Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение на практике методов определения и улучшения качества изготавливаемой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
изучить теоретический материал по управлению качеством на предприятии;
провести анализ управления качеством на заводе «Электородеталь»;
предложить пути улучшения качества продукции для данного предприятия.
В ходе курсовой работы должен быть всесторонне изучен теоретический материал и проверен на практике. Объектом изучения является ФГУП завод «Электродеталь».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Содержание комплексной системы управления качеством продукции 8
1.3. ИСО 9000- стандарты качества 12
1.4. Системы управления производством 18
1.5. Понятие и основы шестисигмовой концепции 21
1.6. Оценка уровня качества продукции 25
2. Изучение качества продукции завода ФГУП «Электродеталь» 29
2.1 Характеристика ФГУП завода «Электродеталь» 29
2.2. Политика в области качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» на 2001-2006 г.г. 31
2.3. Положение о службе контроля качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» 32
2.4. Предъявление продукции ОТК и выявление брака 33
2.5. Анализ брака и потерь от брака 34
3. Методы улучшения качества изготавливаемой продукции на заводе «Электродеталь» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 47
Таблица 3 - Замок ВС-1
№ |
Показатель, ден.ед. |
Предыдущий год |
Отчетный год |
1 |
Себестоимость окончательного брака |
358015 |
494614 |
2 |
Расходы по исправлению брака |
3850 |
672 |
3 |
Абсолютный размер брака |
361865 |
495286 |
4 |
Стоимость брака по цене использования |
1800 |
500 |
5 |
Суммы, удержанные с лиц-виновников брака |
- |
440 |
6 |
Суммы, взысканные с поставщиков |
- |
- |
7 |
Абсолютный размер потерь от брака |
360065 |
494346 |
8 |
Валовая продукция по производственной себестоимости |
1669668 |
1760500 |
9 |
Относительный размер брака |
21,67 |
28,13 |
10 |
Относительный размер потерь от брака |
21,56 |
28,08 |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что абсолютный размер потерь от брака повысился на 134,281 тыс.ден.ед. (494346-360065=134,281) или на 72,84% ( =72,84). Относительный размер потерь от брака повысился на 6,43% (28,08-21,56=6,43).
Определим стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Dq ). Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1Рпл) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости (dо.б). Получим формулу: Dq = q1Рпл * dо.б. . В данном случае q1Рпл = 2000350. Тогда получим: Dq = 2000350* 400070 тыс.ден.ед.
Таблица 4 - Тип А
№ |
Показатель, ден.ед. |
Предыдущий год |
Отчетный год |
1 |
Себестоимость окончательного брака |
362850 |
104426 |
2 |
Расходы по исправлению брака |
2948 |
3418 |
3 |
Абсолютный размер брака |
365798 |
107844 |
4 |
Стоимость брака по цене использования |
1500 |
2000 |
5 |
Суммы, удержанные с лиц-виновников брака |
- |
350 |
6 |
Суммы, взысканные с поставщиков |
- |
- |
7 |
Абсолютный размер потерь от брака |
364298 |
105494 |
8 |
Валовая продукция по производственной себестоимости |
1380000 |
1500300 |
9 |
Относительный размер брака |
26,51 |
7,19 |
10 |
Относительный размер потерь от брака |
26,39 |
7,03 |
По данным таблицы 2 можно определить, что абсолютный размер потерь от брака в отчетном году снизился на 258804 тыс.ден.ед. (365299-105494=258804) или на28,96% ( ), абсолютный размер брака снизился на 254954 тыс.ден.ед. (365798-107844=254954) или на 29,48% ( ),относительный размер брака снизился на 19,32% (26,51-7,19=19,32), относительный размер потерь от брака снизился 19,36% (26,39-7,03=19,36).
Рассчитаем стоимость годной продукции, которая могла ба быть при отсутствии брака. q1Рпл=1958960 ден.ед. Dq = q1Рпл * dо.б =1958960* 470150,4 ден.ед.
Таблица 5 - РПМ
№ |
Показатель, ден.ед. |
Предыдущий год |
Отчетный год |
1 |
Себестоимость окончательного брака |
927302 |
886810 |
2 |
Расходы по исправлению брака |
16747 |
12580 |
3 |
Абсолютный размер брака |
910550 |
874230 |
4 |
Стоимость брака по цене использования |
8000 |
9500 |
5 |
Суммы, удержанные с лиц-виновников брака |
- |
326 |
6 |
Суммы, взысканные с поставщиков |
- |
- |
7 |
Абсолютный размер потерь от брака |
902550 |
864404 |
8 |
Валовая продукция по производственной себестоимости |
1857320 |
1900060 |
9 |
Относительный размер брака |
49,02 |
46,01 |
10 |
Относительный размер потерь от брака |
48,59 |
45,49 |
Исходя из данных таблицы 3 делаем вывод: абсолютный размер брака снизился на 36320 ден.ед. (910550-874230=36320) или на 96,01% ( ), абсолютный размер потерь от брака снизился на 38146 ден.ед. (902550-864404=38146) или на 95,77% ( ), относительный размер брака снизился на 3,01% (49,02-46,01=3,01), относительный размер потерь от брака снизился на 3,1% (48,59-45,49=3,1).
Рассчитаем стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака. q1Рпл= 2115020 ден.ед. Dq = q1Рпл * dо.б=2115020* 1004658,43 ден.ед.
Таким образом, исходя из расчетов, проведенных в таблицах 1-3, можно сделать вывод, что брак повысился только на изделие «Замок ВС-1» и снизился на изделия «Тип А» и «РПМ». И поэтому, делая вывод видно, что предприятие функционирует хорошо, но необходимо принять меры по повышению качества на изделие «Замок ВС-1».
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.
В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон. Проблема повышения качества продукции на заводе «Электородеталь» разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции. При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.
В результате оценки качества продукции на предприятии могут быть приняты следующие решения:
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии завода «Электродеталь». Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Улучшить качество можно путем повышения одного, нескольких или всей совокупности потребительских свойств, что и обеспечивает более высокий уровень качества всей продукции по сравнению с ранее выпускавшейся. Например, могут быть улучшены функциональное назначение, надежность, эргономические или эстетические свойства. При этом возрастают затраты на производство и ее себестоимость, а следовательно, и цена. Товары улучшенного качества, особенно если повышается технический уровень качества, всегда имеют более высокие цены, поэтому необходимо обеспечить предоставление скидок при определенных условиях продажи, продажи в кредит и т.д.
Для успешной реализации товаров необходима и информационная поддержка через средства массовой информации. Необходимо улучшить и качество самой рекламы (увеличить её информативность, привлекательность). Товары улучшенного качества должны иметь и соответствующую упаковку.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке
Предлагается для улучшения качества продукции на заводе «Электродеталь» использовать 10 этапов по Джозефу М. Джурану:
Использование этапов, предложенных Джозефом М. Джураном поможет мотивировать сотрудников на более добросовестную работу, что в свою очередь отражается на улучшении качества продукции.
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Также предприятию необходимо изучать факторы качества:
семь успешных факторов качества:
Знание этих факторов поможет вести наблюдения за процессом формирования качества и предприятие сможет вовремя внести изменения ,необходимые для улучшения качества продукции.
При разработке стратегии повышения качества товара заводу «Электродеталь» следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. На заводе необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.
Таким образом можно заключить, что улучшение качества продукции – это мероприятие, предпринимаемое на предприятии с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для предпринимателя, так и для потребителя.
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.