Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:52, курсовая работа
Проблема эффективного хозяйствования торговых предприятий включает лучшее использование их фондов, и в первую очередь – оборотных активов. Наличие у предприятий достаточных оборотных активов является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.
Введение
Каждое
предприятие, начиная свою деятельность,
должно располагать определенной денежной
суммой. Оборотные активы предприятий
призваны обеспечить непрерывное их
движение на всех стадиях кругооборота
с тем, чтобы удовлетворять
Проблема
эффективного хозяйствования торговых
предприятий включает лучшее использование
их фондов, и в первую очередь
– оборотных активов. Наличие
у предприятий достаточных
Финансовое состояние предприятий во многом зависит от оптимальности структуры активов предприятия (соотношения оборотных и внеоборотных активов). В составе оборотных активов выделяют материально-вещественные элементы имущества, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Анализ динамики состава и структуры оборотных активов дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения наиболее мобильной части имущества. Прирост оборотных активов свидетельствует о расширении деятельности предприятия, однако очень важно, за счет каких статей происходит прирост или снижение оборотных активов. Если, например, за счет увеличения запасов, то это может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала, защите денежных активов от инфляции, а если за счет дебиторской задолженности – о несоблюдении договорной и расчетной дисциплины, несвоевременном предъявлении претензий по возникающим долгам, росту неоправданной дебиторской задолженности, ведущей к нестабильности финансового состояния предприятия. Поэтому рациональное формирование и эффективное использование оборотных
активов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для
многих предприятий.
В данной курсовой работе рассмотрена деятельность ЗАО «Тандер», которое является управляющей компанией сети магазинов «Магнит». Компания основана в 1994 году. За период своего существования достигла значительных результатов и в настоящее время продолжает динамично развиваться.
Целью написания курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Тандер». К задачам можно отнести:
- определение
теоретических аспектов
- рассмотрения
источников формирования
- анализ
эффективности использования
- анализ состава и структуры оборотных активов компании;
- другие.
В процессе написания данной работы проанализированы ликвидность оборотных активов, их состав и структура, источники формирования оборотных активов ЗАО «Тандер», эффективность их использования.
Для проведения анализа использованы определенные методы и инструментарий. Наиболее простым методом является сравнение, когда показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). Еще один используемый метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей.
В качестве
инструментария для анализа использованы
различные коэффициенты. Это относительные
показатели, которые выражают отношение
одних абсолютных показателей к
другим. Эти коэффициенты используются
для сравнения показателей
В целом в ходе написания работы проанализирована деятельность компании в 2008-2010 годах, выявлены тенденции развития, недостатки, определены их причины. На основании чего в третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности использования оборотных активов ЗАО «Тандер».
1 Теоретические аспекты формирования и эффективности использования оборотных активов предприятия
1.1 Понятие оборотных активов предприятия, их структура и факторы, влияющие на эффективность их использования
Одной из составных частей имущества любого предприятия являются оборотные активы. Состояние и эффективность их использования – одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным активам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Понятие оборотных активов трактуется по-разному отдельными авторами.
В соответствии с современным экономическим словарем оборотные активы – оборотные средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.
Оборотные активы – стоимостной объем имущества предприятия, денежных средств и средств в расчетах, участвующих в текущем обороте и оборачивающихся не менее одного раза в течение учетного (финансового) года.
Оборотные активы включают в себя следующие составляющие:
- запасы;
- дебиторская задолженность (
- краткосрочные финансовые вложения;
- денежные средства;
- прочие оборотные активы.
В финансовой отчетности оборотные активы расположены по статьям (сверху вниз) по степени увеличения оборачиваемости и ликвидности, то есть скорости вовлечения в оборот.
Баланс
оборотных активов –
Оборотные
активы предприятий имеют двойственную
экономическую природу. С одной
стороны, они представляют собой
значительную часть имущества предприятия,
воплощенного в материально-производственных
запасах, незаконченных расчетах, остатках
денежных средств и краткосрочных
финансовых вложениях. С другой –
это часть его капитала, обеспечивающая
непрерывность хозяйственной
Для оборотных активов как части авансированного капитала
характерны три особенности:
- они должны быть вложены заранее, то есть авансированы до получения дохода;
- оборотные
активы в качестве наиболее
ликвидных ресурсов не
- абсолютная
потребность в оборотных
Поскольку
оборотные активы включают как материальные,
так и денежные ресурсы, от их организации
и эффективности использования
зависит финансовая устойчивость предприятия.
Потребность каждой коммерческой фирмы
в оборотных активах
Так как
оборотные активы непосредственно
вовлекаются в процесс
- учет всех составляющих оборотных активов на каждую отчетную дату;
- анализ
состояния и причин, в силу
которых сложилось негативное
положение с обеспеченностью
предприятия оборотными
- разработку и внедрение в практику работы экономических служб предприятия современных методик управления оборотными активами;
- контроль за текущим состоянием важнейших элементов оборотных активов в процессе производственно-коммерческой деятельности;
- прогноз изменений в оборотных активах на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Структура
показывает, какая часть оборотных
активов финансируется за счет собственных,
а какая за счет заемных средств.
Операционным циклом называется промежуток
времени, в течение которого оборотные
активы совершают полный оборот. Финансовым
циклом называется отрезок времени,
в течение которого однократный
оборот совершают собственные
Общая продолжительность операционного и финансового циклов связана со спецификой работы предприятий, в частности, с технологическими особенностями и сложившимися взаимоотношениями с поставщиками и покупателями, но также могут отражать и недостатки в управлении оборотными активами.
На эффективность
использования оборотных
К общеэкономическим
факторам относятся: изменение величины
товарооборота и его структуры,
размещение производительных сил, динамика
производительности общественного
труда, занятого в сфере товарного
обращения и в отраслях, ее обслуживающих,
развитие хозяйственного расчета. В
группу организационных факторов входят:
изменение размеров торговых предприятий
и их специализации, внедрение новых
способов торговли и другое. Факторы,
связанные с техническим
На эффективность
использования оборотных
Факторы, определяющие величину оборотных активов, могут быть объективными, то есть не зависящими от деятельности данного предприятия, и субъективными. К числу субъективных можно отнести, например, рациональность использования оборотных активов, выполнение плана товарооборота, применяемые формы обслуживания, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины.
Также среди основных факторов, влияющих на структуру оборотных активов и принципы управления ими, можно выделить сферу деятельности, стадию развития компании, условия работы с контрагентами, инфляцию, сезонные колебания спроса и конкуренцию.
Структура
оборотных активов компании зависит
от отрасли. К примеру, если компания
управляет недвижимостью и
Каждая
компания в процессе своего развития
проходит фазы интенсивного роста, стабильного
положения не рынке и спада
объемов продаж. От того, на каком
из этапов развития находится компания,
зависят объем и структура
ее оборотных активов. Нормативы
оборотных активов, используемые в
период стабильного положения на
рынке, совершенно неприемлемы для
стадии активного роста. К примеру,
если компания быстро развивается, пытается
завоевать новые рынки и