Стратегическое планирование на примере ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В работе проведен анализ внутренней и внешней среды предприятия, а также анализ стратегических возможностей. Целью является - закрепление навыков разработки стратегии с учетом воздействия факторов внешнего и внутреннего окружения. Для достижения основной цели практики необходимо выполнить следующие задачи: 1) ознакомиться с предприятием; 2) изучить основные экономические показатели работы предприятия; 3) приобрести навыки проведения экономического анализа трудовых показателей деятельности предприятия, организации труда и заработной платы; 4) изучить организационное построение предприятия и структуру аппарата управления; 5) закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки самостоятельной работы по анализу производственных предприятий;

Содержание работы

Введение 3
1. История и цели создания предприятия 4
2. Анализ внешней среды 8
2.1 Анализ факторов общего окружения 8
2.2 Анализ факторов операционного окружения 9
3. Анализ внутренней среды 10
3.1 Организационная структура 10
3.2 Анализ финансового состояния 11
3.3 Анализ производственного потенциала 11
3.4 Анализ кадрового потенциала 12
4. Анализ стратегических возможностей 25
4.1. Выявление стратегических проблем, SWOT – анализ 25
4.2 Формирование миссии. Методика SPACE 26
Заключение 30

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Ижевский государственный технический  университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.  Калашникова»)

Факультет: Экономика, право и гуманитарные науки

 

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Планирование на предприятии»

 

 

Тема: «Стратегическое планирование на примере ОАО «Ижевский мотозавод  «Аксион-холдинг»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                       гр. 21-42з Р.Д. Чиркова

 

Проверила:                                                                                       С.М.  Макарова

 

 

 

г. Ижевск  2013

 

Оглавление

 

Введение

 

В данной курсовой работе проведен анализ внутренней и внешней среды предприятия ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», а также анализ стратегических возможностей. Целью курсовой работы является - закрепление навыков разработки стратегии с учетом воздействия факторов внешнего и внутреннего окружения. Для достижения основной цели практики необходимо выполнить следующие задачи:

1) ознакомиться с предприятием;

2) изучить основные экономические  показатели работы предприятия;

3) приобрести навыки проведения  экономического анализа трудовых  показателей деятельности предприятия, организации труда и заработной платы;

4) изучить организационное построение  предприятия и структуру аппарата  управления;

5) закрепить теоретические знания  и приобрести практические навыки  самостоятельной работы по анализу  производственных предприятий;

 

1. История и цели  создания предприятия

 

Предприятию трижды за всю историю  приходилось становиться на ноги: впервые – до войны, вторично –  после войны, и в третий раз  – в период конверсии, ударившей  практически по всем предприятиям оборонно-промышленного комплекса страны.

История ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" началась с 1933 года разработкой и  серийным производством первых отечественных  мотоциклов ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12, а  во время Великой Отечественной  Войны - пулеметов "Максим".

После войны на предприятии начался  выпуск охотничьих ружей. Последняя  модель ИЖ-49 получила высокую оценку специалистов и была запущена в массовое производство.

Особой страницей в истории  предприятия является изготовление опытной партии (1500 штук) знаменитого АК-47 - автомата Калашникова.

С созданием в Советском Союзе  ракетной отрасли военно-промышленного  комплекса, предприятие было перепрофилировано  на производство оборонной наукоемкой продукции. "Ижевский мотозавод" стал стартовой площадкой для  многих видов изделий, прежде всего для нужд армии.

В 1949 году "Ижевский мотозавод" перепрофилирован на выпуск сложных наукоемких приборов для ракетной, а затем космической  техники. В 50-е годы "Ижевский мотозавод" стал участником реализации двух важнейших  государственных программ: освоение космического пространства и создание ракетно-ядерного щита страны. Будучи в течение многих лет закрытым предприятием, "Ижевский мотозавод" производил высокоточную аппаратуру связи и телеметрии для космических и военных целей, став одним из лидеров в этой области приборостроения.

Одним из первых высокоточных изделий  была электромоделирующая станция "Электрон", принятая к производству в 1958году. Всего за 10лет производства было введено в эксплуатацию более 200 станций "Электрон", ими были оснащены почти все научно-исследовательские институты, работавшие по ракетно-космической тематике. Параллельно было начато производство различных модификаций счетно-решающих приборов "Шилка", "Ваза" для самоходных танковых установок. Уникальный творческий потенциал предприятия, способность его коллектива быстро и качественно решать сложные производственные задачи были высоко оценены руководством страны.

В начале 60-х был начат выпуск первой телеметрической аппаратуры БРС, РТС, преобразующей коды сигналов на аппаратуру обработки и регистрации процессов. С начала 60-х телеметрической аппаратурой производства мотозавода оснащались практически все полигоны, космодромы и пункты наземного наблюдения за космическими объектами. Предприятие участвовало в реализации космических программ: "Восток", "Венера", "Марс", "Салют", "Мир", "Союз", "Прогресс", "Фобос", МКС и др.

Начало 60-х годов - новый шаг предприятия  в освоении космоса. Начато серийное производство средств приема и автоматизированной обработки телеметрической информации. Освоен выпуск быстродействующего радиотелеметрического комплекса "БРС-1" в подвижном и стационарном вариантах, радиотелеметрический комплекс "БРС-1" в составе машин приема и регистрации информации "МА-9", а также машин обработки информации "МО-9".

Вскоре был создан ряд модификаций  новых станций: "МА-9 МК", "МА-9 МКЛЗС", "МА-9МКЛ", "МА-9 МКТ". С этого времени практически  все полигоны, космодромы и пункты наземного наблюдения за космическими объектами оснащаются телеметрической  техникой производства "Мотозавода".

Второй государственной программой, определившей почти на полвека одно из основных направлений развития завода, стала Программа создания ракетно-ядерного щита страны. Здесь можно выделить три важнейших этапа. Первый –  связан с серийным изготовлением командных приборов и системы управления для оперативно-тактических жидкостных ракет 8К-11, 8К-14, серийное производство которых продолжалось 20 лет.

В середине 60-х годов организован  выпуск бортовой аппаратуры системы  управления для оснащения первой отечественной твердотопливной ракеты "Темп-С", которая принята на вооружение в 1965 году.

На протяжении четверти века этот комплекс успешно эксплуатировался сначала РВСН, затем – сухопутными  войсками. Для предприятия это  был сложный период освоения и серийного производства бортовых систем управления оперативно-тактических ракет. Работа по их серийному производству преобразила завод и подняла его до передового в стране уровня.

Второй этап участия предприятия  по существу открыл новое направление  в отечественном ракетостроении – оснащение ракетным вооружением самых мощных атомных подводных лодок стратегического назначения проектов 941 и 667. Это было время создания для ВМФ СССР нового поколения ракетных комплексов.

За достигнутые успехи в освоении и организации производства ракетной и космической техники "Ижевский мотозавод" награжден орденом Ленина (1961 год), орденом Трудового Красного Знамени (1970 год) и орденом Октябрьской Революции (1976 год).

Наиболее важным третьим этапом деятельности предприятия в области ракетостроения в начале 90-х годов стала организация производства наземной аппаратуры управления ракетными комплексами "Тополь".

В 1994 году на заводе было проведено  акционирование, итогом которого стал

появление дочерних обществ, работающих по определенным направлениям. На современном этапе, главные цели предприятия в области качества:

1) предлагать потребителям конкурентоспособную  продукцию, не уступающую по  качеству и надежности лучшим  мировым образцам, полностью соответствующую  всем установленным требованиям и использующую самые современные научно-технические достижения;

2) повышать качество, совершенствовать  процессы производства и улучшать  потребительские свойства выпускаемой  продукции, своевременно обслуживать  её в процессе эксплуатации, прогнозировать запросы потребителей;

3) расширять номенклатуру продукции  и завоевывать новые рынки  сбыта;

4) снижать вредное воздействие  производственной деятельности  предприятия на окружающую среду.

Для достижения поставленных целей  в своей деятельности рассматриваемое предприятие стремится опираться на новейшие достижения в области конструирования и технологии приборостроения, поддерживать высокий уровень квалификации персонала.

Предприятия корпорации специализируются на проектировании, производстве, обеспечивает поставку, гарантийное обслуживание бытовой и медицинской техники, автокомпонентов и продукции производительно-технического назначения, измерительного оборудования, приборов, систем и комплектов управления, связи, телекоммуникации, вычислительной техники для нужд потребителей, экономики, космоса и обороны.

ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" - одно из ведущих предприятий, внесшее  огромный вклад в развитие обороноспособности нашего государства.

Сегодня ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг" продолжает успешно развивать различные направления высокотехнологичного наукоемкого производства продукции в интересах Удмуртии и России.

В рыночных условиях ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" выстоял  и сохранил свой мощный потенциал. С 2007 года ОАО "Ижевский мотозавод" является членом Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", цель которой - содействовать проведению государственной политики по обеспечению национальной безопасности, сохранению, реформированию и развитию оборонно-промышленного потенциала. Теперь это предприятие будет принимать непосредственное участие в этих процессах уже на российском уровне.

2. Анализ внешней среды

2.1 Анализ факторов общего окружения

Таблица 1 Факторы общего окружения

Фактор общего внешнего окружения

Угроза/возможность для предприятия

Изменение курса Евро

Повлияет на стоимость импортного сырья; на покупательную способность  рубля (при росте евро – покуп. способность снижается, при падении - повышается)

Рост инфляции

Рост инфляции влияет на повышение  цен и обесценивает рубля. При неизменном доходе, население сможет приобрести меньше товаров. Значит снизиться спрос на продукцию всех трех предприятий.

Снижение таможенных пошлин

Сокращение таможенных барьеров положительно скажется на прибыльности деятельности предприятий. Будут уменьшены расходы на ввоз импортного сырья и импортной продукции. Повысится конкурентоспособность за счет усиления конкурентных преимуществ за счет возможности снизить цену на продукцию.

Кредитование

Позволит предприятию на выгодных условиях пользоваться заемными средствами для технического перевооружения. Это скажется на экологичности продукции, и как следствие, увеличения спроса.

Ставка рефинансирования

Влияет на цену заемного капитала и на эффективность деятельности предприятия.

НТП

Более совершенное оборудование позволит значительно повысить качество и  объемы продукции, а также способствует разработке новой продукции

Правительственный конфликт России с  другими странами

Возрастет спрос на оборонную продукцию

Рождаемость

Рост численности населения положительно скажется на спрос бытовой продукции


2.2 Анализ факторов операционного  окружения

Наши партнеры:

В течение многих лет предприятие  тесно сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими центрами и крупнейшими предприятиями ВПК страны:

  • ОАО «Корпорация "Московский институт теплотехники"» (г. Москва);
  • ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. Академика Н. А. Пилюгина» (г. Москва);
  • ФГУП «НПО машиностроения» (г. Реутов);
  • ОАО «Российские космические системы» (г. Москва);
  • ФГУП «ЦНИИ автоматики и гидравлики» (г. Москва);
  • ОАО РКК «"Энергия" им. С. П. Королева» (г. Королев);
  • ФГУП «НПО измерительной техники» (г. Королев);
  • ФГУП «НИИ точных приборов» (г. Москва);
  • ФГУП «ОКБ МЭИ» (г. Москва);
  • ФГУП «ЦКБ «Титан» (г. Волгоград);
  • ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара);
  • Федеральный НПЦ «КНИРТИ» (г. Жуков);
  • ФГУП «ЦНИИ «Гранит» (г. С-Петербург);
  • ОАО «Интелтех» (г. С-Петербург);
  • ПКБ «РИО» (г. С-Петербург);
  • ФГУП НПО «Импульс» (г. С-Петербург);-
  • ОАО «Радиоавионика» (г. С-Петербург);
  • ФГУП «НПО автоматики» (г. Екатеринбург);
  • ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» (г. Коломна);
  • НИИ системных исследований РАН (г. Москва);
  • ФГУП «ПНИ ЭИ» (г. Пенза);
  • ОАО «Воткинский завод» (г. Воткинск);
  • ОАО «ЛОМО» (г. С-Петербург) и др.

Клиенты :

Как правило клиентами  продукции специального назначения (ракетостроение, освоение космоса, оптические прицелы, специальная связь) является государство. Клиентами медтехники, энергосбережения и автокомпанентов являются различные предприятия, а потребителями товаров народного потребления являются обычные граждане.

3. Анализ внутренней среды

3.1 Организационная структура

Рис 1 Организационная структура

 

3.2 Анализ финансового состояния

Собственные средства, в структуре источников собственных и заемных средств, в 2011г. уменьшились по отношению к 2010г. на 891911 тыс. руб. Заемные средства на конец 2011г. уменьшились по отношению к 2010г. на 261248 тыс. руб.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»