Совершенствование мотивационного комплекса Боханской средней школы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:57, курсовая работа
Описание работы
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Цель работы - анализ состояния системы мотивации работников учебного заведения и обосновать роль стимулирования в процессе эффективного управления персоналом.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретические основы стимулирования персонала. 1.1 Понятие и сущность системы стимулирования…………………………………………………………….4 1.2 Стимулирование персонала: виды и формы стимулирования……………………………………………………………..9 1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования………………………………………………………………..28 Глава 2. Стимулирование персонала на исследуемом объекте (МБОУ «Боханская СОШ») 2.1 Общая характеристика учреждения……………………………31 2.2 Система стимуляции персонала на данном объекте …………34 Глава 3. Совершенствование мотивационного комплекса Боханской средней школы. 3.1 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе………………………38 Заключение ……………………………………………………………42 Список использованной литературы
Доплатам свойственны черты
поощрительных форм материального стимулирования,
доплата является формой вознаграждения
за дополнительные результаты труда, за
эффект полученный на конкретном участке.
Доплаты же получают лишь те, кто участвует
в достижении дополнительных результатов
труда, дополнительного экономического
эффекта. Доплаты в отличие от тарифа не
являются обязательным и постоянным элементом
заработной платы. Увеличение размера
доплат зависит главным образом от роста
индивидуальной эффективности труда конкретного
работника и его вклада в коллективные
результаты. При снижении показателей
работы доплаты могут быть не только уменьшены
в размере, но и полностью отменены. Доплаты
рассматриваются как самостоятельный
элемент заработной платы и занимает промежуточное
положение между тарифной ставкой и премиальными
выплатами.
Необходимо отметить, что одна
группа доплат по своей экономической
сущности более близка к тарифной части,
другая - к премиальной. Доплаты первой
группы установлены в законодательном
порядке, они распространяются на всех
работников и их размер не зависит от результатов
работы, они являются мерой оплаты основных
факторов трудового вклада. В этом случае
доплаты призваны стимулировать труд
в сверхурочное время, в праздничные дни,
в ночное время, и за условия труда.
Второй группе доплат в большей
степени свойственны черты поощрительных
форм материальным денежным стимулированием,
так как эти доплаты, как и премия, являются
формой вознаграждения за дополнительные
результаты труда. К таким доплатам относятся
надбавки к тарифным ставкам за совмещение
профессий, увеличение объема выполняемых
работ, профессиональное мастерство и
высокие достижения в труде. Среди этих
прогрессивных форм стимулирования наиболее
распространенная – надбавка работника
за совмещение профессий и должностей.
Надбавка к заработной плате
– денежные выплаты сверх зарплаты, которые
стимулируют работника к повышению квалификации,
профессионального мастерства и длительному
выполнению совмещения трудовых обязанностей.
В целом же следует отметить,
что система доплат к тарифным ставкам
позволяет учесть и поощрить ряд дополнительных
количественный и качественных характеристик
труда, не охваченных тарифной системой.
Эта система создает стимулы относительно
длительного действия. Но для ее эффективного
функционирования необходимо на предприятии
иметь четкую систему аттестации работников
всех категорий с выделением определенных
признаков или даже критериев для установления
того или иного вида доплат и с широким
участием в этой работе трудового коллектива.
Важнейшим направлением материально
денежного стимулирования является премирование.
Премия стимулирует особые повышенные
результаты труда и ее источником является
фонд материального поощрения. Она представляет
одну из важнейших составных частей заработной
платы.
Цель премирования – улучшение
прежде всего конечных результатов деятельности,
выраженных в определенных показателях.
Главная характеристика премии
как экономической категории – это форма
распределения по результату труда, является
личным трудовым доходом.
Премия в своей части имеет
неустойчивый характер. Ее величина может
быть большей или меньшей, она может вообще
не начисляться. Эта черта очень важная,
и если она ее теряет, то премия утрачивает
свой смысл. По существу она превращается
в простую доплату к заработной плате,
и роль ее в этом случае сводится к устранению
недостатков в тарифной системе.
Применение премии призвано
обеспечить оперативную реакцию на изменение
условий и конкретных задач производства.
Руководитель должен учитывать
некоторые психологические тенденции,
которые проявляются при стимулировании.
Во-первых, вероятность эффективного поведения
работника тем выше. Чем выше ценность
и регулярность вознаграждения, получаемого
в результате такого поведения; во-вторых,
при запоздалом вознаграждении ниже, чем
при его немедленном; в третьих, эффективное
трудовое поведение которое заслуженно
не вознаграждается, постепенно ослабевает,
теряет черты эффективности.
Механизм премирования представляет
совокупность взаимосвязанных элементов.
Обязательными его составляющими являются:
показатели премирования, условия его
применения, источник и размер премии,
круг премируемых.
Показатель премирования –
центральный, стержневой элемент системы,
определяющий те трудовые достижения,
которые подлежат специальному поощрению
и должны быть отражены в особой части
заработной платы – премии. В качестве
показателей премирования должны быть
такие показатели производства, которые
способствуют достижению высоких конечных
результатов.
Предусматриваются условия
премирования, число логических условий
для деятельности человека не должно превышать
четырех. При увеличении этого числа, по
проведенным психологическим исследованиям,
резко возрастает вероятность возникновения
ошибки и время, необходимое для принятия
решения.
Центральное место в поощрительной
системе занимает размер премии. Он определяет
связь результатов труда с увеличением
размера поощрения. Эффективность применяемой
системы премирования работник видит
в величине денежной суммы, полученной
в виде премии. Устанавливаться размер
премии может в процентах к окладу, к экономическому
эффекту или же в твердой ставке. То есть
в относительном и абсолютном выражении.
Источником выплаты премии
служит фонд материального поощрения,
который образовывается за счет прибыли
предприятия в
В силу своей целенаправленности
такие поощрения обладают большей стимулирующей
силой и поэтому эффективней могут воздействовать
на повышение трудовой активности.
Социальное стимулирование
Вторым немаловажным видом
стимулирования является социальное,
представляется как материальное неденежное.
Главной направленностью выступают отношения
между людьми, выраженные в признательности
руководства заслуг работника.
Это поощрение материально
неденежными стимулами и социальными
отношениями в коллективе.
Данный вид стимулирования
обладает целым рядом особенностей.
Во-первых, ни один из материально
неденежных стимулов не обладает такой
универсальностью, как стимул материально-денежный.
Во-вторых, многие материально-неденежные
стимулы имеют характер разового действия.
Цикл воспроизводства потребности в большинстве
продолжителен. Так, имеются материально-неденежные
блага, потребность в которых практически
ненасыщаема, так как воспроизводится
сразу же после акта предыдущего удовлетворения.
Потребность в ряде других благ воспроизводится
периодически не более чем один раз в год.
Третьи блага удовлетворяют потребности,
которые воспроизводятся в течении ряда
лет. Активность работника получившего
конкретный материально неденежный стимул
в дальнейшем может быть поддержана лишь
с помощью других стимулов. В противном
случае она снижается.
В-третьих, материально неденежные
стимулы не обладают важным свойством
денег – делимостью. В то же время их и
в своей совокупности трудно упорядочить
в единой функции стимулирования в силу
их естественной разнокачественности.
Качественное разнообразие удовлетворяемых
с их помощью потребностей затрудняет
их сравнение между собой и иерархизацию.
Теоретически возможно лишь некоторое
косвенное, весьма приблизительное упорядочение
с помощью других, более универсальных
ценностей, такие как деньги, престиж,
время.
В четвертых, материально неденежные
стимулы, по видимому, больше чем денежные
приспособлены в основной массе для использования
в подкрепляющей форме организации стимулирования.
Их невозможно традиционно связать с определенными
видами деятельности, так как каждый из
них имеет неодинаковую ценность для разных
людей и эта вариация слишком велика, тем
более что ценность многих благ не поддается
точному измерению и однозначной оценке.
Материально неденежные блага
могут быть использованы в качестве стимулов
потому, что получение любого из них можно
связать с результатами трудовой деятельности
и социальной активности работников. Они,
как и любые другие, имеют морально-престижную,
помимо содержательной ценности и обладают
свойством выделять поощряемого из среды.
Оно привлекает внимание всех и является
предметом оценок и обсуждения работников.
При этом общая тенденция такова,
что чем реже предмет (материальный предмет,
услуга, преимущество, льгота), выполняющий
функцию стимула, распространен в среде,
тем выше при прочих равных условиях его
престижная составляющая.
Большинство материально неденежных
благ имеют свою денежную составляющую
авторитета, то есть может быть измерена
в рублях. С другой стороны, рассматриваемая
группа стимулов универсальна в том смысле,
что человеку всегда что-нибудь из материальных
неденежных благ необходимо. В целом соответствующие
потребности в благах материального неденежного
характера насыщаемы, настоятельны и действенны.
Проблема состоит в умелом их использовании
как базы для стимулирования трудовой
и социальной активности.
Особенности материально денежных
стимулов стребуют специфическую форму
организации данного вида стимулирования.
Прежде всего необходимо знание со стороны
субъекта управления актуальных потребностей
работников. Управленческим идеалом было
бы ежегодное представление руководству
предприятия обзоров спроса на товары
и услуги.
Другим непременным требованием
развития стимулирования труда является
проявление инициативы и предприимчивости
руководителей, каждого работника в выявлении
потребностей последнего и построение
на их основе индивидуальной логики его
стимулирования. Эффективное использование
огромного побудительного потенциала
материальных неденежных благ буквально
немыслимо без индивидуального подхода.
Использование ряда материальных
неденежных благ в качестве стимулов трудовой
деятельности требует серьезного нравственного
обоснования и в дальнейшем – большой
работы по перестройке сознания. В интересах
менеджмента создать такую обстановку,
при которой человеку во всех смыслах
выгодно работать хорошо и невыгодно работать
плохо. Такой порядок удовлетворения потребностей
вполне соответствующий принципу распределения
по труду, представляется более справедливым,
чем порядок простой очередности.
Необходимо сразу установить
временной интервал после которого работник
может поощряться. Он должен быть не менее
двух месяцев работы. Исключения могут
составлять особо активные и предприимчивые
вновь прибывшие работники, которые могут
предложить иные возможности, дающие не
только повышение качества труда, но и
эффективность всего производства. Они
в первые же дни раскрывают и претворяют
в действие свой потенциал, а их квалификация
позволяет грамотно изложить свои наработки.
Моральное стимулирование
Моральное стимулирование является
самой развитой и широко применяющейся
подсистемой духовного стимулирования
труда и основывается на специфических
духовных ценностях человека.
Моральные стимулы – это такие
стимулы, действие которые основывается
на потребности человека в общественном
признании.
Сущностью морального стимулирования
является передача информации о заслугах
человека, результатах его деятельности
в социальной среде. Оно имеет информационную
природу, являясь информационным процессом.
в котором источником информации о заслугах
работников выступает субъект управления;
приемником – объект стимулирования,
работник и коллектив, каналом связи –
средства передачи информации. Поэтому,
чем точнее передается такая информация,
тем лучше система выполняет свою функцию.
В управленческом аспекте моральные
стимулы выполняют в отношении объектов
управления роль сигналов со стороны субъектов
о том, в какой степени их деятельность
соответствует интересам предприятия.
Моральные стимулы представляют
собой такие средства привлечения людей
к труду, которые основаны на отношении
к труду как высшей ценности, на признание
трудовых заслуг как главных. Они не сводятся
только к поощрениям и наградам, применение
их предусматривает создание такой атмосферы,
такого общественного мнения, морально-психологического
климата, при которых в трудовом коллективе
хорошо знают, кто и как работает, и каждому
воздается по заслугам. Такой подход требует
обеспечения уверенности в том, что добросовестный
труд и примерное поведение всегда получает
признание и положительную оценку, принесут
уважение и благодарность. И наоборот,
плохая работа, бездеятельность, безответственность
должны неотвратимым образом сказываться
не только на уменьшении материального
вознаграждения, но и на служебном положении
и моральном авторитете работника.
Одним из основных условий высокой
эффективности морального стимулирования
является обеспечение социальной справедливости,
то есть точного учета и объективной оценки
трудового вклада каждого работника. Убежденность
в обоснованности, справедливости признания
трудовых заслуг работника, в правильности
его поощрения поднимает моральный авторитет
труда, возвышает личность, формирует
активную жизненную позицию.
Особое значение имеет принцип
гласности морального поощрения, то есть
широкой информированности всего коллектива.
Всесторонняя информация о результатах,
достигнутых работниками и торжественная
обстановка при вручении наград. Для этого
необходимо каждого работника информировать
не только устно, но и выдать брошюру с
моральными стимулами за качественную
работу. И на видном месте, на предприятии,
вывесить плакат – таблицу с занесением
фамилии и баллов каждого работника, и
доску почета с отличившимися.
При организации морального
стимулирования важно обеспечить сочетание
мер поощрения с усилением ответственности
за результаты труда. Что повлечет за собой
рост ответственности в коллективе.
Эффективным методом укрепления
дисциплины труда является поощрение
за добросовестный труд.
Между формальным и неформальным
статусом необходим минимальный разрыв.
Формальный статус – это санкционированное
положение морального стимула среди других
моральных стимулов, его официальный авторитет,
значимость. Неформальный – это фактическое
положение стимула в иерархии стимулов
в среде работников.
Чрезвычайно важный фактор,
влияющий на эффективность морального
стимулирования является частота его
применения. Так чем более выдающиеся
результаты показывает человек, тем реже
должен встречаться причитающийся ему
стимул. Чем ближе к средним показатель,
тем более распространен.