Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что вопросы, связанные с оплатой труда (ее величиной, формой начисления и выплаты) являются одними из наиболее важных, как для работников, так и для работодателей. Изменение форм и систем оплаты труда, принятые как на уровне предприятия, так и на государственном уровне, могут существенно изменить уровень жизни, как отдельного человека, так и населения страны в целом.
Понятие «оплата труда» в настоящее время наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1. Сущность оплаты труда в современных условиях и ее принципы
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3. Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ООО»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии
2.3. Доплаты, надбавки, поощрения для работников предприятия
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- пересмотреть и упростить законодательство в сфере оплаты труда, сократить количество находящихся в обращении законодательных актов и устранить внутренние противоречия в них;
- усилить роль нанимателей в переговорном процессе по определению заработной платы работников;
- (правительству) не корректировать трудовое законодательство без согласования с социальными партнерами; приблизить тарифную ставку первого разряда до уровня минимального потребительского бюджета с тем, чтобы она стала действительным минимумом оплаты труда.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Обьект курсовой работы - это магазин. Магазин расположен в микрорайоне Девятовка-5,наАссортимент включает в себя продукты питания.
Штат магазина составляет 14 сотрудника, из них 7 продавцов, 2 бухгалтера, директор, заместитель директора, уборщица, 1 грузчик, водитель. Большая часть сотрудников не первый год работают в этом магазине, но есть небольшая текучка кадров.
Частично персонал обновляется, набирают более квалифицированных, опытных, желающих и умеющих работать с людьми. Эксперты в области обслуживания покупателей утверждают, что качественное обслуживание возможно только тогда, когда в процессе продажи присутствуют следующие факторы:
- компетентность персонала;
- отзывчивость;
- надёжность обслуживания;
- общение с клиентом на языке, язык которого он понимает;
- понимание, знание нужд
- предвидение нужд клиента;
- доверие.
При приёме на работу будущие продавцы проходят стажировку в течении месяца, за этот период они изучают ассортимент, внутренний распорядок, проходят инструктаж по технике безопасности. Любой человек, будучи принятым на работу в магазин, может ознакомиться с основными принципами консультационной торговли и обслуживании покупателя. Он может сделать это, внимательно наблюдая за своими более опытными сослуживцами. Естественно ему будет необходимо использовать в качестве основы своей работы рекомендации приведённые выше, опыт, полученный в процессе работы и советы более опытных коллег.
2.2. Формы и системы оплаты труда, применяемые на предприятии
Персонал предприятия – это
совокупность работников различных
профессионально-
Персонал (кадры) являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Персонал предприятия приводит в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Персонал от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда и модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ, переобучения другим профессиям и специальностям, может, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию.
Характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:
- списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату; 4 среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
- удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
- темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
- средний разряд рабочих предприятия;
- удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия;
- средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
- текучесть кадров по приему и увольнению работников;
- фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии и др.
Совокупность перечисленных и
ряда других показателей может дать
представление о
Списочная численность работников предприятия – это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.
Явочная численность – это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).
Для определения численности
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).
Для правильного определения
Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала предприятия и (или) его внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда в человеко-днях или человеко-часах.
Структурная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия.
В зависимости от выполняемых функций
работники производственного
Работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия, относятся к непромышленному персоналу предприятия.
К руководителям относятся
К специалистам относятся работники,
занятые инженерно-
К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, контролеры, делопроизводители, учетчики, чертежники и др.).
В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.
Профессионально-
Специальность определяет вид трудовой деятельности в рамках одной и той же профессии.
Работники каждой профессии и специальности
различаются уровнем
Основной частью дохода наемного персонала предприятия является заработная плата, которая включает:
1) тарифную часть — оплату по тарифным ставкам и окладам;
2) доплаты и компенсации;
3) надбавки;
4) премии.
Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии е его сложностью и ответственностью.
Назначение доплат – возмещение дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях и тяжести труда. Компенсации учитывают не зависящие от предприятия факторы, в том числе рост цен.
Надбавки и премии вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукций и эффективности производства. Различия между надбавками и премиями в том, что надбавки выплачиваются в одинаковом размере каждый месяц в течение установленное го периода, а премии могут быть нерегулярными, и их величина существенно меняется в зависимости от достигнутых результатов. Таким образом, доплаты и компенсации отражают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от сотрудника. Надбавки и премии отражают результаты его собственных достижений.
Типовая структура, дохода сотрудника предприятия может быть представлена следующим образом:
1. Оплата по тарифным ставкам и окладам.
2. Доплаты за условия труда:
– характеристики производственной среды.
– сменность (режим работы).
– степень занятости в течение смены.
3. Надбавки:
3.1. За производительность выше
нормы (сдельный приработок, оплата
за работу с численностью
3.2. За личный вклад в повышение эффективности и прибыльности.
3.3. За высокое качество продукции,
4. Премии:
4.1. За качественное и
4.2. По итогам работы за год.
4.3. Из фонда руководителя
4.4. Авторские вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения.
4.5. Вознаграждения за активное участие в освоении новых тёхнических и организационных предложений;
5. Услуги фирмы работникам (социальные платы).
5.1 Дивиденды по акциям предприятия.
Рассмотрим каждую статью (типовой модуль) дохода.
Тарифные ставки и оклады устанавливаются на основе тарифных договоров в соответствий со сложностью труда, его ответственностью, уровнем цен на предметы потребления, ситуацией на рынке труда и другими факторами. Мировой опыт показывает целесообразность единых тарифных сеток из 17—22 разрядов для рабочих, специалистов и руководителей, что обеспечивает наглядность соотношений в тарифных ставках различных групп сотрудников и облегчает внесение изменений в тарифную систему предприятия .
При выборе диапазона тарифной сетки необходимо учитывать различия в сложности работ, экономическое положение предприятия, а также социально-психологические (факторы, как на предприятии, так и за его пределами. Чем ниже уровень жизни в стране и хуже экономическое положение предприятии, тем меньше должен быть диапазон различий в оплате труда. Основой формирования тарифных сеток в настоящее время считается аналитический метод оценки работ. На Западе обычно исходят из так называемой женевской схемы, принятой на международном конгрессе в Женеве в 1950 г. Эта схема предполагает анализ работ по следующим важнейшим признакам:
1. Специальные знания и умения (квалификационные, требования) — профессиональное образование, опыт работы, требования к умственным способностям.
2. Нагрузка — влияние работы на организм человека.
3. Ответственность —
4. Условия труда — воздействие окружающей среды в процессе производства, в том числе безопасность рабочего места.
Реальные различия в заработке могут превышать диапазон тарифной сетки за счет доплат, надбавок и премий.
Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны компенсироваться работнику, прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на предприятии, профилактических и лечебных мероприятий. Если этого недостаточно, вводятся доплаты к тарифным ставкам на основе аттестации рабочих мест и трудовых процессов по существующим методикам .Уровень компенсаций и доплат за неблагоприятные санитарно-гигиенические условия труда должен быть такой величины, которая исключала бы необходимость искажения норм выработки в целях увеличения заработной платы.
Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены.
Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков, ремонтного персонала. Этот вид позволяет учитывать различия в затратах труда, обусловленные степенью использования сменного фонда времени рабочих.
В коллективном договоре или в контракте целесообразно указать, что администрация имеет право использовать сменное время работника в пределах нормативного времени.
Совмещение различных видов деятельности, если по каждому из них загрузка недостаточна, является необходимым элементом нормально организованного производства. Доплаты должны устанавливаться не за факт совмещения профессий (функций), а за соотношение между нормативным и действительным уровнями занятости.
Информация о работе Совершенствования оплаты труда работников