Совершенствования оплаты труда работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что вопросы, связанные с оплатой труда (ее величиной, формой начисления и выплаты) являются одними из наиболее важных, как для работников, так и для работодателей. Изменение форм и систем оплаты труда, принятые как на уровне предприятия, так и на государственном уровне, могут существенно изменить уровень жизни, как отдельного человека, так и населения страны в целом.
Понятие «оплата труда» в настоящее время наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1. Сущность оплаты труда в современных условиях и ее принципы
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3. Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ООО»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии
2.3. Доплаты, надбавки, поощрения для работников предприятия
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

оплата труда.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Алгоритм расчета заработной платы

Расчёт заработной платы – процесс начисления оплаты нанятым работникам в соответствии с условиями найма и удержания налогов и прочих вычетов согласно законодательства, договоров, поручений и т. п., так же их документальное оформление.

Основными этапами расчёта заработной платы на предприятии являются:

1. расчёт сумм оплаты труда и других выплат работникам, а также лицам, выполняющим работу по договорам гражданско-правового характера;

2. расчёт налогов на доходы физических лиц;

3. расчёт страховых взносов во внебюджетные фонды, взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

4. подготовка комплекта документов по оформлению выплат работникам (расчетные и платежные ведомости, расчетные листки, платежные поручения, списки в банк и т.п.);

5. подготовка комплекта платежных и отчетных документов по налогам и взносам;

6. подготовка и сдача обязательных ежеквартальных и годовых отчетов в налоговую инспекцию и фонды.

Порядок действий бухгалтера в течение месяца таков: регистрируются различные разовые начисления и удержания, в том числе больничные листки, отпуска и т.д.; выплачиваются авансы и разовые начисления; начисление зарплаты проводятся в конце месяца.

В бухгалтерии на основании первичных документов по учету выработки сдельщиков, табеля  учета  рабочего времени и других  расчетов  определяют сумму оплаты труда за отработанное время, а также за неотработанное, но подлежащее оплате, премии, пособия, после  чего  составляется  расчетная ведомость. В  данном  документе  отдельно  по каждому работнику  указывается фамилия,  имя, отчество, табельный номер, оклад, разряд, сумма  начисленной оплаты раздельно по видам оплат, различные удержания, сумма  к выдаче на руки, которая представляет собой разницу между суммами оплаты труда, исчисленным по всем основаниям и суммой удержаний.

Данные расчетной  ведомости  переносятся в платежную ведомость,  по которой выдается зарплата. Каждому работнику данные расчетно-платежной ведомости  одновременно заносятся в лицевой  счет,  он является  справкой  для  начисления  пенсий, пособий, подсчета  среднего  заработка  для  расчета отпускных, оплаты больничного листа, выплаты компенсаций при увольнении.

В день выплаты заработной платы  в  банк  предоставляются платежные поручения на перечисление подоходного налога, а также платежи в фонды (пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, занятости).

Можно сделать вывод, что при выборе системы оплаты труда целесообразно учитывать форму собственности, величину предприятия, его структуру, характер производимой продукции (услуг), а также особенности доминирующих в коллективе ценностей и целей. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду функциональные обязанности руководителей. Их главная задача заключается в том, чтобы обеспечить неуклонный рост объема производства (услуг) высококачественной продукции при минимальных затратах ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса, использования передового опыта. В центре внимания руководителей должны быть вопросы социального развития коллектива, условия труда и быта работников.

 

 

1.3 Государственное регулирование  оплаты труда

 

В соответствии со ст. 107 Конституции  Республики Беларусь Правительство  обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, а также государственной политики в области оплаты труда. Статьёй 63 Трудового кодекса Республики Беларусь установлено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются непосредственно нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. При этом заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Действующий механизм государственного регулирования оплаты труда – открытая  и динамичная система.

В этой ситуации государственное регулирование  в области оплаты труда направлено на придание процессам, происходящим в  области оплаты труда, организованного  характера, упорядочение действий субъектов хозяйствования, отстаивание интересов государства и общества в целом, недопущение нарушения законодательства. По мнению многих экономистов, заработная плата в настоящее время, будучи надёжным источником повышения благосостояния, работников республики, должна стать механизмом стимулирования труда работника и укреплять социальную направленность развития государства. Как и любая система, заработная плата подвержена влиянию различных факторов и нуждается в постоянном совершенствовании, в том числе упрощении её использования. Такая работа должна происходить в постоянном контакте с практикой.[3, с. 7 - 8]

Основной целью государственной  политики в области оплаты труда  является превращение заработной платы  в надёжный источник доходов населения, повышении её роли в стимулировании трудовой активности работников. Для придания процессам, происходящим в области оплаты труда, организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, отстаивания государственных и общественных интересов и осуществляется государственное регулирование в этой сфере.[3, с. 8]

К основным функциям государственного регулирования оплаты труда: государство  должно обеспечивать установление гарантий в области заработной платы; создавать  систему социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышение; обеспечить сохранение покупательской способности через индексацию заработной платы и адаптацию её к расширению платной социальных услуг и жилья; не допускать дискриминации среди работников и субъектов хозяйствования в отношении заработной платы.[21, с. 65]

Практическая реализация функций  государственного регулирования выражается, прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

  • величины минимальной заработной платы (МЗП);
  • величины минимального потребительского бюджета (МБП);
  • величины бюджета прожиточного минимума (БПМ);
  • величины размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;
  • меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
  • ограничения размеров удержания из заработной платы, в том числе налогообложения доходов;
  • государственный контроль и надзор за своевременностью  выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части её размеров.[25, с. 33]

Согласно статье 59 Трудового кодекса  Республики Беларусь, минимальная заработная плата представляет собой государственный обязательный минимальный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Как социальный норматив минимальная заработная плата нацелена на защиту некоторых наиболее уязвимых групп работников и призвана обеспечить простое воспроизводство рабочеё силы. Влияние минимальной заработной платы на социально – экономическую ситуацию может оказываться со стороны её воздействия на жизненный уровень занятого населения, на выравнивание условий экономической конкуренции, на социально справедливую дифференциацию доходов.

Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета  Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.[24, с. 26 - 27]

С 1 января 2012 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1666 «Об установлении размера минимальной заработной платы» месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1 000 000 рублей, часовая – 5930 рублей.

За февраль 2012 г. минимальная заработная плата не индексируется, поскольку  индекс потребительских цен за февраль  к январю т.г. не превысил пятипроцентный порог. [17]

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь № 239 – 3 от 6 января 1999 года «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» и на основании Положения о порядке формирования и расчёта бюджета прожиточного минимума, утверждённого постановлением Совета Министра Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 1016, Правительством ежеквартально утверждается бюджет прожиточного минимума в ценах последнего месяца предыдущего квартала.

Критерием определения минимальной  заработной платы является минимальный потребительский бюджет – это стоимость набора минимальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму. Определяется на основе потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных, непродовольственных товарах и услугах. Рассчитывается на одного члена семьи по категориям населения на определённый период времени (го, месяц). Состав минимально необходимых товаров и услуг определяется минимальной «потребительской корзиной», также формируемой по категориям потребителей.[6, с. 67-68]

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) рассчитывается: для прогнозирования изменения уровня жизни населения; усиление социальной защиты, поддержки наименее защищённых слоёв населения; разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение уровня потребления граждан к научно обоснованному уровню.[2, с. 106 - 107]

Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 апреля 2012 г. № 52 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах марта 2012 г. на период с 1 мая по 31 июля 2012 г.: семьи из 4-х человек – 1 171 590 рублей;  молодой семьи с одним ребенком – 1 236 640 рублей; трудоспособного населения – 1 484 580 рублей;  пенсионеров – 1 160 190 рублей;  студентов – 1 163 860 рублей; детей в возрасте до 3-х лет – 921 830 рублей и т.д. [17]

Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив предназначен для: анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам; обоснования минимальных государственных социально – трудовых гарантий.

При анализе и прогнозировании  уровня жизни населения бюджет прожиточного минимума используются для: оценки уровня доходов населения, размеров оплаты труда, пенсий, пособий и др. социальных выплат; прогнозирование процессов социально – экономического развития. Кроме того, он является основой для установления минимальных государственных социально – трудовых гарантий: размера оплаты труда, пенсий по возрасту, стипендий, пособий.[25, с. 30 - 31]

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 387 утверждены следующие размеры  бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 мая по 31 июля 2012 г.: в среднем на душу населения – 743 020 рублей; для трудоспособного населения – 809 440 рублей; для пенсионеров – 610 370 рублей; для детей-студентов – 758 530 рублей; для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 831 170 рублей и т.д. [17]

Статьёй 58 ТК определено, что индексация заработной платы осуществляется в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Индекс потребительских цен  исчисляется в порядке, установленном  Правительством Республики Беларусь, и ежемесячно (не позднее 20 – го числа  следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации.[16, с. 52 - 53]

Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса потребительских  цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале норматива.

Денежные доходы (заработная плата; денежное довольствие военнослужащих срочной службы, курсантов военно-учебных  заведений и суворовцев, заработная плата государственных служащих и приравненных к ним лиц, денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава; государственные стипендии обучающимся, стипендии клиническим ординаторам, стипендии работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт), получаемые из бюджетных источников, за февраль 2012 г. не индексируются, поскольку индекс потребительских цен не превысил пятипроцентный порог к месяцу их предыдущей индексации (январь 2012 г.)

Установленные от базовой величины пособия по безработице и стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета индексируются на 196,3 процента (индекс потребительских цен за февраль 2012 г. превысил пятипроцентный порог к ноябрю 2011 г. – моменту предыдущей индексации).

Индексация осуществляется по нормативу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции». Индексируется доход в пределах 706 880 рублей – 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации. Часть дохода, превышающая 706 880 рублей, индексации не подлежит.[17]

В целях дальнейшего совершенствования  государственного регулирования в  области оплаты труда будет проводиться  работа по следующим направлениям:

- установить, что единая тарифная сетка носит рекомендательный характер, в особенности для частных предприятий;

- отменить ограничение по отнесению затрат, связанных с премированием, на себестоимость в отношении коммерческих организаций, не  пользующихся поддержкой государства;

Информация о работе Совершенствования оплаты труда работников