Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:49, курсовая работа
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.
Введение 4
1. Сущность управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 6
2. Анализ качества продукции на РУП «МТЗ» 12
2.1 Экономическая характеристика РУП «Минский тракторный завод» 12
2.2 Система управления качеством продукции на предприятии 16
2.3 Динамика и тенденция показателей качества продукции 21
3. Совершенствование управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение
Достижение поставленных целей возможно при создании четко организованной системы управления качеством продукции, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала [43].
2.2 Система управления качеством продукции на предприятии
Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества. Действующая система качества РУП «Минский тракторный завод» сертифицирована органом сертификации TUV CERT (Германия).
За эффективное
Организационные структуры управления подразделений предприятия, занимающихся проблемами качества продукции и ее контроля, представлены на рис. 2.1, 2.2.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Управления качества продукции РУП «Минский тракторный завод»
Рисунок 2.2 –
Организационная структура
В рамках существующей системы качества отдел управления качеством отвечает за организацию документов и методик по анализу и управлению качеством продукции, выпускаемой на заводе; координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствования системы качества; осуществление контроля за состояния системы качества, действующей на заводе и ее эффективности.
Отдел технического контроля (ОТК) призван обеспечивать требуемую настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность, то есть устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.
Объектами технического контроля на предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.
Согласно существующей системе, на предприятии применяются следующие виды контроля качества продукции: входной; промежуточный; приемо-сдаточные испытания; контрольные испытания; инспекционный контроль.
При
возникновении брака начальник
ОТК предъявляет обязательные для
исполнения требования к подразделениям
и должностным лицам предприяти
Системная работа коллектива Минского тракторного завода обеспечила высокие достижения по качеству:
МТЗ имеет ряд патентов на новые виды продукции:
Минский тракторный завод имеет лицензии на право осуществления на территории РБ деятельности по проектированию горношахтного оборудования, на занятие разработкой, производством, реализацией и ремонтом военной техники и запасных частей к ней.
В июне 2011 г. система менеджмента качества РУП «МТЗ» успешно прошла повторную сертификацию на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001 в национальной системе сертификации и в системе TGA (Германия).
Анализ действующей системы качества на РУП «Минский тракторный завод» позволяет выделить положительные и отрицательные моменты.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
С целью устранения влияния отрицательных моментов создание новой системы менеджмента качества нужно проводить последовательно. Для этого необходимо осуществить следующее:
- Подготовка к проведению работ:
а) оценка текущей ситуации;
б) определение целей проекта;
в) выбор руководителя проекта;
г) выбор группы по проекту.
- Анализ действующей системы и установление фактического состояния дел с качеством продукции и процессов:
а) анализ состава и оценка уровня документов системы качества;
б)оценка степени выполнения документов системы качества;
в)анализ состояния дел с качеством продукции и процессов.
- Определение сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества:
а) определение сильных сторон;
б) описание слабых сторон (проблем);
в) формирование возможных последствий в случае неустранения слабых мест;
г) определение необходимых мер по улучшению и их оценка.
- Разработка политики и установление целей в области качества:
а) определение миссии предприятия;
б) определение стратегических целей предприятия;
в) определение целей для каждого уровня руководства;
- Планирование действий по совершенствованию системы менеджмента качества и доведению их до подразделений:
а) определение направлений работ по совершенствованию системы менеджмента качества;
б) разработка программы работ с определением сроков реализации этапов.
- Многоуровневое обучение персонала предприятия:
а) разработка программы обучения для каждого уровня работников;
б) проведение обучения в соответствии с программами.
- Повышение эффективности системы качества:
а) разработка конкретного плана повышения эффективности системы менеджмента качества, в том числе документов системы менеджмента качества;
б) создание рабочих групп и проведение их дополнительного обучения;
в) усовершенствование
г) определение ресурсов, необходимых для повышения эффективности системы менеджмента качества;
д) определение процессов, их последовательность и взаимодействие;
е) распределение ответственности для достижения целей системы менеджмента качества;
ж) определение методов измерения для оценки результативности и, при возможности эффективности, каждого процесса;
з) определение состава документации системы менеджмента качества и разработка ее документации в соответствии с утвержденными сроками.
- Внедрение системы качества:
а) обеспечение подразделений предприятия техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для внедрения системы менеджмента качества;
б) обучение персонала выполнению процедур системы менеджмента качества
в) внедрение процедур системы менеджмента качества.
- Проведение внутреннего аудита.
Поддержание системы качества в рабочем состоянии и постоянное улучшение процедур системы качества требует от персонала предприятия, и в первую очередь от руководящего состава, ответственного подхода к выполнению документированных процедур и решению существующих проблем, постоянного внимания и проведения корректирующих действий по устранению выявляемых несоответствий и высокой исполнительской дисциплины.
Для оценки и анализа качества продукции на предприятии необходимо изучение динамики и тенденций изменения его показателей.
2.3 Динамика и
тенденция показателей
РУП «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. С целью повышения технического уровня продукции и удовлетворенности потребителя разрабатываются новые модели тракторов и модернизированных узлов в соответствии с планом НИиОКР и планом подготовки производства. Новая продукция Минского тракторного завода, планируемая к освоению в 2012-2013 гг., приведена в Приложении В.
Тракторы и специальные машины на базе тракторов подлежат обязательной сертификации или омологации, поэтому на всю выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия или омологационные сертификаты, выданные органами по сертификации (омологации) Республики Беларусь, Российской Федерации и стран дальнего зарубежья, которые возобновляются по мере истечения сроков действия в соответствии с планом по сертификации продукции. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпускаемой продукции составляет 77,2%.
Для повышения
Трактор представляет собой
сложное техническое
Для того чтобы успешно решать задачи по снижению отказов, информация о них должна быть оперативной и достоверной. Основными источниками получения данных о надежности техники Минского тракторного завода являются:
Сведения об отказах гарантийных тракторов за 2010-2012 гг. представлены в табл. 2.1. и 2.2.
Таблица 2.1 – Динамика отказов тракторов, эксплуатирующихся в Республике Беларусь, в 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Годовое значение показателя | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
Трактора, находящиеся на гарантии |
шт. |
3156 |
2949 |
3029 |
Выявлено отказов |
шт. |
3061 |
2794 |
2787 |
Количество отказов на 1 трактор (по ТУ –2 отказа) |
0,98 |
0,95 |
0,92 | |
Уровень отказов по изделиям собственного производства |
0,29 |
0,26 |
0,25 | |
Уровень отказов по покупным комплектующим изделиям |
1,31 |
1,36 |
1,25 |