Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение на практике методов определения и улучшения качества изготавливаемой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
изучить теоретический материал по управлению качеством на предприятии;
провести анализ управления качеством на заводе «Электородеталь»;
предложить пути улучшения качества продукции для данного предприятия.
В ходе курсовой работы должен быть всесторонне изучен теоретический материал и проверен на практике. Объектом изучения является ФГУП завод «Электродеталь».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Содержание комплексной системы управления качеством продукции 8
1.3. ИСО 9000- стандарты качества 12
1.4. Системы управления производством 18
1.5. Понятие и основы шестисигмовой концепции 21
1.6. Оценка уровня качества продукции 25
2. Изучение качества продукции завода ФГУП «Электродеталь» 29
2.1 Характеристика ФГУП завода «Электродеталь» 29
2.2. Политика в области качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» на 2001-2006 г.г. 31
2.3. Положение о службе контроля качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» 32
2.4. Предъявление продукции ОТК и выявление брака 33
2.5. Анализ брака и потерь от брака 34
3. Методы улучшения качества изготавливаемой продукции на заводе «Электродеталь» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 47
- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
- планирование повышения качества продукции;
- нормирование требований к качеству продукции;
- аттестация продукции;
- организация разработки и постановки новой продукции на производство;
- организация технологической подготовки производства;
- организация метрологического обеспечения;
- организация материально-технического обеспечения;
- специальная подготовка и обучение кадров;
- обеспечение стабильности
запланированного уровня
- стимулирование повышения качества продукции;
- ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции;
- государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий и состоянием средств измерений;
- правовое обеспечение управления качеством продукции;
- информационное обеспечение системы.
В зависимости от организационной
структуры предприятия и
Структура КС УКП, как
было сказано, предусматривает многоуровневую
организацию управления: на уровне
объединения (предприятия), цеха, участка,
бригады, отдельного рабочего места. Управление
качеством продукции осуществля
КС УКП - это первая система управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты предприятия (СТП). Это позволило всю работу, проводимую на предприятии по управлению качеством продукции, поднять на новую организационную ступень.
Стандарты предприятия регламентируют, а точнее сказать, организовывают проведение организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, устанавливают порядок действий и ответственность каждого исполнителя в работе по достижению высокого технического уровня, надежности и долговечности продукции. Стандарты предприятий дают возможность с большей эффективностью использовать материальные и трудовые ресурсы, своевременно сосредоточивать внимание рабочих и инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства.
Было предусмотрено, что комплекс СТП систематически пересматривается с учетом передового опыта, достижений научно-технического прогресса и исходя из задач повышения качества продукции на очередной плановый период.
Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176).
В соответствии с нормами,
принятыми в большинстве
Помимо сертификации продукта (испытания типовых образцов в завершающей стадии разработки продукции) глобальная концепция ЕС предписывает применение системы менеджмента качества как гарантии стабильности качества произведенных продуктов. Чтобы создать по возможности надежную систему качества, был разработан комплекс стандартов, описывающий состав и структуру системы, требования к ее элементам - так называемые нормы семейства ИСО 9000. Изначально семейство ИСО 9000 включало:
Разработка единой системы
менеджмента качества, как в регулируемой,
так и в нерегулируемой государственным
законодательством областях производства
продукции способствует еще и
тому, чтобы сократить общее
Важным в рамках проведения мероприятий по созданию доверия является проверка (сертификация) систем менеджмента качества независимым третьим лицом. Это требование для регулируемой законодательством области производства (производства лекарств, сосудов высокого давления, компонентов для ядерной энергетики и других продуктов, для которых требования безопасности важны в особенной степени) выдвигается в качестве обязательного.
Прежде чем продукт, который был изготовлен по европейским нормам, будет передан в сферу обращения, предприятием - поставщиком должно быть приведено доказательство о том, что данный продукт соответствует основным требованиям такой нормы. При этом само доказательство может выглядеть по-разному, так как выбор необходимого метода оценки соответствия по отношению к норме по возможности осуществляют сами предприятия - поставщики.
Для приведения доказательств ЕС разработало так называемую модульную концепцию, причем изготовитель продукции в определенной степени свободен в выборе различных модулей и в работе по модульному принципу, для получения аналогичного или даже идентичного результата. Модульная концепция является средством обеспечения более гибкой адаптации процесса оценки соответствия продуктов производственному процессу в целом. При этом может быть достигнута желаемая техническая цель, т.е. предприятию не нужно подробно излагать (предписывать) метод по оценке соответствия. Модульная концепция подразделяет метод оценки соответствия на ряд различных мероприятий, а именно:
служба, которая производит оценку (сам изготовитель, независимая инстанция - зарегистрированный, аккредитованный орган по сертификации). В соответствии с нормами, принятыми в большинстве промышленно развитых стран, - Европейским сообществом, США, Канадой и др., - предприятие - поставщик продукции должно приложить усилия по созданию отношений доверия между ним и потребителем для осуществления поставок качественных изделий. Задача по созданию отношения доверия должна рассматриваться предприятием - поставщиком как средство по повышению качества и признания своих продуктов. В частности, именно такой подход был положен в основу принятого Европейским сообществом документа – Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке. Глобальная концепция опирается в основном на три момента:
Помимо сертификации продукта (испытания типовых образцов в завершающей стадии разработки продукции) глобальная концепция ЕС предписывает применение системы менеджмента качества как гарантии стабильности качества произведенных продуктов. Чтобы создать по возможности надежную систему качества, был разработан комплекс стандартов, описывающий состав и структуру системы, требования к ее элементам - так называемые нормы семейства ИСО 9000. В настоящее время семейство ИСО 9000 включает:
Разработка единой системы менеджмента качества, как в регулируемой, так и в нерегулируемой государственным законодательством областях производства продукции способствует еще и тому, чтобы сократить общее количество (и весьма значительное) различных стандартов предписаний, положений и других документов, часто противоречивых, которые производитель должен выполнять и которые, в силу их числа и противоречивости, он часто не в состоянии выполнить. В таблице 1 представлена документация системы качества.
Таблица 1 - Документация системы качества.
Охватывает |
Распределение |
Документы |
Описание |
В открытой части – все работники предприятия и возможные клиенты. В закрытой части – высшее руководство фирмы. |
ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ |
Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы по выполнению политики качества. Содержит маркетинговое ноу-хау фирмы | |
Все Предприятие |
ВНУТРЕННЕЕ: Руководство предприятия, начальники подразделений; ВНЕШНЕЕ: При абсолютной необходимости |
РУКОВОДСТВО (СПРАВОЧНИК) ПО КАЧЕСТВУ |
Принципы обеспечения качества, оргструктура и порядок работы, охватывающие предприятие взаимосвязи, обязанности, компетенции. Содержит организационное ноу-хау предприятия, указания на методологические и рабочие инструкции. |
Подразделения, отделы |
Исключительно внутреннее по отделам |
МЕТОДОЛО-ГИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ |
Подробное описание частичных областей. Содержит организационное и техническое ноу-хау предприятия |
Отдельные виды деятельности |
Исключительно по рабочим местам |
РАБОЧИЕ ИНСТРУКЦИИ |
Подробное описание технологии обеспечения качества на рабочих местах. Содержит техническое ноу-хау предприятия |
ТИПОВЫЕ СПЕЦИФИКАЦИИ СПЕЦИФИКАЦИИ ПОСТАВЩИКОВ |
Передается исполнителю заказа. Содержит техническое ноу-хау предприятия |
Окончательная редакция новых стандартов серии 9000 была опубликована в ноябре 2000 г. Их стало всего четыре вместо действующих сейчас двадцати четырех:
• ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
• ИСО 9001. Системы менеджмента качества. Требования.
• ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.
• ИСО 10011. Руководство по аудитам системы качества.
Единственным стандартом,
предназначенным для
Особое значение новому изданию придают те предприятия, которые разрабатывали(ют) и создавали (ют) системы менеджмента качества, опираясь на соответствующие модели, входящие в состав предыдущей редакции стандартов ИСО серии 9000 (ИСО 9001:1994, 9002:1994 и 9003:1994).
Важно отличать схемы, повторяющие без изменений семейство ИСО 9000, от схем, включающих локализованные версии этих международных стандартов. Если серия ИСО 9000 явилась лишь ядром для размножения локализованных стандартов, извлечённых из ИСО, но отличающихся от них по содержанию и структуре, то это ограничивает тенденцию стандартизации во всём мире из-за размножения (увеличения количества) несовместимых стандартов и несовместимых требований.
Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду:
Общность и универсальность стандартов ИСО заключается в том, что модели Обеспечения Качества не были разработаны для какой-либо специфической области - они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.
TQM.- totaly quality management.
- quality - качество, свойство;
- merchantable - quality - качество, пригодное для торговли;