Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что вопросы, связанные с оплатой труда (ее величиной, формой начисления и выплаты) являются одними из наиболее важных, как для работников, так и для работодателей. Изменение форм и систем оплаты труда, принятые как на уровне предприятия, так и на государственном уровне, могут существенно изменить уровень жизни, как отдельного человека, так и населения страны в целом.
Понятие «оплата труда» в настоящее время наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1. Сущность оплаты труда в современных условиях и ее принципы
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3. Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ООО»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии
2.3. Доплаты, надбавки, поощрения для работников предприятия
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алгоритм расчета заработной платы
Расчёт заработной платы – процесс начисления оплаты нанятым работникам в соответствии с условиями найма и удержания налогов и прочих вычетов согласно законодательства, договоров, поручений и т. п., так же их документальное оформление.
Основными этапами расчёта заработной платы на предприятии являются:
1. расчёт сумм оплаты труда и других выплат работникам, а также лицам, выполняющим работу по договорам гражданско-правового характера;
2. расчёт налогов на доходы физических лиц;
3. расчёт страховых взносов во внебюджетные фонды, взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
4. подготовка комплекта документов по оформлению выплат работникам (расчетные и платежные ведомости, расчетные листки, платежные поручения, списки в банк и т.п.);
5. подготовка комплекта платежных и отчетных документов по налогам и взносам;
6. подготовка и сдача обязательных ежеквартальных и годовых отчетов в налоговую инспекцию и фонды.
Порядок действий бухгалтера в течение месяца таков: регистрируются различные разовые начисления и удержания, в том числе больничные листки, отпуска и т.д.; выплачиваются авансы и разовые начисления; начисление зарплаты проводятся в конце месяца.
В бухгалтерии на основании первичных документов по учету выработки сдельщиков, табеля учета рабочего времени и других расчетов определяют сумму оплаты труда за отработанное время, а также за неотработанное, но подлежащее оплате, премии, пособия, после чего составляется расчетная ведомость. В данном документе отдельно по каждому работнику указывается фамилия, имя, отчество, табельный номер, оклад, разряд, сумма начисленной оплаты раздельно по видам оплат, различные удержания, сумма к выдаче на руки, которая представляет собой разницу между суммами оплаты труда, исчисленным по всем основаниям и суммой удержаний.
Данные расчетной ведомости переносятся в платежную ведомость, по которой выдается зарплата. Каждому работнику данные расчетно-платежной ведомости одновременно заносятся в лицевой счет, он является справкой для начисления пенсий, пособий, подсчета среднего заработка для расчета отпускных, оплаты больничного листа, выплаты компенсаций при увольнении.
В день выплаты заработной платы в банк предоставляются платежные поручения на перечисление подоходного налога, а также платежи в фонды (пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, занятости).
Можно сделать вывод, что при выборе системы оплаты труда целесообразно учитывать форму собственности, величину предприятия, его структуру, характер производимой продукции (услуг), а также особенности доминирующих в коллективе ценностей и целей. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду функциональные обязанности руководителей. Их главная задача заключается в том, чтобы обеспечить неуклонный рост объема производства (услуг) высококачественной продукции при минимальных затратах ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса, использования передового опыта. В центре внимания руководителей должны быть вопросы социального развития коллектива, условия труда и быта работников.
1.3 Государственное регулирование оплаты труда
В соответствии со ст. 107 Конституции Республики Беларусь Правительство обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной политики в области оплаты труда. Статьёй 63 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются непосредственно нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. При этом заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Действующий механизм государственного регулирования оплаты труда – открытая и динамичная система.
В этой ситуации государственное регулирование в области оплаты труда направлено на придание процессам, происходящим в области оплаты труда, организованного характера, упорядочение действий субъектов хозяйствования, отстаивание интересов государства и общества в целом, недопущение нарушения законодательства. По мнению многих экономистов, заработная плата в настоящее время, будучи надёжным источником повышения благосостояния, работников республики, должна стать механизмом стимулирования труда работника и укреплять социальную направленность развития государства. Как и любая система, заработная плата подвержена влиянию различных факторов и нуждается в постоянном совершенствовании, в том числе упрощении её использования. Такая работа должна происходить в постоянном контакте с практикой.[3, с. 7 - 8]
Основной целью
К основным функциям государственного регулирования оплаты труда: государство должно обеспечивать установление гарантий в области заработной платы; создавать систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышение; обеспечить сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию её к расширению платной социальных услуг и жилья; не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы.[21, с. 65]
Практическая реализация функций государственного регулирования выражается, прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:
Согласно статье 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, минимальная заработная плата представляет собой государственный обязательный минимальный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Как социальный норматив минимальная заработная плата нацелена на защиту некоторых наиболее уязвимых групп работников и призвана обеспечить простое воспроизводство рабочеё силы. Влияние минимальной заработной платы на социально – экономическую ситуацию может оказываться со стороны её воздействия на жизненный уровень занятого населения, на выравнивание условий экономической конкуренции, на социально справедливую дифференциацию доходов.
Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.[24, с. 26 - 27]
С 1 января 2012 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1666 «Об установлении размера минимальной заработной платы» месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1 000 000 рублей, часовая – 5930 рублей.
За февраль 2012 г. минимальная заработная плата не индексируется, поскольку индекс потребительских цен за февраль к январю т.г. не превысил пятипроцентный порог. [17]
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь № 239 – 3 от 6 января 1999 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и на основании Положения о порядке формирования и расчёта бюджета прожиточного минимума, утверждённого постановлением Совета Министра Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 1016, Правительством ежеквартально утверждается бюджет прожиточного минимума в ценах последнего месяца предыдущего квартала.
Критерием определения минимальной заработной платы является минимальный потребительский бюджет – это стоимость набора минимальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму. Определяется на основе потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных, непродовольственных товарах и услугах. Рассчитывается на одного члена семьи по категориям населения на определённый период времени (го, месяц). Состав минимально необходимых товаров и услуг определяется минимальной «потребительской корзиной», также формируемой по категориям потребителей.[6, с. 67-68]
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) рассчитывается: для прогнозирования изменения уровня жизни населения; усиление социальной защиты, поддержки наименее защищённых слоёв населения; разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение уровня потребления граждан к научно обоснованному уровню.[2, с. 106 - 107]
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 апреля 2012 г. № 52 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах марта 2012 г. на период с 1 мая по 31 июля 2012 г.: семьи из 4-х человек – 1 171 590 рублей; молодой семьи с одним ребенком – 1 236 640 рублей; трудоспособного населения – 1 484 580 рублей; пенсионеров – 1 160 190 рублей; студентов – 1 163 860 рублей; детей в возрасте до 3-х лет – 921 830 рублей и т.д. [17]
Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначен для: анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам; обоснования минимальных государственных социально – трудовых гарантий.
При анализе и прогнозировании уровня жизни населения бюджет прожиточного минимума используются для: оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и др. социальных выплат; прогнозирование процессов социально – экономического развития. Кроме того, он является основой для установления минимальных государственных социально – трудовых гарантий: размера оплаты труда, пенсий по возрасту, стипендий, пособий.[25, с. 30 - 31]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 387 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 мая по 31 июля 2012 г.: в среднем на душу населения – 743 020 рублей; для трудоспособного населения – 809 440 рублей; для пенсионеров – 610 370 рублей; для детей-студентов – 758 530 рублей; для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 831 170 рублей и т.д. [17]
Статьёй 58 ТК определено, что индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Индекс потребительских цен исчисляется в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, и ежемесячно (не позднее 20 – го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации.[16, с. 52 - 53]
Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале норматива.
Денежные доходы (заработная плата; денежное довольствие военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных заведений и суворовцев, заработная плата государственных служащих и приравненных к ним лиц, денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава; государственные стипендии обучающимся, стипендии клиническим ординаторам, стипендии работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт), получаемые из бюджетных источников, за февраль 2012 г. не индексируются, поскольку индекс потребительских цен не превысил пятипроцентный порог к месяцу их предыдущей индексации (январь 2012 г.)
Установленные от базовой величины пособия по безработице и стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 196,3 процента (индекс потребительских цен за февраль 2012 г. превысил пятипроцентный порог к ноябрю 2011 г. – моменту предыдущей индексации).
Индексация осуществляется по нормативу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции». Индексируется доход в пределах 706 880 рублей – 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 706 880 рублей, индексации не подлежит.[17]
В целях дальнейшего
- установить, что единая тарифная сетка носит рекомендательный характер, в особенности для частных предприятий;
- отменить ограничение по отнесению затрат, связанных с премированием, на себестоимость в отношении коммерческих организаций, не пользующихся поддержкой государства;
Информация о работе Совершенствования оплаты труда работников