Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «РИЗ», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и проблемы повышения прибыли и рентабельности в рыночной экономике……………………………………………………………..5
1.1 Категория «повышение прибыли и рентабельности производства» в современных условиях хозяйствования…………………………………………5
1.2 Проблемы повышения прибыли и рентабельности производства...10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности производства…………………………………………………..14
2.1 Модели повышения прибыли и рентабельности производства в современных условиях хозяйствования………………………………………..14
2.2 Существующая модель повышения прибыли и рентабельности в ОАО КАМАЗ РИЗ……………………………………………………………….16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….18
ГЛАВА 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ………………………….19
3.1 Прогнозирование товарооборота…………………………………….20
3.2 Прогнозирование валовой прибыли…………………………………25
3.3 Прогнозирование издержек обращения……………………………..27
3.4 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………..31
3.5 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности…………………………………………………………………..33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Методы разработки и оптимизации показателей планирования.docx

— 160.17 Кб (Скачать файл)

2.  Экстраполяции на основе анализа показателей динамики и рентабельности и факторного анализа прибыли, и на основе установления тесноты связей прибыли с соответствующими факторами с использованием математического уравнения гиперболы.

3. Аналитический метод применяется для планирования прибыли на промышленных предприятиях, применяемый при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом.

При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными  на плановый период объемом товарооборота  и прибыли.

В процессе составления плана  валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота  в целях повышения размера  валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях  изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения  рассчитанного размера прибыли.

Валовой доход предприятия  исчисляется в абсолютном и относительном  выражении. Абсолютным показателем  валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).

Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических  расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом  расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры (при необходимости  и внутри ассортиментной структуре) планового задания по товарообороту  и установленных размеров торговых надбавок. Сумма торговых надбавок по каждой товарной группе рассчитывается умножением объема товарооборота по каждой товарной группе на размер надбавки и делением полученного результата на 100. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем  суммирования валового дохода по отдельным  товарным группам. Деление общей  суммы на товарооборот и умножением на 100 рассчитывается средний уровень  валового дохода в процентах к  товарообороту.

По тем товарным группам, которые имеют сложный внутригрупповой  ассортимент, целесообразно вычислить  размер средней торговой надбавки по каждой товарной группе.

Если в планируемом  году структура товарооборота существенно  не изменится, и не предполагаются большие  изменения в условиях закупки  товаров, то валовые доходы по плану  могут определяться исходя из установленного объема товарооборота на будущий  год и среднего их уровня за текущий  и прошлые годы, то есть экономико-статистическим методом.

Планируемая сумма прибыли  находится в обратной зависимости  от издержек обращения. Чем ниже издержки обращения, тем выше прибыль. Поэтому  при планировании предприятия стремятся  к получению оптимального размера  издержек обращения.

Планируя издержки обращения, предприятие самостоятельно утверждает план и доводит его до структурных  подразделений. Планирование издержек обращения имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.

При планировании руководствуются  различными методами:

    1. С использованием технико-экономических нормативов.
    2. Экономико-математическое моделирование.

Технико-экономические нормативы  применяются при определении  затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется  определить расходы по перевозке  грузов, необходимо учесть объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные  работы.

Вариантные расчеты при  выполнении плана издержек обращения  делятся на несколько вариантов  расчетов, в основу которых берутся  прогрессивные нормативы, и следует  выбрать оптимальный вариант.

Экономико-математическое моделирование  осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения  между объемом и структурой оборота  и издержками обращения, транспортными  расходами и другими затратами.

Экономико-математическое моделирование  позволяет использовать в комплексе  методы возможных и технологических  расчетов.

План по издержкам обращения  представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма  расходов и общий уровень издержек обращения, а также сумму и  уровень расходов по каждой статье издержек обращения.

Планирование издержек обращения  по отдельным статьям.

Статья «Транспортные  расходы». Расходы по перевозке товаров  – эти затраты исчисляются  по видам перевозок железнодорожным  транспортом, водным транспортом, автотранспортом. В основном перевозки осуществляются железнодорожным транспортом на условиях цены франко-станции назначения. Торговые предприятия получают товары и оплачивают расходы только на разгрузку  вагона на станции назначения и доставку их в магазины. Поэтому расходы  по перевозке планируют только на ту часть товаров, которые будут  доставлены на условиях цены франко станции  отправления.

Статья «Расходы на аренду помещений». Планируют исходя из размера  площади арендованных помещений  и ставок арендной платы.

Статья «Расходы по амортизации  основных фондов». Исчисляют исходя из их стоимости и норм амортизационных  отчислений.

Статья «Расходы на оплату труда». В основу планирования берется  штатное расписание, в котором  прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы.

Статья «Отчисления на социальные нужды». До 01.01.2001г, то есть до вступления в силу ч. 2. Налогового Кодекса гл. 24 «Единый социальный налог».

Статья «Расходы на ремонт основных средств». Включает расходы  на проведение всех видов ремонта  основных производственных средств, в  том числе расходов по ремонту  арендованных основных средств. Для  расчета составляется смета расходов по ремонту основных средств.

При планировании предпочтительно  делать прогноз на основе данных анализа  предыдущих лет (особенно для организаций  с простой организационной структурой), этот способ прост, так как не требует  отвлечения от работы специалистов для  проведения более глубокого анализа  каким-либо другим способом. Кроме того, при этом способе виден процесс развития предприятия в динамике. Хотя есть и недостаток, в случае если в предыдущие годы были негативные моменты в деятельности организации, то и прогноз будет некачественен, и даже ошибочным.

 

3.1 Прогнозирование товарооборота

Прогнозирование товарооборота  является главным показателем плана  экономического и социального развития ОАО РИЗ. В 2012 г. товарооборот на предприятии составил 328061 млн.руб., он превысил товарооборот 2011 г. на 71108 млн.руб. (328061 – 256953). Планирование товарооборота основывается на данных анализа его за ряд предшествующих лет.

Таблица 1 – Анализ  товарооборота ОАО РИЗ за 2009 - 2012 гг. (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Годы

товарооборот

% выполнения

отклонение

(+;-)

темп роста

план

факт

2009

160000

161544

100,965

1544

-

2010

200000

203649

101,825

3649

126,06

2011

250000

256953

102,781

6953

126,17

2012

320000

328061

102,519

8061

127,67


 

Из таблицы видно, что  план товарооборота на предприятии  из года в год выполняется. В 2011 г. произошло перевыполнение плана на 2,781%, что составило в сумме 6953 млн.руб. (256953 – 250000). В 2012 г. предприятием был перевыполнен план на  8061 млн.руб. (328061 – 320000), что составило 2,519% перевыполнения плана.

При планировании товарооборота  на предприятии используется опытно-статистический метод, основанный на изучении состояния  выполнения плана товарооборота  за предшествующие годы, с учетом перспектив развития в предстоящем периоде. В 2013 г. по продукции предприятия ожидается повышение цен в среднем на 28%.

Так, темп прироста на 2013 г. прогнозируется 26,64%. Таким образом, проектируемый товарооборот составляет:

 млн.руб.

Сумма планируемого прироста:

 млн.руб.

 

Рисунок 2 – Динамика товарооборота и прогноз на 2013 г.

 
3.2 Прогнозирование  валовой прибыли

Источником валовой прибыли ОАО РИЗ является торговая надбавка. Надбавка рассматривается как вид цены за услуги по реализации продукции, оказываемые предприятием.

Надбавка обеспечивает одинаковые условия реализации каждого товара. С экономической точки зрения торговая надбавка является частью стоимости  товара и особым самостоятельным  элементом цены. Особенность эта  заключается в том, что здесь  объединяются два различных по своему экономическому значению элемента цены – затраты и чистый доход.

Планирование валовой  прибыли – одна из важнейших стадий экономического обоснования финансового  плана предприятия, определения  чистой прибыли. Плановые расчеты валовой  прибыли базируются на его анализе  за предшествующий период. Проведение анализа валовой прибыли проводят на основании приложения Б.

В 2012 г. предприятие получило сверхплановой валовой прибыли на 3726 млн.руб. (54026 – 50300), что явилось результатом воздействия среднего уровня валовой прибыли на 0,75% (16,47 – 15,72).

Необходимо также определить влияние факторов на сумму валовой  прибыли. Влияние перевыполнения плана  на сумму валовой прибыли определяют умножением планового уровня валовой  прибыли на величину перевыполнения плана товарооборота.

 млн.руб.

Влияние изменения среднего уровня валовой прибыли на сумму  валовой прибыли:

 млн.руб.

Сумма влияние двух факторов соответствует сумме отклонения фактических доходов от плановых:

 млн.руб.

Размер снижения уровня валовой прибыли к 2011 г.: 21,04 – 16,47= 4,57

Таблица  2 – Расчет валового дохода от реализации ОАО РИЗ на 2013 г.

Показатели

Сумма

1. Торговая надбавка, %

25

2. Планируемый товарооборот, млн. руб.

415457

3. Сумма торговой надбавки, млн. руб.

103864

4. Ставка НДС, %

20,0

5. Сумма НДС, млн. руб.

20773

6. Валовой доход, млн. руб.

57015


 

Валовую прибыль предприятие запланировало в сумме 57015 млн.руб., торговая надбавка при этом составляет 25%. Это выше среднего процента 2012 г. на 3,96% (25% – 21,04%). Сумма валовой прибыли 2012 г. ниже ожидаемой в 2013 г. на 2989 млн.руб. (57015 – 54026). Увеличение суммы валовой прибыли влияет на суммы прибыли.

 

3.3  Прогнозирование издержек  обращения

Планирование издержек обращения  направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком  качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому на предприятии важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ издержек обращения необходимо проводить  потому, что издержки обращения при  неизменных торговых надбавках –  основной фактор обеспечения рентабельности работы предприятия.

Следующим этапом анализа  является исследование состава издержек обращения. Каждую статью издержек обращения  предприятие тщательно анализирует. Оно ищет пути и разрабатывает  мероприятия по сокращению издержек обращения. Так, для сокращения транспортных расходов предприятие добивается за счет полной загрузки машин уменьшение порожнего пробега. Использование  прицепов и тягачей, расширение централизованной и кольцевой доставки товаров.

Таблица 3 - Планирование по статьям издержек ОАО РИЗ (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Статьи издержек обращения

2009

2010

2011

2012

Отклонение (2012 -2011)

Прогноз на 2013

Отклонение прогноз 2013 - факт 2012 (+;-)

Расходы по оплате труда

17828

30714

52254

70228

17974

78022

7794

Отчисления на социальные нужды

6012

9000

14592

20482

5890

23175

2693

Амортизация основных средств

1872

2169

2459

4922

2463

6303

1381

Плата за электро- и теплоэнергию

9205

11657

15374

15466

92

15581

115

Расходы на рекламу

   

306

238

-68

252

14

Затраты по оплате % за пользование 
займами

4396

8016

7225

25621

18396

12605

-13016

Прочие расходы

6428

6042

13565

14333

768

12311

-2022

Итого:

45741

67598

105775

151290

45515

148249

-3041

Информация о работе Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ