Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических данных и анализа основных экономических показателей ОАО «РИЗ», разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности, обосновав их целесообразность и экономическую эффективность.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить сущность, функции и виды рентабельности, прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Сущность и проблемы повышения прибыли и рентабельности в рыночной экономике……………………………………………………………..5
1.1 Категория «повышение прибыли и рентабельности производства» в современных условиях хозяйствования…………………………………………5
1.2 Проблемы повышения прибыли и рентабельности производства...10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности производства…………………………………………………..14
2.1 Модели повышения прибыли и рентабельности производства в современных условиях хозяйствования………………………………………..14
2.2 Существующая модель повышения прибыли и рентабельности в ОАО КАМАЗ РИЗ……………………………………………………………….16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………….18
ГЛАВА 3. Совершенствование модели повышения прибыли и рентабельности производства на ОАО КАМАЗ РИЗ………………………….19
3.1 Прогнозирование товарооборота…………………………………….20
3.2 Прогнозирование валовой прибыли…………………………………25
3.3 Прогнозирование издержек обращения……………………………..27
3.4 Прогнозирование валовой прибыли и прибыли остающейся в распоряжении предприятия……………………………………………………..31
3.5 Резервы увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности…………………………………………………………………..33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40
Таким образом, в целях совершенствования
механизмов формирования и распределения
прибыли и повышения
Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.
ГЛАВА 2. Анализ существующих моделей повышения прибыли и рентабельности производства
2.1 Модели повышения прибыли
и рентабельности производства
в современных условиях
Одним из эффективных методов факторного анализа рентабельности является так называемая модель DuPont, предложенная специалистами компании DuPont, в которой впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности активов ROA, а в основании - два факторных показателя: рентабельность продаж, ROS, и оборачиваемость активов, TAT:
ROA = ROS * TAT
В дальнейшем эта модель
была развернута в модифицированную
факторную модель. Основное отличие
заключается в дробном
Рентабельность активов,
ROA (отношение прибыли к
Удлинение модели ROA посредством умножения и деления на выручку позволяет проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование этого показателя:
ROA = Прибыль / Активы x Выручка / Выручка.
Осуществляем перекрестную перестановку:
ROA = Прибыль / Выручка x Выручка / Активы.
Таким образом, мы получаем двухфакторную модель, которая показывает, что рентабельность активов зависит от рентабельности продаж и оборачиваемости активов:
ROA = ROS x TAT
Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал.
По модели рентабельности активов можно диагностировать следующие причины ее снижения:
Каждая из этих перечисленных ситуаций требует определенных управленческих воздействий.
Рентабельность собственного капитала, ROE (отношение чистой прибыли к затратам собственного капитала) характеризует отдачу на капитал, вложенный в предприятие собственниками.
Применение ROE имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе ROE нельзя оценить эффективность бизнес-единиц компании. Кроме того, в большинстве случаев компании имеют весомую долю заемного капитала.
Рентабельность собственного капитала зависит от достигнутой рентабельности активов и коэффициентов финансовой устойчивости предприятия – финансовой зависимости или финансовой автономии (финансового рычага).
Как показывает моделирование показателя:
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал x Пассивы / Активы;
ROE = Чистая прибыль / Активы x Пассивы / Собственный капитал;
ROE = ROA x Коэффициент финансовой зависимости
или
ROE = ROA / Коэффициент финансовой автономии.
Таким образом, высокое значение коэффициента финансовой зависимости, т.е. низкую долю собственного капитала – могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств (например, в торговле и банковской сфере).
Расширение двухфакторных моделей позволяет представить ROE как функцию от рентабельности продаж ROS, оборачиваемости активов и от структуры финансирования (трехфакторная модель рентабельности):
ROE = ROS x TAT x Коэффициент финансовой зависимости
или
ROE = ROS x TAT / Коэффициент финансовой автономии.
Расширенная факторная модель рентабельности собственного капитала - модель фирмы DuPont - применяется для выявления причин изменения взаимосвязанных показателей. Такое «разложение» рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, рентабельности продаж и увязка всех показателей позволяют наметить мероприятия по улучшению существующего положения и перейти от диагностики финансового состояния компании предприятия к управлению ее текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельностью.
2.2 Существующая модель
повышения прибыли и
С первых шагов завода технология
производства продукции была сориентирована
на прогрессивные методы обработки: профильную,
алмазную, электроэрозионную, напыление
износостойких покрытий и многие другие,
с применением высокопроизводительного
отечественного и импортного оборудования
таких известных фирм как «ELB-SCHLIFF»,«STEINEL»,
«МAHO», «DECKEL» /Германия/, «МIKRON» /Швейцария/,
«GLEASON» /США/, фирм Англии и Франции, что
обеспечивает высокое качество нашей
продукции. Это позволяет выпускать 80%
сборного твердосплавного инструмента
по технологии концерна «SANDVIK-COROMANT» /
Высокий технический уровень выпускаемого инструмента обеспечивает компании высокое положение на рынке России и стран СНГ.
Весь выпускаемый
На ОАО «РИЗ» установлено большое количество станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Новые современные высокоточные и высокоскоростные обрабатывающие центра ф. «МITSUBISHI» /Япония/, с высокой точностью обработки до 5 микрон, и качеством, позволяющем снижать доводочные и шлифовальные работы в 3–5 раз.
В 2000 году ОАО «РИЗ» первым среди заводов ОАО КАМАЗа сертифицировал свою систему качества на соответствие международным стандартам ИСО 9001 и 9002.
В 2010 г. система менеджмента качества ОАО «РИЗ» прошла ресертификацию на соответствие требованиям ГОСТ ИСО 2001–2008 г. Ресертификация проведена ассоциацией по сертификации «Русский Регистр».
Завод принимает активное участие в деятельности Торгово-Промышленных Палат России и Татарстана, Союза промышленников и предпринимателей России, выставляет свою продукцию на различных выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом.
За повышение качества своей продукции и привлечение новых технологий, ОАО «КИСМ» отмечено рядом российских и международных наград.
Высокое качество продукции, индивидуальный подход к каждому клиенту, хорошо обученные, высококвалифицированные специалисты, технологичная производственная площадка, своевременная поставка, конкурентоспособные цены — основы существующей модели повышения прибыли и рентабельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием.
Таким образом, с одной стороны, достижение высокой рентабельности за счет направления ресурсов в какую-либо одну, наиболее прибыльную, сферу деятельности может привести к потере ликвидности, а именно – к прерыванию процессов производства и обращения товаров и удлинению финансового цикла. С другой стороны, излишнее связывание финансовых средств (например, в запасах) также удлиняет финансовый цикл и означает относительный отток средств из более рентабельной текущей деятельности. Отказ от использования заемного капитала в целях предотвращения риска означает вместе с тем упущенную возможность повысить рентабельность собственного капитала, используя действие финансового рычага.
ГЛАВА 3. Совершенствование
модели повышения прибыли и
Целью планирования прибыли
является обеспечение роста ее размера
и повышения рентабельности на основе
увеличения оборота и улучшения
его структуры, наиболее эффективного
использования материальных, трудовых
и финансовых результатов при
обязательном сокращении потерь времени
населения. Экономической основой
составления плана прибыли
При планировании прибыли можно использовать:
При прогнозировании прибыли
от реализации продукции (работ, услуг)
используются среднегодовые темпы
изменения рентабельности за 3 – 5 лет,
предшествующих планируемому периоду.
При изменении условий
Оценивая возможный уровень
рентабельности можно соизмерить величину
прибыли с расходами и объемом
товарооборота. Для этого определяют
точку преломления прибыли и
убытков или порог
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и товарооборотом и получить предельную прибыль.
На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.
Так, прибыль от реализации товаров, работ и услуг определяется как разница между суммой валового дохода от реализации, рассчитанной на предстоящий период, и суммой издержек обращения.
Прибыль от операций с тарой
устанавливается с
Прибыль от платных услуг, предоставленных покупателям (комплектование заказов, доставка товаров на дом и другое) определяется исходя их возможного объема таких услуг и цен на них.
После определения плановых
величин прибыли из отдельных
источников составляется сводный план
прибыли. Затем разрабатываются
и утверждаются администрацией предприятия,
с одобрения трудового
Основными методами планирования в торговом предприятии являются:
1. Метод прямого счета. Прибыль планируется на основе предварительно спрогнозированного валовых доходов и издержек обращения, как разница между ними. Сложность заключается в экономически обоснованном планировании этих исходных показателей валового дохода и издержек обращения. При планировании издержек обращения применяется постатейный расчет издержек обращения и планирования общего уровня с использованием математических методов корреляционной зависимости издержек, товарооборота.