Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 09:59, курсовая работа
Целью диссертации является теоретическое исследование проблем организации эффективности системы внутреннего контроля, как функции бухгалтерского учета, разработка и обоснование организационно-методических рекомендаций по ее совершенствованию в банках второго уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать теоретико-методологические основы внутреннего контроля и бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами;
исследовать и обобщить практику внутреннего контроля, разработать принципы организации внутреннего контроля и обосновать роль и место службы внутреннего контроля в коммерческих банках;
На основе информации, фиксируемой средствами бухгалтерского учета, руководство банка и заинтересованные участники рынка производят анализ эффективности работы банка и выявляют его результативность и надежность. На наш взгляд, все многообразие банковской информации в форме, которая поддается анализу и контролю представляет система бухгалтерского учета. Процедуры системы бухгалтерского учета должны быть рассмотрены в учетной политике, и обеспечивать достаточную степень уверенности в правильном ведении учета и сохранности активов.
Основные цели внутреннего контроля в коммерческом банке, на наш взгляд, заключаются, прежде всего, в обеспечении:
- повышения эффективности
управления банком и его
- ограничения рисков финансовой отчетности по результатам банковской деятельности;
- совершенствования системы бухгалтерского учета и отчетности банков второго уровня;
- соблюдения требований
законодательства РК и
Система внутреннего контроля в коммерческом банке, по нашему мнению, в обязательном порядке должна включать в себя такие важнейшие элементы как контрольная среда, регламентация, система бухгалтерского учета, процедуры контроля, служба внутреннего контроля (рисунок 1).
Контрольная среда является одним из важнейших элементов системы внутреннего контроля, поскольку именно среда во многом определяет эффективность взаимодействия элементов, составляющих любую систему, в том числе систему внутреннего контроля.
Регламентирующие документы являются основой системы внутреннего контроля банка. Регламентацию формирует система различных нормативных документов, представляющая собой совокупность правил поведения или предписаний. Она является регулятором отношений в охватываемых им видах банковской деятельности.
Рисунок 1 – Элементы системы внутреннего контроля
Примечание – разработан автором
Система бухгалтерского учета включает процедуры определения, сбора, классификации, анализа и документирования сделок банка, а также документов, полученных в процессе реализации таких процедур. Такие процедуры и документы помогают управленческому звену эффективно заниматься бизнесом и правильно составлять финансовые отчеты.
Информационному обеспечению внутреннего контроля принадлежит исключительно важная роль в успешном функционировании системы внутреннего контроля в коммерческом банке. Именно развитие информационного обеспечения является сегодня, с одной стороны, объективно необходимой предпосылкой, с другой, условием для становления и совершенствования внутреннего контроля в коммерческих банках.
Процедуры контроля представляют собой мероприятия и процедуры сверх тех, которые являются частью системы контроля и бухгалтерского учета. На процедуру контроля влияют объем, степень сложности и особенности банковских операций, а также специфика условий проведения контроля и системы бухгалтерского учета. Эффективность таких процедур контроля увеличивается, если проводится их регулярная проверка и если распределение функции способствует защите активов и исключению или обнаружению ошибок в финансовых документах.
Служба внутреннего контроля выполняет защитную функцию банка по минимизации внешних и внутренних рисков и призвана обеспечить такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов НБ РК и АФН РК, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в банке.
В отношении системы внутреннего контроля необходимо обеспечить эффективный и всесторонний внутренний аудит, проводимый независимыми в операционном отношении, должным образом подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита представляет интересы руководства и владельцев банка, которые заинтересованы не только в квалифицированном контроле финансовой отчетности, но и в более глубоких исследованиях деятельности различных подразделений банка, перспектив развития их, консалтинга по различным ситуациям.
Из информации, изложенной в принципе 11 Базельского комитета, достаточно чётко следует, что внутренний аудит является частью мониторинга внутреннего контроля, но никак не заменяет его.
Банк, как сложная общественно-экономическая система, для своего управления требует самой широкой информационной базы. Полная, достоверная и своевременная информация необходима для решения сложных задач банковского управления, оказания банковских услуг на современном уровне. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в целях обеспечения процесса принятия решений, в значительной мере зависит результативность внутреннего контроля, а также эффективность управления в целом. Круг источников внешней и внутренней информации для обеспечения внутреннего контроля в коммерческих банках исключительно широк, при этом все источники информации делятся на внутренние и внешние.
При решении задач информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке важно использовать системный подход. Схема общей системы информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке показана на рисунке 2.
Необходимо отметить, что требования об организации в коммерческих банках внутреннего контроля были включены в Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года. Данный закон не предусматривал каких-либо конкретных указаний по организации внутреннего контроля в кредитных организациях.
Разработка нормативных документов непосредственно по вопросам организации внутреннего контроля в коммерческих банках продолжалась достаточно долго, лишь в начале июля 1998года НБ РК утвердил Положение «О службе внутреннего аудита», затем АФН РК 30 сентября 2005 года принял Инструкцию №359 «О требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня», включающую важное приложение - «Рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности».
Рисунок 2 - Схема общей системы информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке
Примечание – разработан автором
Она оказала заметное влияние на развитие внутреннего контроля в банках, хотя при этом имела определенные недостатки и противоречия. В настоящее время эта инструкция является главным документом, разработанным на основании 13 Принципов, рекомендуемых Базельским комитетом для применения банковским органам надзора при оценке системы внутреннего контроля. Однако по своей сути инструкция носит директивный характер и не предполагает подробной стандартизации деятельности внутренних контролеров банка.
Поэтому, на наш взгляд, большинство банковских менеджеров решение проблемы внутреннего контроля стали рассматривать не с содержательной, а с формально-организационной стороны, что продемонстрировало неразвитость теоретической и правовой базы внутреннего контроля, порождая различные, иногда упрощенные, а нередко и противоположные подходы к решению принципиальных вопросов его функционирования.
Таким образом, результаты исследования внутренней и внешней нормативно-правовой базы внутреннего контроля показали, что, несмотря на прямые рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору казахстанские регулирующие органы в нормативных документах уделяют деятельности внутреннего контроля недостаточное внимание, и до сих пор не располагают четко сформулированными методами осуществления внутреннего контроля и аудита.
Огромный объем информации, необходимой для осуществления внутреннего контроля, содержится в банковской финансовой отчетности. Внутренний контроль в коммерческих банках по сравнению с организациями иных отраслей экономики имеет заметное преимущество: помимо большого объема текущей отчетности, которую необходимо использовать для осуществления внутреннего контроля, в банках ежедневно (каждый операционный день) составляется бухгалтерский баланс, изучение которого должно играть важную роль в проведении оперативного внутреннего контроля.
Финансовый результат деятельности банка отражается как в бухгалтерском балансе, так и в отчетности о совокупном доходе банка. Группировка доходных и расходных статей по признакам их однородности дает возможность выводить промежуточные результаты от выполнения отдельных видов банковских операций. Все доходы и расходы банка сгруппированы в ней по подразделам, в которых отражаются финансовые результаты от проведения однородных операций. Это существенно повышает информативность данной отчетности, в том числе и при использовании ее в целях внутреннего контроля.
Состав и формы внутренней отчетности банка, периодичность и сроки ее составления должны определяться спецификой коммерческого банка, основными направлениями его деятельности. Например, система управленческого учета, разработанная для деятельности ипотечного банка, будет в существенной мере отличаться от системы управленческого учета инвестиционного банка. Кроме того, управленческая отчетность во многом зависит также от размеров кредитного учреждения, количества видов и объемов совершаемых им операций, предоставляемых услуг, наличия автоматизированных банковских систем.
Таким образом, система бухгалтерского учета и отчетности является основой информационного обеспечения внутреннего контроля. Вместе с тем, в настоящее время коммерческие банки далеко не в полном объеме используют данные бухгалтерского учета при реализации функций внутреннего контроля, с другой стороны, в недостаточной мере опираются на внутренний контроль при ведении учетной работы.
Безусловным достоинством существующей сегодня системы бухгалтерского учета в банках является возможность совмещения синтетического и аналитического учета при ведении учета предоставляемых кредитов, депозитов и вкладов населения за счет открытия отдельных лицевых счетов по каждому заемщику, договору, различным срокам, размерам процентных ставок и др.
Калькуляцию производственных затрат в банках при современном управлении производят на основе процессного подхода в управлении, так называемого методов ABC или Prozesskostenrechnung (нем.). Инсталляция в банках интегрированных программных продуктов по процессному управлению, таких как, например, ARIS Toolset фирмы IDS Scheer AG, позволяет производить симулирование различных вариантов бюджетов в текущем режиме, а не время от времени, что дает мощный инструмент в гибкости и эффективности управления, внедрить менеджмент постоянных и постепенных изменений. Следует также отметить, что калькуляция затрат позволяет сделать более осмысленным формирование процентных ставок на финансовом рынке.
В рамках планирования рентабельности выработанные общие банковские показатели минимально необходимой рентабельности декомпозируют по составным частям на общебанковском уровне: минимальная брутто прибыль, необходимая средняя балансовая сумма, затраты на риск и прямые затраты. Далее следует декомпозиция по подразделениям. В рамках этой декомпозиции определяют также минимальную маржу для процентных операций с клиентами.
Служба внутреннего контроля (СВК) должна способствовать уменьшению рисков, минимизации затрат и сохранности активов банка. При этом целью создания системы является обеспечение контроля за:
- правильной реализацией принятых управленческих решений органами управления кредитной организацией;
- созданием необходимой внутренней нормативной документации;
- выполнением требований внешней и внутренней нормативной документации;
- сохранностью активов банка;
- адекватным и правильным отражением проводимых банком операций на счетах бухгалтерского учета и созданием организационных структур банка;
- распределением полномочий и функций между подразделениями, исключением их дублирования и полнотой распределения.
Оценка рисков СВК позволяет разрабатывать собственные модели риска для измерения и ограничения таких банковских рисков, как процентный риск, валютный риск, риск изменения курсов акций, кредитный и операционный риски. При сравнительном анализе рентабельности такими факторами являются изменения в объеме и/или марже, которые в свою очередь могут быть объяснены изменениями роста или структуры операций, изменением общего уровня процентных ставок и/или кондиционными условиями клиентских операций.
Сравнение "план-факт" позволяет своевременно определить отклонение, выявить его причины, оценить результат деятельности всего банка, подразделений и сотрудников.
При проведении в банках риск-аудита – полномасштабного обзора системы управления рисками и оценки системы внутреннего контроля – часто обнаруживаются следующие проблемы:
- фрагментарное
присутствие элементов
- элементы систем управления рисками и внутреннего контроля не связаны с другими процессами (стратегическим планированием, мониторингом результатов деятельности банка, документированием бизнес-процессов и т.д.) и не встроены в корпоративную культуру.
Для того чтобы в коммерческих банках риск-менеджмент был системно ориентированным, общекорпоративным, он должен охватывать всю организационную структуру банка, начиная с высших управляющих и заканчивая низовыми структурами (рисунок 3).
Рисунок 3 – Три уровня защиты банка от рисков
Информация о работе Совершенствование системы внутреннего контроля в банках второго уровня