Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа
Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.
В реализованных программных мероприятиях приняло участие более 3000 предпринимателей, руководителей, специалистов малых предприятий и городской инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сформировано, эффективно работает и постоянно совершенствуется «единое образовательное поле», в рамках которого ведется подготовка кадров для малого бизнеса, в состав которого вошли 10 ведущих ВУЗов и учебных центров города. Использование механизма открытых конкурсов на проведение обучения предпринимателей обеспечило тщательный отбор на конкурсной основе лучших учебных программ.
На решение этой задачи должны быть направлены усилия Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска совместно с образовательными структурами города, инфраструктурой поддержки малого бизнеса общественностью в рамках реализации мероприятий настоящей программы.
В «Координационной образовательной программе по подготовке кадров для предпринимательских структур г. Иркутска на 2008-2012 годы», являющейся составной частью программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы», разработан комплекс конкретных мероприятий, реализация которых позволит структурировать процесс подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства. В состав мероприятий органично включены цикл круглых столов и семинаров, тематики которых определены, исходя из направлений развития малого бизнеса в России, регионе и городе, а также потребностей самих предпринимателей, которые были выявлены в процессе проведенных опросов.
Администрацией города Иркутска оказывается поддержка предпринимателям через предоставление образовательных, консалтинговых и других услуг, необходимых для развития малого бизнеса. Выбор организаций по предоставлению консалтинговых услуг проводится на конкурсной основе. Данный вид поддержки остается достаточно востребованным предпринимателями (за 2004 год - 1 полугодие 2007 года было проконсультировано на бесплатной основе более 7000 человек).
Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа малых предприятий к участию в конкурсах, проводимых администрацией города по размещению муниципального заказа. Необходимо отметить, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении муниципального заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем.
Прежде всего, это дает возможность, в пределах уже имеющихся бюджетных расходов, предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и прочее. Кроме того, муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, то есть его переходу из торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности.
Необходимость разработки программы на предстоящий период 2008-2012 гг. и решения задач по развитию предпринимательства именно программно-целевым методом обусловлено рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого предпринимательства и необходимостью его интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей для решения проблем предпринимателей;
имеющимся положительным опытом реализации предыдущих муниципальных целевых программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске».
Экономика страны и города находится на подъеме, улучшаются показатели социально-экономического развития, активно развивается предпринимательский сектор. В сложившихся условиях риски, связанные с использованием программных методов для решения проблемы, минимальны. Тем не менее, определенные трудности существуют, они представлены в таблице 4(см. приложение).
2.2 Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель:
Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске, способствующих:
устойчивому росту уровня социально-экономического развития города и благосостояния граждан;
формированию экономически активного среднего класса;
ускорению развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных для г. Иркутска сферах деятельности;
занятости и самозанятости населения.
Задачи:
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого предпринимательства;
организация эффективного взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создание условий для его дальнейшего развития;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМиСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава СМиСП;
совершенствование системы получения СМиСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития г. Иркутска;
содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства, обеспечению безопасности предпринимателей;
развитие системы финансовой и имущественной поддержки СМиСП.
содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
стимулирование межрегиональной и международной экономической активности малых предприятий г. Иркутска.
Период реализации программы - 2008-2012 годы.
Важнейшие целевые показатели, отражающие характер развития малого предпринимательства на территории г. Иркутска:
количество МП на 1000 жителей;
доля занятых на МП в общей численности занятых на малых предприятиях;
доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в собственных доходах бюджета города;
уровень среднемесячной заработной платы на МП;
удельный вес инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций по г. Иркутску;
удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП;
доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП по г. Иркутску.
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации программы представлены в таблице 5(см. приложение).
На реализацию мероприятий программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников, таблица 6(см. приложение).
Бюджетные источники: бюджет города Иркутска.
Иные источники:
средства организаций - соисполнителей программы;
собственные средства предпринимателей.
Реализация программных мероприятий будет достигнута путем заключения муниципальных контрактов, договоров и договоренности с исполнителями, соисполнителями мероприятий.
2.3 Оценка социально-экономической эффективности программы
В результате реализации мероприятий программы в последующей среднесрочной перспективе до 2012 года будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого предпринимательства в г. Иркутске25:
1). Показатели социально-экономической эффективности:
увеличение количества МП на 1000 жителей до 15;
увеличение доли занятых на МП в общей численности занятых на крупных, средних и малых предприятиях до 21%;
увеличение среднемесячной заработной платы на МП до 15000 руб.;
увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал МП в общем объеме инвестиций до 6%;
увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности МП до 32%;
доля отгруженной МП продукции, выполненной работы, оказанных услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг крупными, средними и МП до 48%.
2) Показатели бюджетной эффективности:
Увеличение доли налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города до 23-25%.
Достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства позволят получить качественные социальные результаты:
развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
гармонизацию общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;
насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятии;
укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
Заключение
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны, малый бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малого предпринимательства в нашей стране.
Несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной экономике и большой интерес к нему, не следует рассматривать как очередную компанию в системе антикризисных мер или, как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ведь именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного сектора и написания этой курсовой.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Список используемой литературы
Аносов К.Л.. Информация - основа бизнеса. //Экономика и жизнь.-1995 г.- №33 (стр.25)
Бовин С.А.. Риски, присущие бизнесу. //Бухгалтерский учет. - 1995 г. - №4 (стр.29-32)
Васильева К.В.. Необходимость роста на базе развития. //ЭКОНОМИСТ. 2008 г. - №2 (стр.20)
Виленский А.А.. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. - 2000 г. - №7 (стр.14)
Геронин Н.М.. Малый и средний бизнес учится. //Деловой мир. - 2003 г. - № 246 (стр.4)
Губанов С.И.. Оценка социально-экономической эффективности программы. //Экономика. - 2008 г. - №6 (стр.11)
Ерефеев Е.К.. Малый бизнес - большая государственная забота. //Санкт-Петербургские ведомости. - 20 декабря 2001 г. - №233 (стр.1)
Зубкова Т.В.. Кризис на малом предприятии. //Экономика и жизнь. - 2007 г. - №10 (стр.18)
Клеменко К.К.. Налоги и платежи. //Журнал для тех, кто ценит свое время. - 2005 г. - №11 (стр.91)
10) Котов В.И.. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (По материалам парламентских слушаний). Управление собственностью. - 2000 г. - №4 (стр.5)
11) Крутик А.Б., Геренбургов О.Д.. //Малое предпринимательство и бизнес- коммуникации. - 2000 г. - №2 (стр.17)
12) Носков Д.Л.. Малое предпринимательство. //ЭКОНОМИСТ. - 2006 г. - №12 (стр.85)
Информация о работе Современное состояние малого бизнеса в России