Современное состояние малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Как известно, предприятие - это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие - это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов, участвуют в реализации социальных программ.

Файлы: 1 файл

598836.rtf

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

1.3 Роль малого бизнеса в экономике России9

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Не редко, большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6, 5 млн. человек. Еще 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства.

Но, если вести сравнение с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы:

на Западе, на тысячу человек населения приходится 40-60 человек - малых предпринимателей, а у нас - всего 7;

доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Конкретно роль малого бизнеса в экономике России проявляется в том, что его развитие способствует:

созданию новых рабочих мест;

внедрению новых товаров и услуг;

удовлетворению нужд крупных предприятий;

обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов.

Количество малых предприятий в России и распределение их по отраслям экономики можно проследить в таблице 2(см. приложение).

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

 

1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса

 

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает10.

Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать, как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная, в то же время, с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками, для малого коллектива, характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости, дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки11.

Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания. Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

1.5 Условия и факторы развития малого бизнеса в России

 

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика, в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой12 известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, оборудования, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются13:

политическая обстановка в обществе;

состояние экономики страны;

политика государства в области экономики;

меры поддержки малого бизнеса;

правовое обеспечение малого бизнеса;

налоговая политика;

финансово-кредитная политика;

уровень жизни населения;

цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время, в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

До тех пор, пока государство (всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами) не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере, или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

Для малых предпринимателей должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Также необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства14.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала15. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

1.6 Проблемы становления малого бизнеса в России

 

В малом бизнесе не все так гладко, как хотелось бы. Ведь у каждого течения есть свои подводные камни, вот и развитие малого бизнеса сдерживают ряд факторов16:

Чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами;

Слабая материально-техническая база: нехватка или недопустимость помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса;

Несовершенная законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Проблема в том, что:

нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий

имеющиеся разрозненные установления, претворяются в жизнь далеко не полностью;

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению;

Проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала;

Нехватка квалифицированных кадров;

Финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии.

Основную роль в финансовой поддержке предпринимательства призвана сыграть налоговая политика17. Система налогообложения должна стимулировать повышение технического уровня предприятий, насыщение потребительского рынка, развитие производств, использующих вторичные ресурсы и тем самым способствующих оздоровлению окружающей среды.

В регионах с избыточными трудовыми ресурсами целесообразно стимулировать налоговыми льготами развитие предпринимательства, поглощающего свободную рабочую силу. Сегодня фактически идет откровенное подавление малого бизнеса. Падение малых предприятий идет в результате налогообложения, не позволяющего во всем объеме реализовать свой доход. Из этого следует то, что наиболее работоспособная деловая часть идет в основном в теневой оборот. По некоторым оценкам, эффективные предприниматели, как правило, 90% оборота держат в тени. В социальном плане они становятся финансовой основой криминального мира. Ведущую роль в развитии малого предпринимательства предстоит сыграть регионам, ведь укрепление этого сектора будет способствовать не только росту доходов местного бюджета, но и улучшению социальных условий жизни населения и оздоровлению окружающей среды. Финансовая поддержка частного, особенно малого предпринимательства, должна стать задачей региональных фондов, учредителями которых наряду с местными органами власти могут выступать все заинтересованные предприятия и организации, расположенные в регионе и за его пределами. Фонды будут участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществлять финансовую, материально-техническую, организационно-методическую поддержку хозяйствующих субъектов, вступающих на монополизированные прежде рынки товаров и услуг, участвовать в привлечении отечественных и иностранных инвестиций и кредитов.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки18. Как правило, любая проблема, сопряженная с малым бизнесом, нуждается в государственной поддержке. Но слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из, сковывающего ее, затяжного экономического кризиса.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины19:

44% опрошенных, главной причиной называют некомпетентность;

17% - отсутствие управленческого опыта;

16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% - отсутствие опыта работы в отрасли;

1% - небрежность в ведении дел;

1% - мошенничество или бедствие;

6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют образование, соответствующее данной сфере деятельности.

Анализируя вышеприведенные проблемы, можно прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо понять, что такое государственное регулирование и как с его помощью можно решать данные проблемы.

 

1.7 Государственная политика в области малого предпринимательства

 

Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и, ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов20.

С точки зрения Государства:

«Малое предпринимательство - всего лишь один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. это инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным».

Информация о работе Современное состояние малого бизнеса в России