Современные подходы к управлению производством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современных подходов к управлению производством продукции на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- исследовать системы управления производством продукции на предприятиях;
- изучить управление производством продукции УП «Минский хладокомбинат № 2»;
- исследовать пути совершенствования организации производственного процесса;
Объект исследования — УП «Минский хладокомбинат № 2»

Файлы: 1 файл

Современные подходы к управлению производством продукции на предприятии .docx

— 487.76 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития систем управления производством на промышленных предприятиях, работающих в условиях жесткой конкуренции с .целью эффективного использования производственного потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами.

Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия невозможно без применения прогрессивных технологий оперативного управления производством. Система оперативного управления производством обеспечивает достижение важнейших целей по изготовлению и поставкам продукции с учетом ее номенклатуры и качества, рационального использования ресурсов, что является основой конкурентоспособности предприятия.

Усиление рыночных требований потребителей к качеству промышленной продукции, рост конкуренции между производителями, внедрение информационных систем в инфраструктуру менеджмента промышленных предприятий приводят к перестройке технологии оперативного управления производством. В связи с этим необходимо рассматривать систему оперативного управления производством с позиции обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия.

Использование традиционных технологий в управлении производством, низкий конкурентный статус отечественной промышленной продукции, отставание от зарубежных стран в вопросах организации оперативного управления производством, вызывает необходимость обобщения опыта и проведения комплексных научных исследований в области организации системы оперативного управления производством.

Развитие методических и организационных положений формирования эффективной системы управления производством, влияющей на конкурентоспособность промышленного предприятия, является одной из приоритетных задач в работе производственного менеджмента. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы работы.

Целью работы является изучение современных подходов к управлению производством продукции на предприятии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- исследовать  системы управления производством продукции на предприятиях;

- изучить управление производством  продукции УП «Минский хладокомбинат  № 2»;

- исследовать пути совершенствования  организации производственного  процесса;

Объект исследования — УП «Минский хладокомбинат № 2»

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления производством на промышленном предприятии.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления производством.

В ходе исследования использованы методы менеджмента, системного, структурного, логического и сравнительного анализа.

 

 

 

1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1. Цели и функции управления производством

 

Управление производством это часть организационной структуры предприятия, отвечающая за планирование и координацию использования ресурсов предприятия в процессе преобразования вложений в конечный продукт. Функция производства одна из трех основных (первичных) функций любого предприятия; две другие первичные функции это маркетинг/сбыт и финансы. 

Производственная функция присутствует в работе любого предприятия: как промышленного, так и относящегося к сфере обслуживания.   Производственные решения включают в себя решения по разработке и решения по эксплуатации системы. Вопросы разработки охватывают планирование производственных мощностей, дизайн продукта, разработку рабочего процесса, размещение оборудования, определение места под производство. Вопросы эксплуатации включают гарантию качества, составление рабочего графика, управление ресурсами и запасами производства, руководство проектом.

Главные цели управления производством взаимосвязаны и взаимозависимы [18, c. 122]:

- увеличение прибыли организации;

- сокращение всех видов затрат на производство продукции и услуг;

- рациональное использование ресурсов (в том числе природных);

- повышение конкурентоспособности;

- фокусирование внимания на нуждах потребителя, чтобы получить известность на рынке в качестве лучшего производителя;

- лидерство в освоении новой техники и технологии для дальнейшего развития производства;

- достижение известности в своей области деятельности, чтобы иметь возможность привлекать в штат лучших специалистов.

На базе перечисленных основных целей организации формируются две главные цели управления производством [11, c. 45]:

- удовлетворение потребительского спроса;

- эффективная переработка ресурсов.

Суть цели «удовлетворение потребительского спроса» состоит в том, что производство должно иметь на выходе некий товар, удовлетворяющий потребителя. Однако это не единственное требование. Потребитель должен быть удовлетворен также ценой товара и временем его предоставления.

Обычно организация не ставит перед собой задачу добиться максимального результата по всем трем направлениям. Усилия сосредоточиваются на каком-либо одном из них. Это отличает данную организацию от других, работающих в том же сегменте рынка, и определяет специфику ее управления производством.

Рассмотрим три возможных случая:

1. Организация удовлетворяет спрос  на обычный товар. Менеджмент здесь ориентирован на сокращение производственных издержек и цены на товар. Только так можно удержаться на этом рынке.

2. Организация создает "инновационный" товар. Такие продукты представляют  собой последнее слово техники  или моды, спрос на них трудно  предсказать. Добиться конкурентного  преимущества в этой сфере  можно лишь, когда менеджмент  нацелен на максимально быстрое  создание, освоение производства  и выпуск на рынок такого  товара. В качестве компенсации  за риск и краткость существования  инновационного товара его производитель  получает относительную свободу  от конкуренции и в итоге  — возможность добиться высокой  рентабельности.

3. Практика показывает, что конкурентное  преимущество имеют те организации, которые создают товары, соответствующие  определенной потребности каждого  покупателя, а не абстрактным  требованиям обобщенного рынка. Способность производителей совмещать  индивидуальные покупательские  предпочтения с производством  соответствующих товаров и адекватной  системой менеджмента является  решающим фактором. Таким образом, главной задачей должно быть привлечение и удержание каждого покупателя, при условии сохранения необходимого соотношения цена-качество.

Другая, цель «эффективная переработка ресурсов» производственного менеджмента — эффективная переработка ресурсов, поступающих «на вход» производственного процесса. Многие организации потерпели на рынке крах, несмотря на наличие вполне удовлетворенных покупателей, только из-за того, что не сумели наладить рациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существуют разные подходы и методы применительно к оптимизации использования материалов, оборудования и труда на предприятиях, однако во всех случаях добиться сбалансированного и экономного использования ресурсов — это задача производственного менеджмента. Ее решение можно считать непростым делом. Обычно предприятия решают эту проблему следующим образом: они оптимизируют использование какого-либо одного ресурса, идя на определенные уступки по двум другим [16, c. 122].

А нет ли между этими целями противоречия?

Действительно, налицо две цели управления производством: максимизация «выхода» производственного процесса и минимизация «входа». Двойственность целей порождает конфликт между ними, и часто улучшение достижения одной из них приводит к ухудшению достижения другой. Все решения производственного менеджмента должны приниматься исходя из наличия двух конфликтующих целей и необходимости достижения баланса между ними [3, c. 64]. Задача усложняется еще и тем, что внутри каждой из целей существует своя конфликтная ситуация между путями ее достижения.

Таким образом можно говорить об эффективности производственного менеджмента или эффективности управления производством, как об отношении количественно измеренного «выхода» производственной системы к количественно измеренному ее «входу».

Функции управления производством можно разделить на две группы: создание производственных процессов и обеспечение их функционирования.

Различие состоит в том, что решения, направленные на создание, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро. Это позволяет говорить о разделении функций производственного менеджмента соответственно на стратегические и тактические.

В чем суть стратегических функций управления производством?

Стратегические функции управления производством включают [6, c. 45]:

1) стратегию товара, определяющую  выбор новых товаров и модернизацию  уже производящихся. Эта стратегия  неразрывно связана с анализом  жизненного цикла товаров, с проведением  маркетинговых исследований;

2) стратегию процесса, определяющую  выбор способов производства  товаров и обоснование производственной  мощности. Под способом производства  здесь понимается совокупность  средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством;

3) стратегию размещения новых  производств в других регионах аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети;

4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру  предприятия, выбор форм и методов  организации работ внутри предприятия, построение рабочих участков  и обеспечение их ресурсами;

5) стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации  и методы технического, транспортного  и складского обслуживания предприятия;

6) стратегию качества.

Тактические функции управления производством включают:

1) тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый  атрибут любой производственной  системы, а управление ими —  как элемент управления материальными  потоками в производстве;

2) тактику «точно в срок», показывающую  пути минимизации запасов и  возможности работать вообще  без них;

3) тактику расчета потребности  в компонентах изделий, определяющую  систему планирования на предприятии  в условиях рыночного спроса;

4) тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному  планированию темпов производства  в среднесрочном периоде с  учетом меняющегося рыночного  спроса;

5) тактику составления производственных  расписаний на уровне исполнителей  с учетом степени загруженности  производственных участков.

Таким образом, производство представляет собой один из наиболее сложных процессов на предприятии. Организация и управление производством тесно связано с управлением закупками, продажами, основными средствами, персоналом, финансами.

 

1.2. Производственная структура предприятия

 

Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.

Основное производство, часть производств. процесса предприятия, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию. Осуществляется в основных цехах. Характер и структура Основное производство зависят от особенностей выпускаемой продукции, типа производства и применяемой технологии. В машиностроении, например, к Основное производство относят заготовительные (литейные, кузнечные, прессовые), обрабатывающие (механическая, штамповочно-механическая) и сборочные цехи; в металлургии — выплавку чугуна в доменных печах, стали в сталеплавильных агрегатах, изготовление готового проката на прокатных станах; в текстильном производстве — прядильные и ткацко-отделочные отделения.

Основное производство может быть синтетическим, где из многих видов сырья создаётся один или несколько видов изделий (автомобили, обувь и т.д.); аналитическим — получение из одного вида сырья разнообразных видов продукции (в коксохимии, на мясокомбинатах и т.д.); в виде прямых процессов, характерных для добывающих отраслей и некоторых одностадийных производств, где из одного вида материалов создаётся один готовый продукт (кирпич, цемент и т.д.). Основное производство бывает непрерывным (химия, металлургия) или прерывным (машиностроение, деревообработка, лёгкая промышленность), агрегатным или узкоспециализированным.

Информация о работе Современные подходы к управлению производством продукции на предприятии