Совершенствование управления качеством продукции на основе ее стандартизации и сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 6
2. Анализ качества продукции на РУП «МТЗ» 12
2.1 Экономическая характеристика РУП «Минский тракторный завод» 12
2.2 Система управления качеством продукции на предприятии 16
2.3 Динамика и тенденция показателей качества продукции 21
3. Совершенствование управления качеством продукции на основе её стандартизации и сертификации 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления качеством продукции на основе ее стандартизации и сертификации.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

- использование действующих государственных стандартов и другой нормативно-технической документации, принятой в системах сертификации конкретных видов продукции;

- проведение независимой  оценки характеристик и свойств  продукции (работ, услуг) и систем качества третьей стороной, которая не входит в организационную структуру производителя и потребителя;

- установление правил  сертификации конкретных видов  продукции с учетом их характеристик,  особенностей производства и  поставок, требований международных  систем и соглашений по сертификации;

- внедрение систем  сертификации, установленных Комитетом  Совета Международной организации по стандартизации (ISO);

- открытость государственной  системы сертификации продукции  для присоединения систем сертификации  других государств и международных систем сертификации продукции.

Государственная система  сертификации предусматривает обязательную и добровольную сертификацию. Сертификация продукции совершается уполномоченными  на это органами сертификации –  предприятиями, учреждениями и организациями с целью:

- предотвращение реализации  продукции, опасной для жизни,  здоровья и имущества граждан  и окружающей природной среды;

- помощи потребителю  в компетентном выборе продукции;

- создания условий  для участия субъектов предпринимательской  деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Государственную систему  сертификации продукции составляет Государственный комитет Республики Беларусь по стандартизации, метрологии и сертификации, который проводит и координирует работу по обеспечению ее функционирования, а именно:

- определяет основные  принципы, структуру и правила  системы сертификации;

- утверждает перечни  продукции, подлежащей обязательной  сертификации, и определяет сроки  ее выполнения;

- назначает органы сертификации;

- аккредитирует органы  сертификации и испытательные  лаборатории, аттестует экспертов-аудиторов;

- устанавливает правила  признания сертификатов других  стран.

Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных  документов проводится исключительно в государственной системе сертификации.

Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для  определения ее характеристик и  дальнейший надзор за сертифицированной  продукцией. Испытания должны проводится аккредитироваными испытательными лабораториями теми методами, которые определены соответствующими нормативными документами. В случае отсутствия этих документов – методами, которые определяются органом сертификации или органом, который исполняет его функции.

В результате позитивного  решения органа сертификации заказчику  выдается сертификат и право маркировать  продукцию специальным знаком соответствия.

Таким образом, стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.

Качество продукции  или услуг является одним из важнейших  факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

 

2. Анализ качества продукции на РУП «МТЗ»

 

2.1 Экономическая характеристика РУП «Минский тракторный завод»

Строительство Минского тракторного завода было начато на основании Постановления Совета Министров СССР № 1142 от 29 мая 1946 года. Первая продукция была выпущена в 1948 году – это был пусковой двигатель ПД-10, а в 1950 – двигатель Д-35. С августа 1951г. завод перешел на выпуск трелевочных тракторов КТ-12. Совершенствуя трактор КТ-12, конструкторы завода создали его модификацию ТДТ-40 и с 1956 г. начался их выпуск.

Первый  колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 сошел  с конвейера 14 октября 1953 года. В настоящее время республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод» является крупнейшим предприятием в мире по выпуску колесных тракторов, осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Продукция предприятия представлена 62-мя моделями тракторов и машин с разнообразными мощностными характеристиками.

МТЗ изготавливает:

  • универсально-пропашные тракторы, для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных и транспортных работ;
  • малогабаритные тракторы для обеспечения механизации работ в индивидуальных хозяйствах;
  • тракторы общего назначения высокой мощности; широкий ассортимент машин специального назначения: для заготовки и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, для работ в шахтах и др.;
  • чугунное, стальное, точное стальное литье, поковки для поставок по кооперации возвратной и невозвратной; инструмент, для внутреннего использования и реализации на сторону;
  • специализированные станки и не стандартизированное оборудование, для собственного применения; запчасти для производимой техники;
  • товары народного потребления.

Широкая номенклатура выпускаемой предприятием продукции характеризуется также наличием огромного числа предприятий-смежников, осуществляющих поставку комплектующих изделий, материалов и сырья. Снабжением расходными материалами, сырьем и покупными комплектующими изделиями на РУП «Минский тракторный завод» занимается отдел внешней кооперации и отдел материально-технического снабжения. Для обеспечения потребности сборочных конвейеров и участков комплектующими изделиями ОВК имеет производственные связи более чем с 200 поставщиками по закупке более 1500 наименований комплектующих изделий. Проблема своевременного обеспечения производства материальными ресурсами и комплектующими является одной самых острых и трудных для РУП «Минский тракторный завод» из-за ограниченности, главным образом, денежных средств.

Производственный  процесс изготовления колесных тракторов, применяемый на РУП «Минский тракторный завод», носит тип массового производства по основным моделям тракторов и серийного производства по малогабаритной технике. Это характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых тракторов, большими объемами выпуска, высокой степенью унификации узлов и деталей. Реальная производственная мощность предприятия в настоящий момент позволяет изготавливать 50 тысяч тракторов в год.

Республиканское унитарное предприятие «Минский тракторный завод» является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Непосредственное руководство предприятием осуществляет Генеральный директор. Генеральный директор имеет ряд заместителей по основным направлениям и видам деятельности. Структурная схема управления РУП «Минский тракторный завод» представлена в Приложении А.

Отличительной особенностью РУП «Минский тракторный завод» является наличие мощной собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Основной потенциал разработчиков новой техники сосредоточен в Научно-техническом центре  главного сметно-конструкторского бюро и опытно-конструкторского бюро (НТЦ ГСКБ и ОКБ). Кроме того, РУП «Минский тракторный завод» имеет тесные связи с рядом ведущих научно-исследовательских организаций АН РБ и Министерства образования, которые имеют богатейший опыт в области тракторостроения. Минский тракторный завод сохраняет научные связи с рядом НИИ РФ.

Научно-технические работы, осуществляемые предприятием, направлены в первую очередь на повышение качества выпускаемой продукции. Благодаря использованию новых и высоких технологий поставлено на производство новое семейство тракторов «Беларус» мощностью от 30 до 250 л.с. с современным дизайном и качественно новыми техническими характеристиками.

Основные  технико-экономические показатели работы РУП «Минский тракторный завод» за 2010-2012 гг. представлены в Приложении Б. В целом работу предприятия можно охарактеризовать следующими показателями. Темп роста производства товарной продукции в сопоставимых ценах в 2012 г. составил 158,66% к уровню 2011 г. В 2012 г. произведено 26 294 тракторов и машин, что на 31,42% выше уровня 2011 г. Изготовлено новых моделей тракторов 2 713 штук. Темп роста производства потребительских товаров в действующих ценах составил 176,99%.

Себестоимость товарного выпуска за 2012 г. составила 588,7 млрд. руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции за отчетный период составили 86,39 коп. при плане 91,7 коп. Уровень рентабельность товарной продукции за 2012 г. составил 15,7%, рентабельность реализованной продукции – 14,80% при задании 12,3%.

Начиная с 2008 года, Министерство промышленности контролирует выполнение следующих дополнительных технико-экономических показателей: объем инвестиций в основной капитал; жилищное строительство; норматив использования неденежной формы расчетов. За 2012 г. объем инвестиций в основной капитал по РУП «МТЗ» составил 21 241 млн. руб., что составляет 64,2% от планируемого объема по инвестициям на 2012 г. Доля РУП «МТЗ» в суммарном объеме инвестиций в основной капитал объединения в 2012 г. составила 87,7%.

Выручка от реализации продукции за 2012 г. составила 803,4 млрд. руб.; за 2011 г. – 500,4 млрд. руб. Прибыль РУП «МТЗ» за 2012 г. составила 88 943 млн. руб., за 2011 г. – 36 760 млн. руб.

 

Таблица 2.1 – Показатели платежеспособности РУП «Минский тракторный завод» за 2010-2012 гг.

Показатель

Значение показателя по годам

Рекомендуемый критерий

2010

2011

2012

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,19

0,16

0,29

>0,3

Коэффициент текущей ликвидности

1,55

1,72

2,23

>1,7

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,37

0,46

0,39

<0,85


 

Показатели платежеспособности РУП  «Минский тракторный завод» свидетельствуют о том, что в настоящее время предприятие обеспечено собственными оборотными средствами для ведения производственно-хозяйственной деятельности, структура баланса завода удовлетворительна, а предприятие платежеспособно.

География поставок тракторов «Беларус» очень широка. С момента создания завода она насчитывает более 100 стран. РУП «МТЗ» в настоящее время удерживает позиции лидера среди производителей тракторов в СНГ. Минский тракторный завод обеспечивает 7-8% от мирового объема тракторных поставок. В числе традиционных импортеров – Австралия, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Ирак, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Сирия, Югославия и др. В 2012 г. РУП «МТЗ» имел внешнеторговые отношения с партнерами в 62 странах мира. Внешнеторговый оборот за 2011 г. составил 92 млн. долл. США, за 2012 г. – 131 млн. долл. США.

По  регионам, в которые РУП «МТЗ»  отгружает тракторы и тракторокомплекты, все рынки сбыта можно разделить на две группы: экспортные и внутренние. В свою очередь, экспорт тракторов подразделяется на 3 направления: дальнее зарубежье (31,8%), страны Содружества независимых государств без Российской Федерации (21,7%) и российский рынок (27,3%).

По  типу выбранной стратегии все  рынки РУП «МТЗ» сгруппированы:

- Рынки, где основной целью РУП «МТЗ» является удержание существующей доли рынка.

- Рынки, где основной целью РУП «МТЗ» является увеличение существующей доли рынка.

- Рынки, где основной целью РУП «МТЗ» является продвижение продукции на рынок.

В мире функционируют десятки заводов, выпускающих аналогичную сельскохозяйственную технику. Только в бывшем СССР работало более двух десятков предприятий, которые выпускали более 400 тысяч тракторов различной модификации. Поэтому конкуренцию целесообразно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – конкуренцию предприятий стран СНГ, выпускающих аналогичную продукцию, с другой стороны – крупнейшие предприятия и компании стран Запада и США. Из числа предприятий стран СНГ наиболее сильными конкурентами для МТЗ являются Владимирский и Липецкий тракторные заводы, имеющие большой опыт изготовления тракторов различных модификаций.

Анализ  сравнительных характеристик, показывает, что модели тракторов РУП «МТЗ» выгодно отличаются от аналогов конкурирующих предприятий стран СНГ. В частности, такой важный параметр трактора, как масса. Известно, что в результате многократного воздействия тяжелых тракторов почва может уплотняться до глубины 80-100 см. Такое уплотнение верхних слоев резко ухудшает водный и воздушный режим почвы, может привести к вымоканию посевов и другим негативным последствиям.

Прямыми конкурентами РУП «МТЗ» на рынках дальнего зарубежья являются компании-производители сельскохозяйственной техники и тракторов стран Западной Европы и Америки: корпорация John Deer(США), компании Case IH, AGCO Corporation (США), Zetor Tractors (Чехия), Xaver Fendt & Co (Германия), SAME (Италия).

Таким образом, в будущем деятельность предприятия ориентирована на:

Информация о работе Совершенствование управления качеством продукции на основе ее стандартизации и сертификации