Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:49, курсовая работа
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.
Введение 4
1. Сущность управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 6
2. Анализ качества продукции на РУП «МТЗ» 12
2.1 Экономическая характеристика РУП «Минский тракторный завод» 12
2.2 Система управления качеством продукции на предприятии 16
2.3 Динамика и тенденция показателей качества продукции 21
3. Совершенствование управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение
1803 Совершенствование
управления качеством
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Совершенствование управления качеством продукции на основе ее стандартизации и сертификации»
Объём работы: 37 с., 6 рис., 18 табл., 20 источников, 3 прил.
Ключевые слова: качество продукции, показатели качества, управление качеством, обеспечение качества продукции, организационная структура управления качеством, эффективность
Объектом исследования является республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод».
Предмет исследования – система управления качеством на исследуемом предприятии.
Цель данной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления качеством продукции на РУП «МТЗ».
В работе проведена систематизация разрозненных теоретико-методологических данных по качеству продукции; проведен анализа обеспечения качества продукции на предприятии; разработан комплекс экономических мероприятий по повышению качества продукции РУП «МТЗ».
В результате проведённого
анализа сделаны следующие
а) Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.
б) Для повышения качества выпускаемой продукции РУП «Минский тракторный завод» и обеспечения ее конкурентоспособности в условиях маркетинга предлагается определенный перечень мероприятий организационно-технического характера, а именно:
- организация цепи непрерывного образования кадров в области качества;
- трехуровневый анализ
- развитие и совершенствование
форм сотрудничества с
- формирование системы управления качеством продукции с учетом процессного подхода.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Становление Республики Беларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция ее в мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политики создания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должны способствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизации и сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды, безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
Государственные системы стандартизации и сертификации должны отвечать основным принципам межгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежных стран, учитывать интересы Республики Беларусь как полноправного участника межгосударственных, европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям, а также обеспечивать проведение единой технической политики.
Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.
Объектом исследования является республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод».
Предмет исследования – система управления качеством на исследуемом предприятии.
Цель данной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию системы управления качеством продукции на РУП «МТЗ».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
При выполнении работы использованы методы исследования: метод сравнения, описание, анализ процессов и явлений и синтез полученных результатов.
1. Сущность
управления качеством
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [4, с. 36].
В 2000 г. ИСО дала новую формулировку определения качества. В соответствии с МС ИСО 9000:2000 «качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования» [4, с. 38]. То есть, не достаточно удовлетворения только установленных потребностей, надо выполнять и те невысказанные, которые покупатель требует в неявном виде. Имеются в виду само собой разумеющиеся ожидания, которые обычно не формулируются конкретно, однако заносятся в ряд устойчивых требований.
Термин «требования» сам имеет определение в этом же стандарте. «Требование – это потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным» [4, с. 38].
Центральное место, занимаемое качеством в развитии производства и насыщении рынка товарами, определяет его роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В силу этого проблемы качества носят не текущий, тактический, а стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.
Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.
Взаимодействие между субъектом и объектом управления в системе управления качеством осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.
Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством [16, с. 516].
На промышленных предприятиях система управления качеством основана на стандартизации и сертификации продукции.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации; измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.
Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:
- безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
- совместимость и взаимозаменяемость изделий;
- качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
- единство измерений;
- экономию всех видов ресурсов;
- безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.
Основными задачами стандартизации являются:
- установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
- развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
- обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
- разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
- принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
- формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
- создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
Цель государственной системы сертификации продукции – введение необходимых организационных, технических и экономических мероприятий для обеспечения гарантий, связанных с приобретением и использованием потребителем продукции для собственных потребностей.
Основными принципами построения системы сертификации должны быть:
- создание национальной
нормативно-методической базы