социальных проектов приобретают популярность и начинают проводиться во многих областях.  В Свердловской области их проводит    корпорация СУАЛ.  В конкурсах участвуют лица и организации,  которые способствуют развитию на территории объектов инфраструктуры и рабочих мест в малом и среднем бизнесе (бытовые услуги, парикмахерские, химчистки).

     В России новые формы социальной активности,  как отмечают специалисты, сосуществуют с советскими традициями, многие из которых были реанимированы в последнее время (творческая самодеятельность, доски почета, грамоты за мастерство и профессионализм,  трудовое соревнование, разветвленная система премирования).

     В перспективе,  по экспертным оценкам, формы социальной активности российского бизнеса будут совершенствоваться, а модельными для российских компаний будут становиться формы,  принятые на Западе.  Об этом говорила,  например,  начальник управления социальных программ ОАО «ГМК “Норильский никель”» В. Кабалина в своем выступлении 8  июня 2005  г.  на Ученом совете Института мировой экономики и международных отношений РАН.

     Экспертный опрос представителей делового сообщества подтвердил, что российские бизнесмены со вниманием следят за тем,  что происходит с социальной активностью бизнеса в странах Запада и полагают,  что приход на российский рынок иностранных компаний станет дополнительным стимулом в развитии социальной активности российского бизнеса.

Каковы мотивы социальной активности бизнеса? Представления о мотивах,  стимулирующих бизнес к деятельности в социальной сфере, сложившиеся в западной и российской литературе,  достаточно схематичны. Нередко мотивация социальной ответственности напрямую увязывается с доминирующими формами социальной активности. Так, С. Перегудов считает, что на начальном этапе,  когда бизнес занимался благотворительностью, исходным мотивом социальной активности являлся альтруизм, желание помочь нуждающимся.  Но со временем и особенно в последнее десятилетие с появлением практики социальных инвестиций движущим мотивом КСО становятся прагматизм,  стремление увязать социальную деятельность с экономическим расчетом. Л. Хахулина убеждена, что альтруизм и прагматизм в равной степени присутствует в мотивации социально ориентированных предпринимателей. Исследование,  проведенное в 1990-е гг.  на предприятиях оборонной промышленности, показало, что подавляющее большинство директоров (67%) в общей выборке и 89%  на благополучных предприятиях в качестве одного из основных мотивов развития внутренней социальной политики называли заботу о работниках и членах их семей.

     От результатов этого исследования отличались данные,  полученные в ходе франко-российского опроса руководителей 142 предприятий. Опрос показал,  что среди руководителей практически в равной степени были распространены как  «мессианские»  взгляды,  так и прагматические.  Треть руководителей (30%)  согласились с мнением,  что в России традиционно предприятия играют важную социальную роль, 16% говорили о том,  что в переходный период предприятие должно выполнять особую социальную роль, 54% – о том, что социальные мероприятия обладают

стимулирующим воздействием на работников и создают конкурентные преимущества на рынке труда.

     Представители делового мира акцентируют внимание на типах мотивации социальной ответственности, которые обусловлены прагматическим стремлением развивать собственный бизнес и позиционировать его на рынке (О социальной роли бизнеса, 2004). Некоторые из них особо выделяют в качестве мотива социальной ответственности необходимость налаживания заинтересованных отношений с властью. Именно этого мнения придерживается О.Сысуев, считающий, что среди факторов,  стимулирующих развитие социальной ответственности в России, на первом месте присутствует командно-административный: «Если попросили власти,  от которых зависит судьба твоего бизнеса, ты участвуешь в благотворительных программах. И это участие непременно должно быть замечено властью».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальная ответственность бизнеса и причины его социальной деятельности 

 

      В настоящее время проблема поиска новой социальной роли бизнеса формулируется как политиками и экспертным сообществом,  так и самими предпринимателями.  Эта задача ставится как определение и поиск границ социальной ответственности бизнеса.  Основное в предпринимаемых попытках – осознать, какие социальные функции в государстве может взять на себя российский бизнес,  при каких условиях он будет максимально заинтересован в выполнении принятых на себя социальных обязательств,  что может быть обозначено как социально-ответственное поведение бизнеса, и наоборот.

В данной главе мы проанализируем,  как трактует сам бизнес понятие социальной ответственности,  насколько его понимание социальной ответственности совпадает с теми реальными практиками, которые он реализует на поле СП, совпадают ли представления бизнеса о социальной ответственности с ее пониманием у представителей власти и экспертов.  Также весьма важно было понять,  какие внешние и внутренние стимулы существуют у бизнеса для реализации СП.

 

2.1. Понимание социальной  ответственности в оценках бизнеса

      Представление о  социальной ответственности бизнеса,  выраженное бизнесменами в интервью, сводится к двум основным типам:  либеральный и индульгенческий.

    Обозначенный как либеральный тип понимания социальной ответственности предполагает, что социальная ответственность бизнеса – это создание новых рабочих мест и добросовестная выплата налогов государству. Именно уплата налогов и достойная зарплата персонала предприятия – сфера социальной ответственности российского бизнеса. Разделение роли хозяйствующего субъекта, преследующего цель получение прибыли и пользы обществу, которое может приносить фирма, кажется опрошенными нами екатеринбургским бизнесменам неверным. Развитие общества происходит, по их мнению, именно благодаря созданию рабочих мест и выплате налогов. Дело государства – распределить средства должным образом.

Информация о работе Социальная роль и социальная ответственность бизнеса