Современное состояние малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.

Файлы: 1 файл

598836.rtf

— 1.15 Мб (Скачать файл)

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России:

получила, наконец, законодательное оформление практика разработки и финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Подобные программы теперь разрабатываются ежегодно. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства рассматривается Государственной Думой до решения вопроса о ее бюджетном финансировании.

В целом, в результате реализации Федеральных программ поддержки малого предпринимательства, был заложен фундамент государственной поддержки малого предпринимательства21:

развивается нормативно-правовая база;

сформированы структуры управления и регулирования - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

создаются элементы инфраструктуры поддержки.

Приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:

расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;

использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;

формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;

использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении социальных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов»;

оказание коммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям.

Основные мероприятия данной программы содержат следующие направления:

нормативное обеспечение малого предпринимательства;

развитие прогрессивных финансовых технологий;

реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;

международное сотрудничество в данной сфере;

усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.

 

1.8 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства22

 

Малый бизнес в России, как самостоятельное социально-экономическое явление, существует уже свыше 15 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования и предоставления льгот по налогообложению.

Так, постановлением Правительства РФ от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

В апреле 1994 г. правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа Государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В июне 1995 г. был принят ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.

Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая база существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики.

 

Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в г. Иркутске

 

2.1 Характеристика проблемы23

 

Развитие малого предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Настоящая программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства к государственной политике развития малого предпринимательства, в связи с введением в действие с 1 января 2008 года нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В практической деятельности органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства можно выделить два основных направления:

защита интересов малого предпринимательства;

создание общих благоприятных условий для его развития.

Опыт реализации предыдущих Программ «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» показывает, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки.

Система комплексной поддержки малого предпринимательства на уровне местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:

необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития малого предпринимательства;

развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;

обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;

содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;

надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей; взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;

благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Создание комплексной системы развития малого предпринимательства задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу в частности.

Приоритетные направления поддержки малого бизнеса необходимо определять исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории г. Иркутска, финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития муниципального образования, определенных в Комплексной программе социально-экономического развития города Иркутска на период до 2020 года.

Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г. Иркутске за 2002-2006 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3(по данным Иркутскстата)(см. проиложение). При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в г. Иркутске, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:

недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;

административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);

нехватка квалифицированных кадров;

низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);

недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;

недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;

сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;

дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:

частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;

сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;

сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.

В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

проведение маркетинговых исследований;

информационное обеспечение;

консалтинговые услуги;

помощь в регистрации предприятий;

юридические услуги;

аудиторские услуги;

сдача в аренду (на льготных условиях) помещений;

содействие в получении инвестиций и кредитов;

предоставление оборудования в лизинг и др.

Однако, существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях.

Проводимая администрацией города Иркутска работа по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства была направлена в первую очередь на решение выше обозначенных проблем. В связи с чем основными направлениями в рамках реализации третьей программы «Поддержки и развития малого предпринимательства в г. Иркутске» (2004 год - 1 полугодие 2007 года) было решение вопросов:

дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и оказания консультационной помощи предпринимателям;

обучения и подготовки кадров;

проведения мониторинга деятельности малых предприятий в различных сферах;

информационного обеспечения (издание информационно-справочной литературы, проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов);

инвестиционно-финансовой поддержки СМП24 через механизм компенсации процентных ставок по банковским кредитам в рамках реализации программ кредитования малого бизнеса коммерческими банками, микрокредитования через Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области.

Информация о работе Современное состояние малого бизнеса в России