Совершенствование формирования и использования оборотных активов в ЗАО «Тандер» г.Краснодара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эффективного хозяйствования торговых предприятий включает лучшее использование их фондов, и в первую очередь – оборотных активов. Наличие у предприятий достаточных оборотных активов является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая марины1.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Каждое  предприятие, начиная свою деятельность, должно располагать определенной денежной суммой. Оборотные активы предприятий  призваны обеспечить непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности  производства в денежных и материальных средствах, обеспечивать своевременность  и полноту расчетов.

Проблема  эффективного хозяйствования торговых предприятий включает лучшее использование  их фондов, и в первую очередь  – оборотных активов. Наличие  у предприятий достаточных оборотных  активов является необходимой предпосылкой  для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Финансовое  состояние предприятий во многом зависит от оптимальности структуры  активов предприятия (соотношения  оборотных и внеоборотных активов). В составе оборотных активов выделяют материально-вещественные элементы имущества, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Анализ динамики состава и структуры оборотных активов дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения наиболее мобильной части имущества. Прирост оборотных активов свидетельствует о расширении деятельности предприятия, однако очень важно, за счет каких статей происходит прирост или снижение оборотных активов. Если, например, за счет увеличения запасов, то это может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала, защите денежных активов от инфляции, а если за счет дебиторской задолженности – о несоблюдении договорной и расчетной дисциплины, несвоевременном предъявлении претензий по возникающим долгам, росту неоправданной дебиторской задолженности, ведущей к нестабильности финансового состояния предприятия. Поэтому рациональное   формирование   и   эффективное   использование    оборотных

активов в  современных условиях является весьма актуальной проблемой для

многих предприятий.

В данной курсовой работе  рассмотрена деятельность ЗАО «Тандер», которое является управляющей компанией сети магазинов «Магнит». Компания основана в 1994 году. За период своего существования достигла значительных результатов и в настоящее время продолжает  динамично развиваться.

Целью написания  курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Тандер». К задачам можно отнести:

- определение  теоретических аспектов формирования  и эффективности использования  оборотных активов предприятий;

- рассмотрения  источников формирования оборотных  активов;

- анализ  эффективности использования оборотных  активов компании;

- анализ  состава и структуры оборотных  активов компании;

- другие.

В процессе написания данной работы  проанализированы ликвидность оборотных активов, их состав и структура, источники  формирования оборотных активов  ЗАО «Тандер», эффективность их использования.

Для проведения анализа  использованы определенные методы и инструментарий. Наиболее простым методом является сравнение, когда показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). Еще один используемый метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей.

В качестве инструментария для анализа использованы  различные коэффициенты. Это относительные  показатели, которые выражают отношение  одних абсолютных показателей к  другим. Эти коэффициенты используются для сравнения показателей конкретного  предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми  показателями. Также в качестве методов исследования по данной теме используются: изучение теоретического и практического опыта, наблюдение и беседа.

В целом  в ходе написания работы  проанализирована деятельность компании в 2008-2010 годах, выявлены тенденции развития,  недостатки, определены их причины. На основании чего в третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Тандер». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты формирования и эффективности использования оборотных активов предприятия

1.1 Понятие оборотных активов  предприятия, их структура и факторы, влияющие на эффективность их использования

 

Одной из составных частей имущества любого предприятия являются оборотные  активы. Состояние и эффективность  их использования – одно из главных  условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая  инфляция, неплатежи и другие кризисные  явления вынуждают предприятия  изменять  свою политику по отношению  к оборотным активам, искать новые  источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Понятие  оборотных активов трактуется по-разному  отдельными авторами.

В соответствии с современным экономическим  словарем оборотные активы – оборотные  средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.

Оборотные активы – стоимостной объем имущества  предприятия, денежных средств и  средств в расчетах, участвующих в текущем обороте и оборачивающихся не менее одного раза в течение учетного (финансового) года.

Оборотные активы включают в себя следующие  составляющие:

- запасы;

         - дебиторская задолженность (подразделяется  на долгосрочную и краткосрочную);

- краткосрочные  финансовые вложения;

- денежные  средства;

- прочие  оборотные активы.

В финансовой отчетности оборотные активы расположены  по статьям (сверху вниз) по степени  увеличения оборачиваемости и ликвидности, то есть скорости вовлечения в оборот.

Баланс  оборотных активов – стоимостной объем оборотных активов предприятия, организации на определенную дату, сгруппированный по статьям (активы) и источникам их образования (собственный капитал и пассивы), без учета внеоборотных вложений капитала. Баланс оборотных активов характеризует их состав и структуру по статьям с учетом экономии, назначения и степени ликвидности. Он служит для анализа оборачиваемости, ее динамики, оценки уровня собственных вложений в оборотные активы, зависимости оборотных средств от заемных источников финансирования. Сравнение баланса оборотных активов с показателями нормативов по статьям оборотных средств позволяет выявить недостаток (излишек) оборотных активов и определить возможные источники их пополнения.

Оборотные активы предприятий имеют двойственную экономическую природу. С одной  стороны, они представляют собой  значительную часть имущества предприятия, воплощенного в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и краткосрочных  финансовых вложениях. С другой –  это часть его капитала, обеспечивающая непрерывность хозяйственной деятельности.

Для    оборотных    активов     как    части    авансированного    капитала

характерны  три особенности:

- они  должны быть вложены заранее,  то есть авансированы до получения дохода;

- оборотные  активы в качестве наиболее  ликвидных ресурсов не расходуются  и не потребляются, но они постоянно  возобновляются в хозяйственном  обороте;

- абсолютная  потребность в оборотных активах  зависит от объема хозяйственной  деятельности и должна поэтому регулироваться. При их недостатке или неэффективном использовании финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству).

Поскольку оборотные активы включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации  и эффективности использования  зависит финансовая устойчивость предприятия. Потребность каждой коммерческой фирмы  в оборотных активах определяется с учетом условий и особенностей ее деятельности. Источником покрытия потребности организации в оборотных  активах могут служить не только собственные, но и приравненные  к ним средства (так называемые «устойчивые пассивы»). Эти средства не принадлежат данной организации, но постоянно находятся в ее обороте. Это, главным образом, часть задолженности  по оплате труда и по выплатам по социальному страхованию.

Так как  оборотные активы непосредственно  вовлекаются в процесс производства и сбыта продукции, концепция  управления ими сводится к обеспечению  предприятия минимальным объемом  денежных ресурсов для поддержания его постоянной платежеспособности. Она включает в себя следующие элементы:

- учет  всех составляющих оборотных  активов на каждую отчетную  дату;

- анализ  состояния и причин, в силу  которых сложилось негативное  положение с обеспеченностью  предприятия оборотными активами;

- разработку  и внедрение в практику работы экономических служб предприятия современных методик управления оборотными активами;

- контроль за текущим состоянием важнейших элементов оборотных активов в процессе производственно-коммерческой деятельности;

- прогноз  изменений в оборотных активах  на ближайшую и долгосрочную  перспективу. 

Структура  показывает, какая часть оборотных  активов финансируется за счет собственных, а какая за счет заемных средств. Операционным циклом называется промежуток времени, в течение которого оборотные  активы совершают полный оборот. Финансовым циклом называется отрезок времени, в течение которого однократный  оборот совершают собственные оборотные  средства. В случаях, когда собственные оборотные средства отрицательные, понятия финансового цикла не существует.

Общая продолжительность  операционного и финансового  циклов связана со спецификой работы предприятий, в частности, с технологическими особенностями и сложившимися взаимоотношениями  с поставщиками и покупателями, но также могут отражать и недостатки в управлении оборотными активами.

На эффективность  использования оборотных активов  предприятий действует множество  факторов. По широте влияния и степени  управляемости факторы условно  можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные  и связанные с техническим прогрессом.

К общеэкономическим  факторам относятся: изменение величины товарооборота  и его структуры, размещение производительных сил, динамика производительности общественного  труда, занятого в сфере товарного  обращения и в отраслях, ее обслуживающих, развитие хозяйственного расчета. В  группу организационных факторов входят: изменение размеров торговых предприятий  и их специализации, внедрение новых  способов торговли и другое. Факторы, связанные с техническим прогрессом, - это: изменение технологии и применяемой  техники в отраслях, обслуживающих  торговлю, автоматизация торговых процессов.

На эффективность  использования оборотных активов  и ускорение их оборачиваемости  влияют факторы, как повышающие их величину, так и снижающие. К факторам, повышающим величину оборотных активов, относятся: повышение качества торгового обслуживания, расширение сети магазинов в районах  новостроек, изменение структуры  товарооборота в сторону увеличения удельного веса товаров, имеющих  замедленную оборачиваемость, и  другие. Снижению оборотных активов  способствуют: экономия материальных и финансовых ресурсов, широкое внедрение  принципов хозяйственного расчета  в деятельность торговых предприятий.

Факторы, определяющие величину оборотных активов, могут быть объективными,  то есть не зависящими от деятельности данного  предприятия, и субъективными. К  числу субъективных можно отнести, например, рациональность использования оборотных активов, выполнение плана товарооборота, применяемые формы обслуживания, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины.

Также среди  основных факторов, влияющих на структуру  оборотных активов и принципы управления ими, можно выделить сферу  деятельности, стадию развития компании, условия работы с контрагентами, инфляцию, сезонные колебания спроса и конкуренцию.

Структура оборотных активов компании зависит  от отрасли. К примеру, если компания управляет недвижимостью и получает доход от сдачи в аренду, то объем  оборотных активов по отношению  к валюте баланса компании будет  минимальным. Для такого предприятия  задача эффективного использования  оборотных активов не столь важна  и, скорее всего, у него не будет разработанной  системы управления оборотными активами.

Каждая  компания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного  положения не рынке и спада  объемов продаж. От того, на каком  из этапов развития находится компания, зависят объем и структура  ее оборотных активов. Нормативы  оборотных активов, используемые в  период стабильного положения на рынке, совершенно неприемлемы для  стадии активного роста. К примеру, если компания быстро развивается, пытается завоевать новые рынки и покупателей, это непременно приводит к стремительному увеличению   оборотных активов.

Информация о работе Совершенствование формирования и использования оборотных активов в ЗАО «Тандер» г.Краснодара