Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью исследования являлось комплексное теоретическое, методологическое и практическое обоснование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как элемента системы продовольственного обеспечения населения.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль малых форм хозяйствования в развитии аграрного сектора экономики и обеспечения района сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
- раскрыты функции малых форм хозяйствования в системе продовольственного обеспечения населения с учетом особенностей функционирования регионального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов;
- определены перспективы развития малых форм хозяйствования и их влияние на функционирование аграрной сферы экономики, снабжение населения продовольствием;
По данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции животноводства увеличилась на 18,5%, стоимость товарной – на 15,4%. В 2009 году малые предприятия в целом прибыльны (32909 тыс. рублей), хотя и произошло сокращение по сравнению с 2007 годом на 1,1%. Удельный вес в структуре также сократился на 3,1%.
3.3 Преимущества малых форм хозяйствования и факторы, сдерживающие их развитие
Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.
В целом малые предприятия обладают следующими преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ малых предприятий необходимо выделить следующие:
-большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;
-низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;
-короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств.
-более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;
-устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;
-быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;
-высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.
Однако малые предприятия обладают рядом существенных конкурентных недостатков. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:
-слабый уровень диверсификации продукции;
-невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
-зависимость от крупных компаний;
-слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);
-высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая.
-неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
-невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательности. МП для крупных специалистов.
Рассмотрим основные факторы, препятствующие развитию малых форм хозяйствования.
Сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию КФХ и МФХ.
Поэтому задача государства – создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.
Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.
1. Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ – невозможность реализовать свою продукцию.
При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.
2. Применение инноваций
в совокупности с такими
Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз
уступает европейским показателям. Это
касается как растениеводства, так и животноводства.
Основной фактор высокой производительности
сельского хозяйства в европейских странах
– инновации.
3. Институциональная
база крестьянской (фермерской) деятельности по
многим позициям также не соответствуют
современным реалиям. Институт КФХ, введенный
Гражданским кодексом Российской Федерации
в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным
законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», не стимулирует
сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского
(фермерского) хозяйства. Как следствие,
количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно
снижается. Многим фермерам выгоднее работать
в форме личного подсобного хозяйства
(далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ.
Устранение институциональных дефектов
за счет совершенствования законодательства
было бы выгодно и фермерам (возможность
получения кредитов для развития бизнеса),
и государству (устранение искажений статистики).
4. Для решения всех
выше поставленных задач
Рассмотрев состояние
отраслей растениеводства и
4 Пути повышения
эффективности деятельности
4.1 Возможности
развития малых форм
В Оренбургской области малые формы хозяйствования оказывают вполне реальное влияние на экономику. На сегодняшний день насчитывается более 550 сельхозпредприятий различных форм собственности. Среди них крупные агропромышленные объединения, которые связывают в единую цепочку сельхозпроизводителей, переработчиков, оптовую и розничную торговлю, без малого 7 тысяч крестьянских (фермерских) и свыше 290 тысяч личных подсобных хозяйств.
Сейчас, когда обострились проблемы занятости, правительство области принимает кардинальные меры по улучшению работы с малыми предприятиями, закупа излишков сельхозпродукции. Речь, прежде всего, идет об использовании экономических рычагов: субсидирования процентных ставок по льготным кредитам, дотирования производств животноводческой продукции. За 2008-2009 гг. ЛПХ получили 6982 кредита на сумму свыше одного миллиарда рублей. Их доступность обеспечивают дополнительные офисы ОАО «Россельхозбанк», которые работают во всех районах области. В целом помощь АПК области вместе с федеральными средствами за данный период составила свыше 7,5 млрд. рублей.
По
словам губернатора Алексея
Программа содействия самозанятости
безработных граждан проводится
в регионах Российской Федерации. В
рамках настоящей программы осуществля
В области
принято 18 нормативно-правовых актов,
направленных на экономическое
стимулирование развития
В решении
проблем аграрного бизнеса
Кроме экономических стимулов для развития малых форм хозяйствования должна быть социальная мотивация. Поэтому в области приняты нормативные документы, касающиеся господдержки сельских территорий. Главный из них – программа «Социальное развитие села до 2012 года». В 2009 году на улучшение жилищных условий было выделено 5,2 млрд. рублей. В значительной степени затрагивают интересы сельчан и другие областные программы – по развитию культуры, автомобильных дорог, спорта и т.д.
Неплохим стимулом
стало строительство
Определяющее
значение для закрепления
Немаловажное значение имеет проект по созданию семейных молочных ферм. Данный проект позволяет обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В 2009 году уже построено 37 таких ферм в восьми регионах России.
В 2008 году был принят закон Оренбургской области № 2557/540-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы».
Повышение финансовой устойчивости
сельского хозяйства за счет мер
по расширению доступа
По состоянию на 01.12.2009 малыми формами хозяйствования получено:
-субсидий 205,0 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета – 194,6 млн.руб, из областного бюджета – 10,8 млн.руб.;
-дотаций за продукцию животноводства - 18,6
млн.руб. (областной бюджет).
Оренбургским областным фондом поддержки
малого предпринимательства, являющимся
управляющей компанией по формированию
и использованию средств областного Гарантийного
фонда поддержки сельскохозяйственных
потребительских кооперативов (общий
объем фонда – 25 млн.рублей), по состоянию
на 01.12.09 г. выдано гарантий под обеспечение
кредитов СПоК на сумму 14,1 млн.рублей.
И все-таки в развитии малых форм хозяйствования
остается множество проблем. Одна из главных
– нерешенность земельного вопроса, проблема
ценообразования, закрепление молодых
кадров на селе. Продвигать малые формы
хозяйствования в АПК следует экономическими
методами, необходимо совершенствовать
законодательную основу ЛПХ и КФХ. Только
так можно обеспечить эффективное, стабильное
развитие сельскохозяйственного производства.
4.2 Проблемы развития малых форм хозяйствования в Кваркенском районе и пути их преодоления
Анализ функционирования малых форм хозяйствования показывает, что их развитие и эффективная трансформация сдерживаются рядом факторов, наиболее значимые из которых представлены в таблице 4.1. Главным «ограничителем» развития малых форм хозяйствования является демографический фактор. Средний возраст работников сельского хозяйства Кваркенского района превысил 50 лет.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования