Стратегическое планирование на примере ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В работе проведен анализ внутренней и внешней среды предприятия, а также анализ стратегических возможностей. Целью является - закрепление навыков разработки стратегии с учетом воздействия факторов внешнего и внутреннего окружения. Для достижения основной цели практики необходимо выполнить следующие задачи: 1) ознакомиться с предприятием; 2) изучить основные экономические показатели работы предприятия; 3) приобрести навыки проведения экономического анализа трудовых показателей деятельности предприятия, организации труда и заработной платы; 4) изучить организационное построение предприятия и структуру аппарата управления; 5) закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки самостоятельной работы по анализу производственных предприятий;

Содержание работы

Введение 3
1. История и цели создания предприятия 4
2. Анализ внешней среды 8
2.1 Анализ факторов общего окружения 8
2.2 Анализ факторов операционного окружения 9
3. Анализ внутренней среды 10
3.1 Организационная структура 10
3.2 Анализ финансового состояния 11
3.3 Анализ производственного потенциала 11
3.4 Анализ кадрового потенциала 12
4. Анализ стратегических возможностей 25
4.1. Выявление стратегических проблем, SWOT – анализ 25
4.2 Формирование миссии. Методика SPACE 26
Заключение 30

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, численность работников списочного состава составила за 2008 год 3565 человек, из них больше всего  работников с 4-6 разрядом, а также  работников с седьмым разрядом и  выше. Это свидетельствует о том, что продукция завода является наукоемкой, сложной, что требует более высокого разряда. Молодежь до 29-ти лет составляет наибольшую долю во всей численности персонала (1050чел), также лица пенсионного возраста (303чел).

За 2008год было принято 1609 работников, из них наибольшее количество приходится на специалистов и рабочих до 29-ти лет (1131чел). Лица пенсионного возраста (25чел) в основном принимаются в качестве вспомогательных работников, а также младшего обслуживающего персонала.

А также на предприятие было принято 282 выпускника учебных заведений всех типов (но в основном выпускники вузов).

За 2008год выбыло работников всего 409чел., из них наибольшее количество человек уволено по собственному желанию, в связи с неблагоприятными условиями труда в подразделениях. В основном по собственному желанию увольнялись лица 29-ти лет, потому что в этом возрасте работники стремятся найти наилучшую работу, а, следовательно, именно в этом возрасте наблюдается движение работников. В связи с омоложением персонала наблюдалось также высвобождение лиц пенсионного возраста (52 чел).

На исследуемом предприятии  существует центр подготовки кадров, образованный в 2003году. Центр подготовки кадров ведет работу в нескольких направлениях:

  • организация и проведение профессиональной подготовки рабочих;
  • курсы повышения квалификации рабочих, руководящего состава, ИТР;
  • организация и проведение всех видов обучения по охране труда и промышленной безопасности;

Результат работы Центра подготовки кадров за 2003-2007годы.

Рис.2 Результат работы Центра подготовки кадров за 2003-2007годы.

 

Гистограмма 1 - повысили квалификацию рабочие и прошли профессиональную подготовку рабочие, вновь пришедшие  на предприятие.

Гистограмма 2 - повысили квалификацию руководители и специалисты, и курсы целевого назначения для руководителей, специалистов и рабочих.

Анализ данных по количеству кадров, которые повысили квалификацию, прошли профподготовку и курсы целевого назначения, показывает, что количество обученного персонала имеет тенденцию роста, а это свидетельствует о стабильности работников предприятия растущих перспективах его развития. В своей работе Центр подготовки кадров тесно сотрудничает с отделом кадров, отделом сводного планирования, финансовым отделом, с администрациями цехов, ответственными за техническое обучение, а также с наставниками молодых рабочих, которые помогают быстрее адаптироваться в условиях производства.

Таблица 5 Сравнение работы Центра подготовки кадров за 2006-2007годы

Наименование показателей

Годы

 

Темп роста,%

 

2006г.

2007г.

 

Повысили квалификацию рабочие  и прошли профподготовку рабочие, вновь  пришедшие на предприятие, чел.

 

315

 

444

 

140,95

повысили квалификацию руководители и специалисты, чел.

 

1587

 

1780

 

112,16


 

Сравнивая работу центра повышения квалификации кадров за 2006-2007годы, можно заметить, что в 2007году количество рабочих, вновь поступивших на предприятие, которые прошли профподготовку выросло на 40,95%, а количество руководителей и специалистов, которые повысили свою квалификацию увеличилось на 12,16%.

В ходе реализации процедуры управления охраной труда решаются следующие  задачи, обеспечивающие сохранение жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности:

  • контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда, руководителями структурных подразделений;
  • анализ системы охраны труда, в том числе путем организации проведения соответствующих аудитов;
  • расследование и анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с целью предупреждения негативных последствий и разработки мероприятий, направленных на улучшение ситуации.

Таблица 6 Средняя заработная плата

Средняя заработная плата, в том числе: 
основных рабочих 
вспомогательных рабочих 
служащих

руб. 

7636 
7073 
4455 
10193

9630 
9545 
6327 
12364

126,11 
134,95 
142,02 
121,30


 

Хотя повышение средней заработной платы и негативно влияет на величину себестоимости, однако данный фактор является положительным, так как способствует повышению социального уровня работников и стремлению работников в более качественном и эффективном выполнении своей работы. На предприятии существуют такие системы заработной платы, как сдельная и повременная, а также бестарифная оплата труда. 

Для стимулирования труда применяется премиальная система. Премирование рабочих производится по следующим показателям:

  • за повышение производительности труда и увеличение объема производства,
  • за выполнение и перевыполнение производственных планов, норм выработки,
  • за снижение нормативной трудоемкости,
  • за освоение новых форм выработки,
  • за повышение качества производимой продукции,
  • за снижение потерь от брака,
  • за экономию сырья и материалов,
  • за освоение проектного уровня производственных мощностей и оборудования.

Источником для премирования за основные результаты работы является Фонд заработной платы и фонд материального стимулирования. Премирование производится по результатам работы за месяц.

4. Анализ стратегических возможностей

4.1. Выявление стратегических проблем, SWOT – анализ

Таблица 7 SWOT - анализ

 

 

Возможности

1.Выбор поставщика

2.Выбор посредников в продвижении продукции

3.Разработка новых продуктов

  

 

Угрозы

1.Конкуренция

 

Сильные  стороны

1.Квалифицированный персонал

2.Качественная продукция

3.Большой ассортимент

4.Известность п/п

.

.

 

 

  1. За счет квалифицированного персонала разработать новый качественный продукт
  2. Ассортимент и качество продукции способствует расширению дилерской сети

 

 

1. Квалифицированный персонал и  высокое качество обеспечивают  конкурентоспособность продукции

 

Слабые стороны

1. Слабый интерес к продукции народного потребления

 

 

 

1. Так как основная деятельность – оборонная промышленность, то товарам народного потребления не уделяется должного внимания и ресурсов

 

 

1. Самой большой опасностью для п/п является то, что из-за импортных товаров, продукция отечественных производителей не пользуется большим спросом и производство может стать убыточным


 

По результату анализа можно  сделать вывод, что товары народного  потребления не пользуются широким  спросом и в дальнейшем могут приносить убытки предприятию.

4.2 Формирование миссии. Методика  SPACE

Ми́ссия (англ. mission) — основная цель организации, смысл ее существования.

Миссия – обеспечить защиту нашей  страны.

Таблица 8 Факторы, определяющие конкурентное преимущество фирмы

Доля рынка 

 Малая 

0 1 2 3 4 5 6

 Большая 

Качество       

продукта

  Низкое

0 1 2 3 4 5 6

 Превосходное 

Стадия      жизненного  цикла продукта

 Поздняя

0 1 2 3 4 5 6

  Ранняя

 Цикл замены  продукта

 Переменный

0 1 2 3 4 5 6

Фиксированный

 Приверженность потребителей 

 Низкая

0 1 2 3 4 5 6

 Высокая

 Использование производственных  мощностей у конкурентов

 

 Минимальное

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Максимальное

 Технологическое know-how

 Малое

0 1 2 3 4 5 6

 Большое

Степень вертикальной интеграции

 Низкая

0 1 2 3 4 5 6

 Высокая

 Прочие

     

                                            

                                              Среднее значение  6 = ___3

Таблица 9 Факторы, определяющие финансовое положение фирмы

Отдача на вложение

Низкая

0 1 2 3 4 5 6

Высокая

Финансовый рычаг 

Несбалансированный

0 1 2 3 4 5 6

Сбалансированный

Ликвидность

Несбалансированная

0 1 2 3 4 5 6

Сбалансированная

Степень удовлетворения потребностей в капитале

 

Низкая

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Высокая

Поток платежей в пользу фирмы

 

Малый

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Большой

Простота выхода с  рынка

Трудно

0 1 2 3 4 5 6

Легко

Рискованность бизнеса

Высокая

0 1 2 3 4 5 6

Низкая

Оборачиваемость запасов

Медленная

0 1 2 3 4 5 6

Быстрая

Прочие

     

                                        

                                              Среднее значение ______2,6____________

 

Таблица 10 Факторы, определяющие привлекательность (силу) отрасли

Потенциал роста

Низкий

0 1 2 3 4 5 6

Высокий

Потенциальная прибыльность

 

Низкая

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Высокая

Финансовая стабильность

 

Низкая

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Высокая

Технологическое know-how

 

Простое

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Сложное

Использование ресурсов

 

Неэффективное

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Эффективное

Капиталоемкость

Высокая

0 1 2 3 4 5 6

Низкая

Легкость вхождения  на рынок

 

Легко

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Сложно

Производительность, использование  ресурсов

 

Низкая

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Высокая


 

                                      Среднее значение______4,5___________     

                                                                     

Таблица 11 Факторы, определяющие стабильность среды

Технологические изменения

 

Много

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Мало

Темп инфляции

Высокий

0 1 2 3 4 5 6

Низкий

Вариация спроса

Большая

0 1 2 3 4 5 6

Малая

Разброс цен конкурирующих  продуктов

 

 

Большой

 

 

0 1 2 3 4 5 6

 

 

Малый

Барьеры (ограничения) для  вхождения в рынок

 

Мало

 

0 1 2 3 4 5 6

 

Много

Давление конкурентов

Высокое

0 1 2 3 4 5 6

Малое

Эластичность спроса

Эластичный

0 1 2 3 4 5 6

Неэластичный

Прочие

     

Информация о работе Стратегическое планирование на примере ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»