Совершенствование мотивационного комплекса Боханской средней школы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:57, курсовая работа
Описание работы
Актуальность проблемы мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора и приверженности педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Цель работы - анализ состояния системы мотивации работников учебного заведения и обосновать роль стимулирования в процессе эффективного управления персоналом.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретические основы стимулирования персонала. 1.1 Понятие и сущность системы стимулирования…………………………………………………………….4 1.2 Стимулирование персонала: виды и формы стимулирования……………………………………………………………..9 1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования………………………………………………………………..28 Глава 2. Стимулирование персонала на исследуемом объекте (МБОУ «Боханская СОШ») 2.1 Общая характеристика учреждения……………………………31 2.2 Система стимуляции персонала на данном объекте …………34 Глава 3. Совершенствование мотивационного комплекса Боханской средней школы. 3.1 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе………………………38 Заключение ……………………………………………………………42 Список использованной литературы
Количество примененных поощрений
еще не обеспечивает высокого авторитета
и действенности. Поэтому необходимо обращать
внимание на качественный отбор кандидатов
на поощрение. Поощряться должны в строгом
соответствии с положением о стимулах,
лучшие люди коллектива. Моральные стимулы
действенны в той степени, в какой их распределение
оценивается работниками как справедливое.
Справедливость зависит от того, с какой
достоверностью они отражают уровень
результатов работы.
Многочисленные социологические
исследования показали, что мотивы трудовой
деятельности, влияния моральных стимулов
на работников во многом зависит от возраста,
пола, квалификации, образования, стажа
работы на предприятии, уровня сознательности.
Необходимо учитывать это, осуществляя
разработку условий поощрения.
Отличительной чертой морального
стимулирования является то, что его функция,
связывающая стимулы с результатами деятельности,
выражается дискретной формой соотношения
стимулов. Взаимная упорядоченность различных
стимулов повышает их совокупный стимулирующий
эффект. Они по статусу располагаются
да двух ступенях: менее значимые и более
значимые. Достижение части поощренных
работников, второй ступени, признается
более высоким в сравнении с достижениями
остальных.
Моральные стимулы различаются
набором элементов, которые формируют
пространственную и временную определенность
оценочной информации о человеке и которые
называется элементами стимулирующего
механизма. Эти элементы наполняют форму
и содержание вручения поощрения, создают
кураж и праздничное настроение.
К внутренним элементам относятся:
содержание, текст о заслугах и вид носителя
– трудовая книжка, свидетельство, удостоверение,
бланк; фотография; значок.
К внешним: название стимула,
официальный статус, процедура вручения,
частота применения, эстетические достоинства.
Они влияют на авторитет, значимость, фактический
статус.
Формы стимулирования
Рис.1.Формы организации стимулирования
Опережающие и подкрепляющие
формы стимулирования
Различие между опережающими
и подкрепляющими формами организации
стимулирования состоит в степени информированности
объекта управления и взаимосвязи стимулирования
и результатов деятельности.
В опережающей объект стимулирования
еще до начала деятельности информируется
о том, какие необходимо достичь результаты
и что можно за них получить. Ему сообщают,
как будет измеряться его труд, каким образом
он будет оцениваться и какова будет функция
стимулирования.
При подкрепляющей, объект стимулирования
узнает о том, что оказался ценным, признанным
и поощренным в его труде только после
завершения деятельности. Стимулирование
в этом случае подкрепляет уже осуществленные
действия.
К достоинствам отнесем возможности
достижения быстрого стимулирующего эффекта,
четкую целевую направленность, высокую
приспособленность для побуждения разовых
действий исполнителя, возможность в отдельных
случаях выбора ясных принципов построения.
Недостатком является необходимость создания
детальной системы измерения и оценки
труда, разработка конкретной и приемлемой
для объекта управления разновидностей
работ, проявление несовпадений целей
субъекта и объекта управления, провоцирование
конфликта между долгом и выгодой.
Преимущества подкрепляющей
формы не требует специальных нормативной
базы стимулирования, делает все работы
равноценными, переводит акцент на итоговую
значимость работ, на достижение конечных
целей. Ее применение возможно там, где
затруднено измерение результатов труда,
или в случаях, когда недопустимо введение
расчетных отношений и поиска выгоды.
Недостатками являются неспособность
дать быстрый побуждающий эффект, рассчитан
на многоцикличность самого процесса
стимулирования, требует высокой зрелости
социальных отношений, доверие к субъекту
управления, единство ценностных ориентаций.
Индивидуальная и коллективная
формы стимулирования
Деление форм организации стимулирования
на индивидуальную и коллективную зависит
от того, по результатам какого труда осуществляется
стимулирование конкретных исполнителей.
Если в основе лежат результаты труда
непосредственного работника, то это индивидуальная
форма организации стимулирования, а если
результат деятельности трудов коллектива
в целом – то коллективная форма.
Достоинством индивидуальной
формы стимулирования является то, что
четко прослеживается связь между эффективностью
деятельности конкретного исполнителя
и ее поощрениями. Недостатками являются
значительные сложности в установлении
показателей для оценки результата работы
отдельного исполнителя, происходит концентрация
их внимания только на выполненных конкретных
производственных операциях в отрыве
от целей коллектива. Такая ситуация будет
сказываться на психологическом климате
и на экономических результатах деятельности
предприятия.
Стимулирование по результатам
деятельности коллектива в целом способствует
конвергенции интересов отдельных исполнителей
с интересами коллектива, позволяет каждому
работнику ощутить себя частичкой единого
целеустремленного коллектива, ответственным
за судьбу своего предприятия
Главные трудности коллективной
формы стимулирования заключается в определении
вклада конкретного исполнителя в конечные
результаты деятельности трудового коллектива
и соответственно их доли в общем объеме
полученных в зависимости от эффективности
этой деятельности материальных и духовных
благ.
Позитивная и негативная формы
стимулирования
Позитивная и негативная формы
организации стимулирования основываются
на учете отклонений результатов деятельности
от нормативных. Достижение и превышение
нормативных показателей объектом стимулирования
субъект управления поощряет путем увеличения
степени удовлетворения потребностей
объекта. И наоборот, недостижение, отставание
от установленных показателей деятельности
наказывается соответственно снижением
степени удовлетворения потребностей
объекта управления. Снижение уровня удовлетворения
потребностей может быть абсолютным (штраф,
понижение в должности, лишение каких-либо
льгот), относительным по сравнению с ожидавшимся
уровнем (снижение размера премии, изменение
в очереди на получение благ) и относительным
по сравнению с другими работниками (меньший
размер премий, непоощрение каким-то благом).
Позитивное стимулирование
способствует повышению престижности,
авторитетности человека в глазах окружающих.
Негативное стимулирование направлено
на ущемление определенных потребностей
работы, что ведет к снижению его престижа
и авторитета. Негативное стимулирование
больно задевает самолюбие человека, поэтому
его использование в целях стимулирования
трудовой активности требует учета многих
психологических нюансов.
Негативное стимулирование
имеет и достоинства. Оно является более
экономичным по сравнению с позитивным,
так как не требует для своего осуществления
каких-то дополнительных благ, а зачастую
даже увеличивает объем находящихся в
распоряжении субъекта управления благ.
Кроме того, негативное стимулирование
принимается людьми значительно острее,
чем позитивное.
Непосредственная, текущая
и перспективная формы
Непосредственная, текущая
и перспективная формы организации стимулирования
выделены в зависимости от разрыва во
времени между результатами деятельности
и получением соответственного стимула.
Такое деление в определенной степени
дает возможность оценить эффективность
стимулирования воздействием на объект
управления с точки зрения решения стоящих
перед трудовым коллективом.
Достоинством непосредственной
формы является его оперативность и очень
ясная и непосредственная взаимосвязь
между действием и стимулом. В связи с
этим она обладает очень высоким стимулирующим
потенциалом и практически всегда дает
ожидаемый позитивный экономический результат.
К недостаткам относится не ориентация
работника на достижение конечного результата
для коллектива в целом, направлена на
решение ежеминутных задач, оказывает
негативное влияние на развитие взаимоотношений
между отдельными исполнителями и коллективом,
делая их конфликтными.
Текущая форма может проявляться
по итогам квартала, полугодия и года.
Ее стимулирующая суть очевидна, она создает
у человека уверенность в награждении
по результатам этих периодов. Что предпочтительно
для фирмы, так как работник ориентируясь
на конец этих сроков будет отдавать всецело
себя результату.
Перспективная форма способствует
формированию единого, сплоченного коллектива,
направляющего свои усилия на достижение
конечного показателя деятельности, которая
ориентирована на долговременную мотивацию
работников и способствует росту активности,
образованности и квалификации в течении
трудовой жизни.
К недостаткам ее относится
то, что не каждый работник согласится
и примет это на себя. В связи с тем, что
возможные изменения планов в жизни могут
перечеркнуть все.
Общая и целевая формы
В зависимости от степени и
характера конкретных условий получения
стимула следует выделить общую и целевую
формы организации стимулирования. Общая
форма распространяется на всех участников
общественного производства. Поощрение
в этом случае осуществляется в связи
с проведением общественных компаний,
с юбилейными датами в жизни отдельных
работников или государственных праздников.
При этой форме учитывается как продолжительность
безупречного труда, так и разовые выдающиеся
успехи и достижения. Формулировка условий
их получения должна иметь принципиально
общий характер, она должна носить характер
подкрепления коллективно значимых действий.
При целевой форме обязательным
является разработка специальных положений.
Так, необходимо четко фиксировать абсолютные
или относительные показатели результатов
конкретной деятельности участников производства,
достижение которых являются условием
присвоения соответственного звания.
1.3.Особенности мотивации труда
в сфере образования
Выбор педагогической профессии
в соответствии с тем или иным мотивом
(ради чего?) во многом предопределяет
и мотивы учения. Если принять во внимание,
что мотив это не что иное, как предмет
потребности, или опредмеченная потребность,
то для будущих учителей такими предметами
могут быть чисто познавательный интерес,
стремление лучше подготовиться к самостоятельной
профессиональной деятельности, чувство
долга и ответственности или же стремление
посредством учения выделиться среди
однокурсников, занять престижное положение
в коллективе, избежать нареканий со стороны
преподавателей и родителей, желание заслужить
похвалу, получить повышенную стипендию
и т.п.
Подразделение мотивов на ведущие
(доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы),
внешние и внутренние позволяет с большой
долей вероятности предполагать, что как
для будущих учителей учение, так и для
работающих учителей их деятельность
протекают как цепь ситуаций, одни из которых
выступают как целенаправленное притяжение.
Цель деятельности и, мотив здесь совпадают.
Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное
принуждение, когда цель и мотив не совпадают.
К цели педагогической деятельности учитель
в этом случае может относиться безразлично
и даже негативно.
В ситуациях первого типа учителя
работают с увлечением, вдохновенно, а
следовательно, и продуктивно. Во втором
случае тягостно, с неизбежным нервным
напряжением и обычно не имеют хороших
результатов. Но сложная деятельность,
какой является педагогическая, обычно
вызывается несколькими мотивами, различающимися
по силе, личной и социальной значимости.
Полимотивированность педагогической
деятельности явление обычное: учитель
может хорошо работать ради достижения
высоких результатов, но в то же время
удовлетворять другие свои потребности
(признание коллег, моральное и материальное
поощрение и др.).
К социально ценным мотивам
педагогической деятельности относятся
чувство профессионального и гражданского
долга, ответственность за воспитание
детей, честное и добросовестное выполнение
профессиональных функций (профессиональная
честь), увлеченность предметом и удовлетворение
от общения с детьми; осознание высокой
миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем
не могут быть оправданы эгоистические,
корыстные мотивы педагогической деятельности,
которые “держат" учителя в школе: зарплата,
продолжительный отпуск, возможность
получения квартиры или других льгот и
т.п.
Исследования последних лет
показали, что у учителей в ряде случаев
наблюдаются низкие показатели интереса
к себе, сосредоточения усилий на защите
своего Я, предъявление повышенных требований
к окружающим. Поэтому стимулирование
учителем позитивных мыслей о себе, о возможности
роста, укрепление в себе намерений выразить
и воплотить себя в учительской профессии,
стать значимым для своих учеников, способствовать
их и своему развитию, упрочение в связи
с этим самоуважения и достоинства все
это важные черты позитивной Я-концепции
учителя как интегральной характеристики
его личности. Позитивная Я-концепция
придает учителю устойчивость в условиях
все расширяющейся оценки его извне (присвоение
категорий, выбор учителей на конкурсной
основе). Первичная Я-концепция и оценка
себя как профессионала складывается
у учителя в первые несколько лет работы,
затем шлифуется и даже может пересматриваться.
Отношение к профессии, в частности
педагога, сложное интегральное свойство,
выражающее степень вовлеченности личности
в профессиональную деятельность. Это
динамическое свойство, ибо отношение
возникает, формируется и перестраивается
на разных стадиях и в разных ситуациях
деятельности. И, наконец, это выражение
целостной позиции молодого специалиста,
потому что отношение к профессии воспитателя
нельзя оторвать от всей системы его жизненных
ценностей и ориентации.
Констатация благоприятного
или неблагоприятного отношения к профессии
дает хороший повод для обдумывания того,
как сформировать, закрепить н развить
любовь к профессии, как перестроить и
изменить негативное отношение к ней.
Значит, надо выявлять характеристики
педагога, которые лежат в основе отношения
к профессии, определяют его, зачастую
оставаясь невидимыми. Речь идет о системе
таких взаимосвязанных характеристик
молодого учителя, как его позиция, ориентация
и мотивация. Если искать истоки того или
иного отношения, необходимо углубляться
в анализ жизненной позиции, обнаруживать
ее целостность в системе ориентации и
видеть возможности ее (позиции) изменчивости,
динамики в развитии мотивации.