Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью теоретической части работы является определение истоков и сущности мотивации, определение характеристик основных теорий мотивации, определение методов оценки мотивации и ее показателей.
Эффективная производственная деятельность человека лежит через понимание мотивации. Еще на заре человечества, когда слово «мотивация» еще не было «изобретено», его понимание уже было доступно первым руководителям. Однако тогда мотивирование было очень грубым и использовало два метода: метод кнута и метод пряника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………..………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ И ЕЕ ТЕОРИИ..……………………………………………..…..5
1.1 Понятие мотивации……………………………………………………………………………5
1.2 Мотивационный процесс……………......................................................................................7
1.3 Содержательные теории мотивации…..………………………………………………...…...9
1.4 Процессуальные теории мотивации……………………………………….………………..13
1.5 Проблемы теории и практики мотивации в РФ……………………………………………15
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ………………………...………………………………………….…………..19
2.1 Промышленно-производственный персонал предприятия…………………………..….19
2.2 Основные фонды предприятия………………………………………………………..…...22
2.3 Себестоимость продукции предприятия………………………..………………………..25
2.4 Оборотные средства предприятия………………………………………………………....35
2.5 Результаты хозяйственной деятельности предприятия……..…………….….……….…37
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ....……....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………...…………………….………………………………..….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………..…...
Модель мотивации, разработанную В. Врумом в его теории ожидания и предпочтения, можно выразить следующим образом:
Мотивация = (З - Р) x (Р - В) x валентность.
Теория справедливости (равенства) С. Адамса
Эта теория также дает объяснение
того, как люди распределяют и направляют
свои усилия для достижения поставленных
целей. В качестве постулата теория
справедливости считает тот факт,
что люди субъективно определяют
отношение полученного
Модель Портера-Лоулера
Американские ученые Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, описанных выше. В их модели присутствует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с созданной моделью можно определить следующую зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Один из наиболее важных выводов теории Портера-Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда.
Основной вывод из изучения процессуальных теорий мотивации заключается в том, что высокая результативность труда является причиной удовлетворенности, а не ее следствием. Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая бόльшие или меньшие усилия. Ряд описанных выше теорий объясняют, как нужно воздействовать на поведение работника, чтобы побуждать его к результативной работе, и дают менеджерам ключ к действенной системе мотивирования людей.
1.5. Проблемы теории и практики мотивации в РФ
За рубежом вопросами формирования мотивации к труду персонала занимаются достаточно давно, о чем свидетельствуют, в первую очередь, возникновение теорий мотивации. В России управление мотивацией персонала стало активно развиваться в последние десять лет. Работу по мотивации персонала ведут в основном крупные предприятия, обладающие определенными ресурсами.
Наряду
с положительными результатами
от создания систем мотивации
выявились и отдельные
Правовые проблемы. При формировании системы мотивации работник не защищен от тоталитарного воздействия на его психику, иногда с помощью специально применяемых на практике методов для изменения его поведения. Иногда для достижения целей организации работодатель злоупотребляет своей управленческой властью и личность работника несет от этого урон.
В
основном такого рода проблемы
характерны для крупных
Правовые проблемы мотивации труда усиливаются для людей, оказавшихся в ситуации неформальной занятости. Для них нет никакой защиты. В России в 2000г. от 10 до 20% предприятий прибегают к неформальному найму временных рабочих, специалистов.
Экономические проблемы. Экономические проблемы обусловлены следующими обстоятельствами: низкий уровень заработной платы, слабая связь результата и оплаты труда, дифференциация организаций по возможностям мотивации работников к труду в зависимости от ресурсов.
Низкая заработная плата. Ситуация с низкой заработной платой в России особенно остро встала в период перехода на рыночные отношения, хотя проблема эта для нас не нова.
Низкая заработная плата отучает работать. Повышение заработной платы на какую- то величину не решает проблемы качества труда, так как она с точки зрения работника, все равно остается низкой и не влияет на повышение их трудовой активности. [6]. Работник, долгое время получавший низкую заработную плату, постепенно опускается по качеству своего труда. Оказавшись в условиях более высокой заработной платы и, чаще всего, не поднимается выше привычного уровня в работе.
Так, опросы в разных регионах о приемлемом уровне заработной платы показал, что в основном работающие считают, что заработная плата должна быть выше существующей в 2-3 раза, реже были мнения о 4-5 кратном превышении. При этом опрошенные отметили, что это не связывается с улучшением работы, заработная плата такой должна быть.
Дифференциация организаций по возможностям мотивации работников к труду в зависимости от ресурсов. Не вызывает сомнения, что возможности мотивировать работника со стороны предприятия во многом определяется положением на рынке и возможными ресурсами. Например, компания «АЛРОСА» или «ГАЗпром» обладают значительными ресурсами и могут позволить платить достойную заработную плату и предоставить своим работникам расширенный социальный пакет.
В то же время, небольшие коммерческие фирмы чаще всего стараются уйти даже от элементарного социального пакета (оплата больничных листов, оплачиваемый отпуск), закрывая всю мотивационную политику только более-менее высокой заработной платой.
Бюджетные организации имеют ограниченные
ресурсы для повышения
Социально-психологические
Влияние социальной защиты на мотивацию к труду.
Считается, что самые элементарные потребности являются самым сильным мотиватором. Высокий уровень социальной защиты демотивируют работников. С другой стороны, само отсутствие элементарной социальной защиты – тоже демотивирует. В российском варианте установленная государством минимальная заработная плата, которая примерно в 4 раза ниже прожиточного минимума (тоже очень минимального по цивилизованным меркам), является всеобщим демотиватором. Проблема здесь еще и в том, что такой минимум позволяет работодателю получать сверхприбыль за счет экономии на заработной плате.
Профессиональная демотивация. Профессиональная демотивация или профессиональная деструкция – это изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающееся на профессиональной деятельности, продуктивности труда, взаимодействии с коллегами.
Многолетнее выполнение одной и
той же профессиональной деятельности
приводит к проявлению профессиональной
усталости, возникновению психологических
барьеров, обеднению способов выполнения
деятельности, утрате профессиональных
умений и навыков, снижению работоспособности.
Такие явления свойственны
Особенности российского менталитета. Еще один круг проблем мотивации труда связан с российским менталитетом. Как отмечают многие авторы, российский работник нерационален в своем поведении. Его часто увлекает результат без четкого понимания достижения цели, необходимых ресурсов, оценки своих возможностей (действует по принципу: «ввяжемся в бой, а потом посмотрим, что из этого получится»). В результате возникают проблемы при разработке систем стимулирования. По сути своей системы стимулирования рациональны: достижение определенного результата – определенная оплата. При иррациональном поведении работника сложно подобрать те стимулы, которые реально приведут к необходимым результатам.
Управленческие проблемы.
Отмечено, что национальные различия в управлении связаны с социокультурными и социально-психологическими особенностями работника.
В современном обществе человек – главный ресурс, основа конкурентоспособности любой компании. Поэтому на первое место выходит вопрос не повышения гибкости процесса труда, а гибкости механизма его эксплуатации, выбора наилучших форм извлечения прибавочной стоимости. Помимо этого имеет значение не просто расширение самоуправления работников как условия демократизации, а соучастие их в решениях по поводу самовозрастания капитала, а фактически делегирования работникам функции самоэксплуатации [1].
Проблемы нравственного
Нравственный аспект проблем мотивации труда связан с воровством на предприятиях.
Проблема воровства работников на предприятиях является не только российской. Ежегодно потери США от воровства служащих оценивается в сумму от 30 до 50% потерь бизнеса в процессе функционирования [1]. В России эту проблему связывают с особенностями российского менталитета. Около половины россиян считают воровство на предприятиях нормой. Связано это с тем, что раз работнику недоплачивают, он имеет полное моральное право «добрать» то, что недоплатили, работник «берет законное». При определенных условиях (наличие учета, контроля и т.д.), и при повышении общего уровня заработной платы и социальных выплат происходит снижение уровня воровства.
Таким
образом, мы рассмотрели основные проблемы,
которые возникают в России в
связи с формированием
2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Расчет численности промышленно-производственного персонала предприятия
Промышленно-производственный персонал (ППП) предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия. Он делится на пять категорий:
1 Рабочие (производственные и вспомогательные);
2 Специалисты;
3 Технические служащие;
4 Руководители;
5 Профессионалы.
Списочная численность производственных рабочих определяется по формуле:
, (1.1)
Рпр.раб= (78*21410)/1843,2 = 906 чел.
где – трудоемкость изготовления единицы изделия н-час;
Nзап – годовая программа запуска изделий, шт.;
Fэф – эффективный годовой фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, час;
Годовой эффективный фонд времени работы рабочего:
, (1.2)
Fэф= 1920*(1-(4/100)) = 1843,20 час
где Fном – номинальный фонд времени работы рабочего;
– процент невыходов на работу, %.
, (1.3)
Fном= (8,5-0,5)*1*240 = 1920,00 час
где Тсм – продолжительность рабочего дня, час;
Тпер – длительность перерывов, час;
S – количество смен, S = 1;
Драб – количество рабочих дней в году, дн..
Производственная программа изготовления деталей (программа запуска деталей в обработку) будет отличаться от программы их выпуска, т.к. в процессе производства возможен брак некоторых деталей и, кроме того, для обеспечения нормального хода производства необходимо наличие некоторого запаса деталей (страховой запас), призванного компенсировать различные отклонения.
В связи с этим производственная программа изготовления деталей 1-го наименования определяется по формуле:
(1.4)
Nзап= (20400+266)*(1/(1-0,035)) = 21 410 шт
где Птехн - процент возможных технологических потерь, % от программы выпуска;
З - страховой запас изделий, шт.
, (1.5)
Зстрах= 3*(20400/230) = 266 шт
где - эффективный годовой фонд рабочего времени, дни;
Нстр - норматив страхового запаса, дн.
Информация о работе Совершенствование методов мотивации на предприятии