Стандарты и системы качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение на практике методов определения и улучшения качества изготавливаемой продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:
изучить теоретический материал по управлению качеством на предприятии;
провести анализ управления качеством на заводе «Электородеталь»;
предложить пути улучшения качества продукции для данного предприятия.
В ходе курсовой работы должен быть всесторонне изучен теоретический материал и проверен на практике. Объектом изучения является ФГУП завод «Электродеталь».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Содержание комплексной системы управления качеством продукции 8
1.3. ИСО 9000- стандарты качества 12
1.4. Системы управления производством 18
1.5. Понятие и основы шестисигмовой концепции 21
1.6. Оценка уровня качества продукции 25
2. Изучение качества продукции завода ФГУП «Электродеталь» 29
2.1 Характеристика ФГУП завода «Электродеталь» 29
2.2. Политика в области качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» на 2001-2006 г.г. 31
2.3. Положение о службе контроля качества ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» 32
2.4. Предъявление продукции ОТК и выявление брака 33
2.5. Анализ брака и потерь от брака 34
3. Методы улучшения качества изготавливаемой продукции на заводе «Электродеталь» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

- quality production - производство высококачественной продукции.

Тотальный [фр. total < лат. totalis, весь, полный, целый] - полный, всеохватывающий, всеобъемлющий.

Менеджмент   [<англ.  management  -  управление,  заведывание, организация] - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

TQM - это полная, всеохватывающая, всеобъемлющая, т.е. комплексная система управления производством продукции, такого качества, что она пригодна для торговли.

Основная идея TQM, заключается в углублении, разработке инструментария, его шлифовке, в дополнении новыми методами сложившихся подходов к разработке систем качества и повышению их эффективности.

Назовем некоторые из них:

- углубленная дифференциация, детализация характера потребностей и запросов потребителя и характера взаимоотношений с ним товаропроизводителя;

- моделирование взаимосвязей, взаимодействий, процессов обеспечения и улучшения качества;

- углубление понятий качества процессов и более четкое описание их особенностей;

  • установление функциональных зависимостей между качеством процессов и их результатами;
  • анализ и структурирование действий в системе улучшения качества, по реализации нововведений.

TQM - эволюционную систему  концепций и практического опыта  для создания высококачественных  продуктов и услуг для удовлетворения возросших потребностей покупателя в быстро меняющемся мире. Ключевыми словами в этом описании являются “эволюционная” и “быстро меняющийся”. В литературе часто TQM описывают  как явление, которое эффективно применяется на практике сегодня, но то, что работает сегодня, вероятно будет недостаточно для завтрашнего дня.

TQM организован согласно 4 концепциям - четырем революциями в мышлении менеджмента, которые оказались существенными для успешной реализации управлением качеством сегодня. В центре их внимания - покупатели, непрерывное усовершенствование, всеобщее участие и общественные сети. Сосредоточиваясь на покупателях, компания сохраняет внимание к тем, чьи изменяющиеся потребности определяют критерий успеха компании. Непрерывное усовершенствование обеспечивает идею учебного цикла. Всеобщее участие признает современную реальность, что каждый в компании является кровно заинтересованным в компании, и что участие и мастерство каждого необходимы для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. Общественные сети обеспечивают поддерживающую культуру и средство приобретения быстрого практического опыта и усовершенствования в реализации методов качества.

В некоторой литературе можно встретить описание четырех  революций TQM как учебной системы, особо выделяя способности к развитию. Эти четыре революции относятся не только к тому способу, с помощью которого компания реализует свои деловые процессы и развивает человеческие способности своих служащих. Они также применяются к эволюции самого TQM. TQM должен развиваться в направлениях, которые удовлетворяют изменяющимся потребностям его заказчиков - компаний, посредников компаний (служащих, инвесторов, поставщиков), заказчиков компании и общества в целом. TQM должен непрерывно усовершенствоваться и развиваться. Необходимо широкое участие в эволюции TQM. Все элементы общества должны работать вместе для быстрой и эффективной эволюции TQM.

Манчестерская школа  бизнеса провела на национальном уровне независимый опрос с целью  разобраться, почему организации прибегают к стандартам качества (или решают не делать этого) и какое воздействие это оказывает на их бизнес, т.е. оправдывают ли себя эти стандарты. В результате было установлено, что преимущества, получаемые предприятиями в результате сертификации систем качества на соответствие международным стандартам, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние.

 Внутренние – это улучшение административного управления и быстрое устранение возникающих проблем. Внешние – эффективное использование маркетинга как фактора улучшения сервиса потребителей и повышения их удовлетворенности, а также улучшения положения предприятия на рынке.

В рамках TQM предприятия разрабатывают и внедряют в деятельность различные системы и принципы, направленные на повышения качества продукции и уменьшения затрат на ее производство. Приведем пример одной из таких систем.

 

 

 

1.5. Понятие и основы  шестисигмовой концепции

 

Ричард Томкинс в  статье, опубликованной в журнале Financial Times, определяет шестисигмовую инициативу как "программу, нацеленную на практически полное исключение дефектов из продукции, процесса или действия". Концепция "шести сигм" была разработана и получила известность после ее внедрения на фирме Motorola, которая поставила для себя задачу снижения дефектности при производстве  электронных компонент.

Использование методики "шести  сигм" в качестве измерительного инструмента означает наличие не более 3,4 дефекта на миллион возможностей в любом процессе, продукции или услуге.

Число 3,4 достигается при предположении, что допустимые техническими условиями ограничения находятся в пределах 6 стандартных отклонений от заданного значения, при этом среднее значение показателя может сдвигаться в пределах 1,5 стандартного отклонения до того, как нужно будет предпринимать усилия по дополнительному управлению процессом. Этот результат получается в итоге интегрирования с одной стороны под кривой нормального распределения за пределами 4,5 стандартных отклонений, что и дает площадь около 3,4 на 1000000.

Гораздо более важным, чем чисто  техническое определение концепции "шести сигм", является понимание ее как упорядоченный количественный подход по улучшению механизма оценки производственной деятельности, процесса оказания услуг или финансовых процессов. Этот подход позволяет управлять в целом процессом отбора нужных процессов, основываясь на их способности улучшить показатели деятельности, а также определять и обучать тех сотрудников, от которых зависят результаты бизнес-деятельности.

Проекты по улучшению деятельности строятся на процессе MAIC, охватывающем 4 фазы или этапа: измерение, анализ, улучшение и контроль (MAIC — Measure, Analyze, Improve, Control). Иногда к этим фазам добавляется предварительный шаг, связанный с отбором проекта и определением сути проблемы.

Целями данных фаз является:

На фазе "ИЗМЕРЕНИЕ" — выбор на основе соответствующей исходной информации от потребителей тех показателей , которые должны быть улучшены, и обеспечение уверенности в том, что эти показатели являются количественными и могут быть точно измерены. Определение того, что является неприемлемым или дефектом. Сбор предварительной информации для оценки текущей деятельности.

На фазе "АНАЛИЗ" — анализ предварительных данных для документального закрепления показателей текущей деятельности или определения исходной способности (возможностей) процесса. Начало выявления коренных причин де-

фектов  и степени их влияния.

На фазе "УЛУЧШЕНИЕ" — определение того, как воздействовать на процесс с целью существенного снижения дефектов. Для этого, возможно, потребуется несколько циклов улучшений.

На фазе "КОНТРОЛЬ" — после того, как запланированные улучшения осуществлены, надо применить подход, обеспечивающий уверенность в том, что улучшения закреплены, если даже нет необходимости сосредотачивать более ресурсы метода "шести сигм" на этой проблеме.

Если говорить кратко, то основными  элементами внедрения концепции "шести  сигм" является следующее:

1. Непосредственное руководство деятельностью по внедрению инициативы "шести сигм" со стороны высших руководителей организации — тогда она проникает на все уровни управления и затрагивает все виды деятельности. Речь идет не просто о внутрифирменном "public relations", возможно, данное условие — самое необходимое для успеха.

2. Главные усилия вначале сосредотачивают на производственной деятельности, особенно на снижении затрат и уменьшении отходов, повышении производительности и качества в тех областях, которые обладают потенциалом для улучшения без больших капитальных затрат. Особое внимание здесь должно быть уделено пониманию и удовлетворению потребностей заказчиков. Кроме того, фирмы уже начали понимать, насколько сильное влияние на финансовые результаты могут оказывать процессы из непроизводственной сферы, и поэтому стали уделять таким процессам тоже соответствующее внимание.

3. Необходимо установить показатели деятельности, с помощью которых можно непосредственно измерять улучшение деятельности в области затрат, качества, производительности. В отличие от некоторых инициатив в области TQM, оценка финансовой результативности необходима здесь не только для отбора проектов по улучшению, но и для оценки достигнутых успехов. При этом необходимо регулярно пересматривать показатели, устанавливаемые в качестве целей деятельности.

4. Типичный проект ставит своей целью получение годового эффекта в 50 тыс. долл. На фирме AlliedSignal от первых проектов получали около 1 млн. долл. прибыли и у них сейчас находится в реализации много новых проектов, от которых ожидают аналогичных результатов.

5. Для участия в работе над проектами выделяют соответствующих специалистов-практиков, таких как инженеры, бухгалтера, научные исследователи, активно применяющие для своих работ компьютерную технику. Они посвящают работам над проектом от 50 до 100 % своего времени при соответствующей поддержке со стороны других членов команды. Такие лица получили на разных фирмах разные названия, например на General Electric и Motorola их называют "черными поясами", на AlliedSignal — мастерами по улучшению процесса, на Polaroid — лидерами (руководителями) в области снижения вариабельности (отклонений). Для удобства в дальнейшем все такие лица здесь будут называться "черными поясами".

6. "Черные пояса" проходят 4—5-недельный интенсивный курс подготовки, четко сориентированный на 4 этапа внедрения методологии "шести сигм". Первая неделя посвящена измерительным методам. Особое внимание при этом уделяется также документированию потребностей заказчиков, построению схем процессов и оценке измерительных систем. После этого начинается анализ возможностей процесса.

Фаза анализа включает в себя оценку возможностей процесса и здесь для выявления коренных причин дефектов и их взаимосвязи  очень важно привлечь базовые "техники  качества", такие как диаграмма  рассеяния, диаграммы Парето. Здесь же изучается возможность применения более сложных статистических методов, таких, например, как испытание гипотез и дисперсионный анализ.

На фазе улучшений  обычно применяют планирование экспериментов, а на этапе контроля — контрольные карты, механизм корректировки ошибок и стандартные рабочие процедуры.

Кроме этого в программу  дополнительно обычно включают такие  вопросы, как  эффективная коммуникация и навыки руководства командой.

Данная концепция позволила  фирмам, внедрившим ее в производство, позволила повысить эффективность производства в несколько раз. Motorola при реализации типичного проекта ставит своей целью получение годового эффекта в 50 тыс. долл. На фирме AlliedSignal от первых проектов получали около 1 млн. долл. прибыли и у них сейчас находится в реализации много новых проектов, от которых ожидают аналогичных результатов.

1.6. Оценка уровня качества продукции

 

Оценку уровня качества продукции осуществляют по каждому  типу изделий, выпускаемых по одному ТУ, изготавливаемых по единой технологии, имеющих единую номенклатуру важнейших показателей технического уровня.

Уровнем качества продукции  называется относительная характеристика качества изделий, основанная на сравнении  совокупности показателей их качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Исходя из этого определения можно сказать, что оценкой уровня качества продукции является совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества. Определение их численных значений, а также значений базовых и относительных показателей с целью обоснования наилучших решений, реализуемых при управлением качеством продукции.

Оценку уровня качества продукции по этапам производства проводят на основании результатов оценок технического уровня и уровня качества изготовления.

Техническим уровнем  продукции называется относительная  характеристика свойств продукции, основанная на сравнении совокупности их количественных показателей, назначения и надежности с соответствующей  совокупностью базовых показателей, а относительная характеристика качества изготовления продукции, основанная на сравнении фактической доли дефектных изделий с базовой долей дефектных изделий является уровнем качества изготовления продукции.

Показателем качества является доля дефектных изделий, выявленных в результате испытаний и рекламаций от потребите.

Оценка уровня качества изготовителя продукции состоит  из следующих этапов:

  • Определение базовой доли дефектных изделий по каждой группе испытаний и по категории в целом;
  • Определение фактической доли дефектных изделий по каждой группе испытаний и по категориям в целом;
  • Сравнение фактической доли дефектных изделий с базовой и установление групп уровня качества изготовления;

        Базовую долю дефектных изделий  по i-той группе испытаний (qбi),         где i =С1 , С2 , С3 , С4 , П12 , П3 , Д определяют исходя из планов контроля для данной группы по РМ II. 478.

Базовую долю дефектных  изделий по К-той категории, где  К=С,П,Д определяют по РМ 478.

Фактическую долю дефектных  изделий по каждой  группе испытаний (qфi) и по категории в целом (Gфк) определяют согласно РМ II.478.

 Источниками информации  при определении фактической  доли дефектных изделий для  приемочно-сдаточных испытаний (ПСИ)  являются извещения на предъявление  изделий представителю заказчика  с его заключением о результатах приемки, а для периодических испытаний и испытаний на долговечность – протоколы испытаний, оформленные и утвержденные в установленном порядке.

Информация о работе Стандарты и системы качества продукции