Современное состояние малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.

Файлы: 1 файл

598836.rtf

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему

 

Современное состояние малого бизнеса в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Малое предпринимательство, как субъект экономики, существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач.

На сегодняшний день, тема малого предпринимательства очень актуальна для России. Переход к рыночным отношениям в российской экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в России.

 

 

Глава 1. Общие понятия малого бизнеса

 

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса в России

 

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики1. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов2:

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1989 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1991 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1993 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1995 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.

На начало 1997 г. в России насчитывалось около 1 млн. малых предприятий, на которых работало более 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышает 15 млн. человек3.

Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

 

1.2 Понятие малого бизнеса

 

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:

- крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;

- среднее - от 100 до 500 человек;

- малое - до 100 человек.

В Российской Федерации эти критерий не одинаковы для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 14(см. приложение).

Малое предпринимательство почти всегда связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе.

Вместе с тем малое предпринимательство обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. Сегодня в мире насчитывается более 50 статических критериев5 отнесения предприятия к группе малых.

В самом общем виде их можно подразделить на:

Качественные критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.).

Количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.).

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии.

Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней.

Из критериев вытекают особенности малых предприятий и закономерности их развития6.

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

быстрое моральное устаревание технологий;

резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства, следует отнести:

изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (молодежи);

неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой:

усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;

радикальные организационно-технологические изменения, повлекшие за собой изменение соотношения крупного и мелкого производств;

усиление конкуренции между предприятиями и, как следствие, рост потребности в диверсифицированном производстве, в обновлении форм организации производства, сбыта и финансирования, в быстрой реакции и приспособлении к изменению конъюнктуры рынка и спроса;

появление глобальной конкуренции и значительные изменения в международном разделении труда, что усложняет и обостряет ситуацию на локальных рынках, побуждая предприятия искать новые возможности использования ресурсов;

возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;

государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.

В современной России, малый бизнес служит верным средством погашения последствий чрезмерного укрепления производства, которое было свойственно бывшему СССР. Внушительные, поражающие воображение, но крайне неповоротливые индустриальные гиганты, унаследованные нынешней Россией, не могут найти себе место в динамичной рыночной структуре. И пройдет еще немало лет, пока найдут, если это вообще произойдет. Между тем, при хорошей государственной организации дела, эти «заблудившиеся» огромные предприятия могут, войдя в плотный контакт с малым бизнесом, солидно ему помочь технологиями, оборудованием, материалами и кадрами.

В свою очередь и они получат выгоду:

Открытие многих новых дорог на рынок;

Создание благоприятной конъюнктуры.

Малый бизнес не требует особо больших вложений капитала и, как правило, обеспечивает высокую скорость его оборота и дает очень верные шансы на неплохую прибыль. Все это привлекает частных вкладчиков, включая и мелких, ищущих для своих очень скромных сбережений укрытия от инфляции. Становится ясно, что курс на развитие малого бизнеса - это не нечто «форс-мажорное» в экономической политике государства, а ее органическая составная часть, не мешающая, а, напротив, помогающая в реализации других ее частей и общей стабилизации экономики, а затем и ее постепенному подъему7.

Малые предприятия - это занятость района, это устойчивые налоговые поступления в местный бюджет, это покупательная способность населения.

Люди, которые работают на малом предприятии, получают стабильную хорошую зарплату, могут купить услуги, более дорогие товары, что, естественно, лучше стимулирует производство.

Малые предприниматели все менее зависят от государства и могут, расширяя сферу своей деятельности, уменьшить остроту безработицы8. В результате, малое предпринимательство может способствовать обеспечению, в определенной степени, экономической и политической стабильности в обществе.

Малые предприятия создаются именно «под рынок», они способны быстро перестраиваться в связи с изменением конъюнктуры, диверсифицировать свою деятельность, они не держат лишних работников, ими, в конце концов, управляют, как правило, наиболее экономически активные и способные люди, которых сегодняшняя жизнь «рекрутирует» из состава общества. Все это создает предпосылки, благоприятствующие развитию малого предпринимательства.

Информация о работе Современное состояние малого бизнеса в России