Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «РИЗ», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и проблемы повышения прибыли и рентабельности в рыночной экономике……………………………………………………………..5
1.1 Категория «повышение прибыли и рентабельности производства» в современных условиях хозяйствования…………………………………………5
1.2 Проблемы повышения прибыли и рентабельности производства...10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности производства…………………………………………………..14
2.1 Модели повышения прибыли и рентабельности производства в современных условиях хозяйствования………………………………………..14
2.2 Существующая модель повышения прибыли и рентабельности в ОАО КАМАЗ РИЗ……………………………………………………………….16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….18
ГЛАВА 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ………………………….19
3.1 Прогнозирование товарооборота…………………………………….20
3.2 Прогнозирование валовой прибыли…………………………………25
3.3 Прогнозирование издержек обращения……………………………..27
3.4 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………..31
3.5 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности…………………………………………………………………..33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Методы разработки и оптимизации показателей планирования.docx

— 160.17 Кб (Скачать файл)

в) выплата материальной помощи;

г) оплата дополнительных отпусков сверх  норм, предусмотренных законодательством;

д) выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

е) предоставление бесплатного питания  работникам или компенсация удорожания питания;

ж) оплата жилья, путевок на лечение  и отдых работникам и их детям  и другие виды материальной помощи.

- прибыль является источником  финансирования расходов предприятия  на содержание социальной сферы,  находящейся на его балансе  (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов,  детских дошкольных и оздоровительных  учреждений, клубов и др.).

- прибыль  является источником выплаты  дивидендов акционерам и владельцам  предприятий и в этом аспекте  служит главной мотивацией развития  их предпринимательской инициативы.

В росте  прибыли предприятий заинтересовано и само государство, так как от этого источника поступают налоговые  отчисления в государственный бюджет. Поэтому целью совершенствования  налогового законодательства должно быть обеспечение условий для роста  прибыльности отечественного бизнеса  как главного фактора подъема  государственной экономики и  улучшения благосостояния населения [6].

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-финансовой деятельности предприятия, распределении  прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные виды прибыли.

В условиях рыночных отношений приходится постоянно  принимать неординарные решения, связанные  с учетом финансового состояния  предприятия.

Балансовая  прибыль предприятия синтезирует  в себе все многообразные результаты его хозяйственно-финансовой деятельности. При ее распределении и использовании  должны быть учтены множественные нормативные  акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и  др.

Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить  из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые  платежи, в состав которых входят:

- налог на недвижимость;

- налог на прибыль;

- местные налоги и сборы [7].

Следует учитывать, что в составе общей  прибыли может находиться прибыль, полученная предприятием в виде операционных доходов, с которых у источника  их получения уже удержан налог  на доход. В подобном случае при исчислении налога на прибыль из общей прибыли  вычитаются: прибыль от дивидендов, налог на недвижимость, прибыль, не облагаемая налогом в результате предоставления льгот, и к оставшейся сумме налогооблагаемой прибыли  применяется установленная Законом  ставка платежа [8].

Та  часть прибыли, которая остается после уплаты налога на недвижимость и налога на прибыль, по белорусскому законодательству называется «прибылью, остающейся в распоряжении предприятия». Однако это название не вполне соответствует  действительности, так как полученная сумма подлежит дальнейшему налогообложению  местными налогами и сборами.

В налоговом  учете, кроме того, предусмотрено, что  за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачивается в государственный  бюджет экологический налог, начисленный  за превышение установленных норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в  окружающую среду и (или) за сверхлимитную  добычу природных ресурсов; покрывается  сверхнормативное расходование средств  на оплату энергоресурсов на производство продукции (работ, услуг), командировочных, консультационных и аудиторских  услуг, рекламы и др.

Таким образом, чистая прибыль предприятия – это та ее часть, которая остается после уплаты перечисленных платежей и отчислений. Ее распределение и использование регулируется Уставом предприятия, решением собрания акционеров и другими документами внутреннего пользования. Например, собрание акционеров может принять решение о направлении всей чистой прибыли на развитие производства или на использование ее, на удовлетворение жилищно-социальных потребностей всего коллектива без выплат дивидендов акционерам [1].

В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляемую на накопление, прибыль, направляемую на потребление, и резервный фонд.

Прибыль, направляемая на накопление, не уходит из хозяйственного оборота, а, наоборот, приумножает богатство предприятия. Она может быть использована:

- на капитальные вложения в  расширение, обновление, модернизацию  основных фондов;

- погашение долгосрочных банковских  кредитов и уплату процентов  по ним;

- увеличение оборотных средств  предприятия;

- инвестиции в ценные бумаги, совместную деятельность;

- приобретение новых технологий  и другие инновации.

Потребляемая  прибыль полностью уходит из хозяйственного оборота, но может также приносить  финансовую выгоду при обоснованном и рациональном использовании. Она  направляется:

- на выплату работникам вознаграждений  за выслугу лет и по итогам  года, материальной помощи;

- выплату дивидендов акционерам  предприятия [9].

Приведенные данные показывают, что  проблема роста прибыли на предприятиях тесно связана с порядком ее распределения  и требует государственного подхода [1].

Для оценки эффективности работы предприятия  только показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную  стоимость производственных фондов, т. е. основных производственных фондов и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше.

Абсолютная  сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет  проанализировать достаточность полученного  эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных  затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью [10].

Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности [2].

В практике работы предприятий применяется  ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в  любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т. д. [11].

 

    1.  Проблемы повышения прибыли и рентабельности производства

Для повышения  эффективности работы предприятия  первостепенное значение имеет выявление  резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), увеличения прибыли  и повышения рентабельности.

Для определения  основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения  рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1).

 

 

 

 

         

Факторы, влияющие на величину прибыли  и рентабельность

               
     

Внутренние

 

Внешние

               
 

Производственные

 

Внепроизводственные

 
               

Экстенсивные

 

Интенсивные

     

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельность

 

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [2].

Для увеличения прибыли и повышения рентабельности в данном дипломном проекте будут  предложены мероприятия такие как: разработка проекта на технологическое  перевооружение производства путем  внедрения новой линии; внедрение  нового продукта; изменение технологического процесса. Предложенные мероприятия  относятся к экстенсивным факторам, влияющие на величину прибыли и рентабельности.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении  финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. "Прямое" влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально  и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна  и колеблется от 60 до 90%.

В развитых странах (США, Канада, Германия, Франция, Италия и др.) широкое распространение  получил расчет конечных результатов  деятельности предприятия с помощью  метода "затраты – выпуск". В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного и финансового результатов. По каждому из видов деятельности затраты соизмеряются с производством и сбытом продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат.

Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в сторонних предприятиях, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.) [2].

Большое, а подчас определяющее, влияние на прибыль предприятия оказывают внешние факторы рыночной конкурентной среды. К ним относятся:

- конъюнктура рынка (ей менее  подвержены крупные компании, которые  сами создают конъюнктуру);

- инфляция, которая искажает реальную  прибыль, не позволяет составлять  бизнес-прогнозы на перспективный  период;

- непредсказуемая налоговая, ценовая,  валютная, таможенная политика государства  в условиях экономического кризиса.

Из  изложенного можно заключить, что  получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством  и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем  реального планирования и прогнозирования  результатов деятельности предприятия  с учетом факторов, на них влияющих [1].

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Как было рассмотрено в данной главе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым  для определения  основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

  • природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);
  • изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);
  • повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные);
  • снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. ( внепроизводственные факторы).

Прибыль от реализации товарной продукции  находится под влиянием ряда факторов — изменения в уровне отпускных  цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль  от реализации воздействуют два фактора  — изменения отпускных цен  и изменение себестоимости продукции.

Информация о работе Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ