Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являлось комплексное теоретическое, методологическое и практическое обоснование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как элемента системы продовольственного обеспечения населения.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль малых форм хозяйствования в развитии аграрного сектора экономики и обеспечения района сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;
- раскрыты функции малых форм хозяйствования в системе продовольственного обеспечения населения с учетом особенностей функционирования регионального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов;
- определены перспективы развития малых форм хозяйствования и их влияние на функционирование аграрной сферы экономики, снабжение населения продовольствием;

Файлы: 1 файл

Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования на примере.doc

— 636.50 Кб (Скачать файл)

 

 

По данным таблицы  видно, что стоимость валовой  продукции животноводства увеличилась  на 18,5%, стоимость товарной – на 15,4%. В 2009 году малые предприятия в целом прибыльны (32909 тыс. рублей), хотя и произошло сокращение по сравнению с 2007 годом на 1,1%. Удельный вес в структуре также сократился на 3,1%.

 

3.3 Преимущества малых форм хозяйствования и факторы, сдерживающие их развитие

 

    Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.

В целом малые предприятия обладают следующими преимуществами и недостатками по сравнению с крупными компаниями. Среди конкурентных преимуществ малых предприятий необходимо выделить следующие:

    -большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

    -низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

    -короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств.

    -более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

    -устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

    -быстрая приспособляемость  к  меняющимся  требованиям рынка;

    -высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.

Однако малые предприятия обладают рядом существенных конкурентных недостатков. Среди слабых сторон малых предприятий можно выделить следующие:

    -слабый уровень диверсификации продукции;

    -невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);

    -зависимость от крупных компаний;

    -слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);

    -высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая.

    -неуверенность и осторожность  хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;

    -невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательности. МП для крупных специалистов.

    Рассмотрим  основные факторы, препятствующие развитию малых форм хозяйствования.

Сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и  устойчивому развитию КФХ и МФХ.

Поэтому задача государства  – создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.

 Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.

1. Одна из наиболее  значимых проблем для любого  КФХ –  невозможность реализовать свою продукцию.

При этом основным ограничителем  выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и  продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.

2. Применение инноваций  в совокупности с такими факторами  как высокая квалификация менеджмента,  применение высокопродуктивных  животных и высокоурожайных сортов  сельскохозяйственных культур. 
Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах – инновации.

3. Институциональная  база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ. 
Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).

4. Для решения всех  выше поставленных задач следует  обратить внимание на возможность  облегчения доступа МФХ и КФХ  к финансовым ресурсам. Решения  такого острого вопроса позволит  КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные  породы животных и высокоурожайных  сортов сельскохозяйственных культур.

  Рассмотрев состояние  отраслей растениеводства и животноводства  в малых формах хозяйствования  Кваркенского района можно сделать  вывод, что в малых формах  хозяйствования производится около  50% от общего объема валовой  продукции в сельском хозяйстве района. Выручка от продажи продукции, выполненных работ, услуг в 2009 году составила 289758 тыс. рублей, а их себестоимость – 323098 тысяч рублей. А всего произведено сельхозпродукции в действующих ценах на общую сумму 492252тыс. рублей, в том числе в растениеводстве на 301116 тыс. рублей, в животноводстве на 191135 тысяч рублей. Но по отношению к уровню 2008 года производство составило только 81,7%.

 

4 Пути повышения  эффективности деятельности малых  форм хозяйствования

 

4.1 Возможности  развития малых форм хозяйствования

 

    В Оренбургской области малые формы хозяйствования оказывают вполне реальное влияние на экономику. На сегодняшний день насчитывается более 550 сельхозпредприятий различных форм собственности. Среди них крупные агропромышленные объединения, которые связывают в единую цепочку сельхозпроизводителей, переработчиков, оптовую и розничную торговлю, без малого 7 тысяч крестьянских (фермерских) и свыше 290 тысяч личных подсобных хозяйств.

    Сейчас, когда обострились проблемы занятости, правительство области принимает кардинальные меры по улучшению работы с малыми предприятиями, закупа излишков сельхозпродукции. Речь, прежде всего, идет об использовании экономических рычагов: субсидирования процентных ставок по льготным кредитам, дотирования производств животноводческой продукции. За 2008-2009 гг. ЛПХ получили 6982 кредита на сумму свыше одного миллиарда рублей. Их доступность обеспечивают дополнительные офисы ОАО «Россельхозбанк», которые работают во всех районах области. В целом помощь АПК области вместе с федеральными средствами за данный период составила свыше 7,5 млрд. рублей.

    По  словам губернатора Алексея Чернышева  « на селе не должно быть  безработицы». Вследствие чего государство  в 2009 году выделило региону более 700 миллионов рублей, которые направлены на реализацию программ занятости населения. В частности, каждому, кто хочет открыть свое собственное дело и выращивать скот, была оказана безвозмездная помощь в размере до 69 тыс. рублей. Федеральные органы государственной власти в области содействия занятости населения осуществляют меры активной политики занятости.

Программа содействия самозанятости  безработных граждан проводится в регионах Российской Федерации. В  рамках настоящей программы осуществляется финансовая поддержка безработных граждан в виде субсидий на организацию самозанятости. Субсидия на организацию самозанятости предоставляется в размере двенадцати кратной максимальной величины пособия по безработице плюс уральские и составляет примерно 68000 рублей.

    В области  принято 18 нормативно-правовых актов,  направленных на экономическое  стимулирование развития малого  предпринимательства, в том числе  и в сфере сельского хозяйства.  Объемы этих средств значительны.  Только на субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам из областного и федерального бюджетов в 2009 году выделено более 230 млн. рублей. Помощь получили 720 КФХ, более 9 тысяч ЛПХ.

    В решении  проблем аграрного бизнеса наиболее  эффективным является создание  сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного направления. Сейчас их насчитывается 256, в том числе 40 кредитных. Они занимаются реализацией молока и мяса, молодняка скота, птицы. Сегодня широко используется возможность создания кооперативов за сечт объединения 5-20 граждан, получивших субсидии при содействии службы занятости. На начало 2010 года боле 2000 безработных открыли собственное дело.

    Кроме экономических  стимулов для развития малых  форм хозяйствования должна быть социальная мотивация. Поэтому в области приняты нормативные документы, касающиеся господдержки сельских территорий. Главный из них – программа «Социальное развитие села до 2012 года». В 2009 году на улучшение жилищных условий было выделено 5,2 млрд. рублей. В значительной степени затрагивают интересы сельчан и другие областные программы – по развитию культуры, автомобильных дорог, спорта и т.д.

    Неплохим стимулом  стало строительство автомобильных  дорого с твердым покрытием  к хозяйствам с наличием более  тысячи голов маточного стада КРС.

    Определяющее  значение для закрепления молодых  кадров на селе приобрело возведение  жилья по программе «Сельский  дом». На активизацию жилищного  строительства в сельской местности  из областного бюджета выделено 1,9 млрд. рублей. В 2009 году по данной программе введено 1504 жилых домов площадью 139,5 тыс. кв. метров. Застройщиками программы в 2009 году возвращено бюджету 97,7 млн. товарного кредита. В 2003-2009 гг. 1785 застройщиков получили 309,9 млн. рублей безвозмездных субсидий из федерального бюджета.

    Немаловажное значение имеет проект по созданию семейных молочных ферм. Данный проект позволяет обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В 2009 году уже построено 37 таких ферм в восьми регионах России.

    В 2008 году  был принят  закон Оренбургской  области № 2557/540-IV-ОЗ  «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы».        

Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер  по расширению доступа сельхозтоваропроизводителя к кредитным ресурсам на льготных условиях - одна из основных задач областной  целевой программы.     Во всех районах области открыты и работают 35 дополнительных офисов ОАО «Россельхозбанк», что положительно повлияло на доступность кредитных ресурсов для сельских жителей. По состоянию на конец 2009г в кредитных учреждениях получено 3041 кредитов и займов на сумму 1 209,0 млн.рублей, в том числе в ОАО «Россельхозбанк» получено 2709 кредитов на сумму 963,0 млн.рублей, из них личными подсобными хозяйствами – 348,6 млн.рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами – 372,2  млн.рублей, снабженческо-сбытовыми кооперативами – 175,4 млн.рублей, кредитными кооперативами – 67,2 млн.рублей.     

По состоянию на 01.12.2009 малыми формами хозяйствования получено:

-субсидий 205,0 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета – 194,6 млн.руб, из областного бюджета – 10,8 млн.руб.;

-дотаций за продукцию животноводства  - 18,6 млн.руб. (областной бюджет). 
    Оренбургским областным фондом поддержки малого предпринимательства, являющимся управляющей  компанией по формированию и использованию средств областного Гарантийного фонда поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (общий объем фонда – 25 млн.рублей), по состоянию на 01.12.09 г. выдано гарантий под обеспечение кредитов СПоК на  сумму 14,1 млн.рублей. 
    И все-таки в развитии малых форм хозяйствования остается множество проблем. Одна из главных – нерешенность земельного вопроса, проблема ценообразования, закрепление молодых кадров на селе. Продвигать малые формы хозяйствования в АПК следует экономическими методами, необходимо совершенствовать законодательную основу ЛПХ и КФХ. Только так можно обеспечить эффективное, стабильное развитие сельскохозяйственного производства.

 

4.2 Проблемы развития малых форм хозяйствования в Кваркенском районе и пути их преодоления

 

    Анализ функционирования малых форм хозяйствования показывает, что их развитие и эффективная трансформация сдерживаются рядом факторов, наиболее значимые из которых представлены в таблице 4.1. Главным «ограничителем» развития малых форм хозяйствования является демографический фактор. Средний возраст работников сельского хозяйства Кваркенского района превысил 50 лет.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования