Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью исследования являлось комплексное теоретическое, методологическое и практическое обоснование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как элемента системы продовольственного обеспечения населения.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль малых форм хозяйствования в развитии аграрного сектора экономики и обеспечения района сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
- раскрыты функции малых форм хозяйствования в системе продовольственного обеспечения населения с учетом особенностей функционирования регионального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов;
- определены перспективы развития малых форм хозяйствования и их влияние на функционирование аграрной сферы экономики, снабжение населения продовольствием;
Введение
Фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации и предприниматели являются неотъемлемой частью многоукладной экономики, играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: средняя численность работников не должна превышать ста человек, выручка от реализации товаров без учета НДС не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.[29] В стране насчитывается всего 9 субъектов Российской Федерации, где доля малых форм хозяйствования в общем объеме сельскохозяйственной продукции ниже 40%, а в 30% субъектов сложился семейный тип структуры аграрной экономики, где доля семейных хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства превышает 70%.
Наука и практика доказали, что отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия эффективно производить в крупнотоварном, а другие – в мелкотоварном секторе аграрной экономики. Кроме обеспечения продовольствием, малые формы хозяйствования способствуют решению социальных проблем развития сельских территорий, обеспечивают занятость, сохранение сельского образа жизни и народных традиций. Однако несмотря на высокую значимость малых форм хозяйствования в обеспечении страны продовольствием, до конца не решены вопросы эффективного использования их производственного и социального потенциала.
В современных условиях значимость определения факторов и путей развития малых форм хозяйствования возрастает в связи с тем, что это одно из важнейших направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Кроме того, в связи с реформой местного самоуправления данные формы хозяйствования для многих поселений являются базой развития агропромышленного производства, основным источником занятости и социальной стабильности.
Актуальность решения проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики и недостаточная изученность отдельных ее теоретических, методологических и методических аспектов предопределили выбор темы дипломной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Научные основы крестьянского предпринимательства и развития мелкотоварного аграрного сектора экономики развивались несколькими поколениями ученых и практиков. Особо стоит отметить основоположников теории крестьянского хозяйства А.Н. Анцыферова, Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, С.Л. Маслова, Р. Оуэна, Н.Г. Чернышевского, А.И. Чупрова, в трудах которых обоснованы принципиальные положения функционирования этого сектора. Современные проблемы развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве в тех или иных аспектах освещены в работах В.П. Арашукова, И.И. Безаева, И.Н. Буздалова, В.А. Добрынина, А.Е. Романова, А.В. Ткача, Ф.К. Шакирова, Г.И. Шмелева. Однако изученность данной проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе нельзя назвать исчерпывающей.Особенно это касается теоретических и методологических вопросов оценки вклада малых форм хозяйствования в систему продовольственного обеспечения страны, повышения их доходности.
Целью исследования являлось комплексное теоретическое, методологическое и практическое обоснование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как элемента системы продовольственного обеспечения населения.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль малых
форм хозяйствования в
- раскрыты функции
малых форм хозяйствования в си
- определены перспективы развития малых форм хозяйствования и их влияние на функционирование аграрной сферы экономики, снабжение населения продовольствием;
- разработаны меры
по развитию организационно-
Предметом дипломной работы явились особенности механизма функционирования малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.
Объектом послужили малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Кваркенского района Оренбургской области.
Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития аграрного сектора экономики и малых форм хозяйствования.
При написании дипломной работы использовались эмпирическо-теоретический метод, метод экстраполяции при проектировании урожайности зерновых культур.
Исходными материалами послужили данные Федеральной государственной службы статистики, нормативные и правовые документы федеральных и региональных органов управления, федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, целевые и отраслевые программы развития страны, регионов и отраслей агропромышленного комплекса, периодические издания, первичные данные Кваркенского района.
1 Теоретические основы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики
1.1 Значение
и сущность малых форм
За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие т.н. индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
В России насчитывается 18 миллионов личных подсобных хозяйств и 285 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Они производят около 60% объема всей сельхозпродукции. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций[7]:
1. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках. Их удельный вес в валовом выпуске отрасли возрос с 26,3% в 2000 г. до 65,7%в 2008 г. Причиной этого стал, с одной стороны, рост объемов производства в индивидуально-семейном секторе, с другой, – их снижение в сельскохозяйственных организациях.
В 2008 г. в индивидуально-семейном секторе произведено 93,8% картофеля ( в т.ч. в КФХ – 2,0%), 85,1% овощей (КФХ – 4,9%); 18,8% зерна (КФХ – 17,4%); 11,4% сахарной свеклы (КФХ – 10,3%); 54,9% скота и птицы (КФХ – 2,4); 55,0% молока (КФХ – 2,8%); 27,2% яиц (КФХ – 0,5%); 68,2% шерсти (КФХ – 10,9%).
2. Важную роль играют крестьянские (фермерские) и личные подсобные и хозяйства, малые предприятия в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в период с 1995 г. по 2009 г. уволилось около 5 млн. человек, и сектор К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства сыграл роль социального амортизатора, особенно на территориях с низкой плотностью населения, где сельскохозяйственные предприятия понесли значительные потери и высок удельный вес хронически убыточных и обанкротившихся предприятий.
В сельских административных районах с плотностью сельского населения до 5 человек на 1 кв. км (691 район, 37% их общего числа) количество и производственный потенциал сельскохозяйственных организаций (численность работников, площадь сельскохозяйственных угодий, поголовье скота) сократились в наибольшей степени. Они уже не могут выполнять селообразующие функции, как это было при советской власти. Аналогичная участь может постигнуть сельскохозяйственные организации в административных районах с плотностью сельского населения от 5 до 10 человек на 1 кв. км (506 районов, 27% их общего числа). Таким образом на половине сельской территории необходимо создать условия для альтернативной занятости населения (в том числе в К(Ф)Х, ЛПХ, несельскохозяйственном бизнесе), если общество заинтересовано в сохранении социального контроля над этими районами.
3. К(Ф)Х, ЛПХ, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
4. В силу того, что преобладающая часть К(Ф)Х и ЛПХ ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.
В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.
Особенно возрастет роль индивидуально-семейных хозяйств в сельских административных районах с низкой плотностью населения; часть крупных крестьянских (фермерских) хозяйств станет выполнять селообразующие функции.
В настоящее время производственный и социальный потенциал К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно. Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.
Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.
Во-вторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.
В большинстве семейных хозяйств используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем составляют содержание приоритетного национального проекта по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК». Ключевое значение при этом имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это обусловлено серьезными объективными причинами.
Как уже подчеркивалось, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем[7]:
-недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
-дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;
-недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования