Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа
Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношений прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам.
Введение
«Мудрость
– это способность предвидеть
последствия совершаемых
Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутреннего планирования. Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концентрации централизованного народного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в наше время системы планирования сводятся к следующему.
Предприятия
необоснованно отказались от перспективного
планирования, мотивируя это
Создать
организационный и
Однако
построение такой системы – достаточно
сложный процесс, требующий ресурсов,
соответствующих навыков и
Хочу
так же отметить, что внутрифирменное
планирование всегда ориентируется на
данные прошлого, но стремится определить
и контролировать развитие предприятия
в перспективе. Поэтому надежность планирования
еще зависит от точности фактических показателей
прошлого.
1.Сущность
и принципы планирования
как функции управления
Прежде чем начать какое-либо дело человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом деятельности является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения.
Процесс управления предприятием складывается из многих функций: планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. (рис.1)
Активизаций, стимулирование | Учет, анализ, контроль | ||
Планирование, прогнозирование |
Координация, регулирование |
Организация |
Рис.1 Связь планирования с другими функциями управления.
Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определения путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства.
Организация как функция управления это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию: производства, труда, управления.
Координация заключается в обеспечении необходимой согласованности действий работников. Цель - установить параллелизм и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы.
С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа - комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля, как функции управления, обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в систему управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений, и оценивают их последствия.
Активизация-это интенсификация трудовой и плановой деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального (социальные потребности личности - общение, уважение, признание заслуг) и материального (материальные потребности) стимулирования.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
-разработку общих целей;
- определение конкретных, детализованных целей на заданный период;
- определение путей и целей их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование на любом предприятии базируются на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и аналитического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовка, политическая обстановка. С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной ситуации не достаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловлено большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решения относительно сценария развития планируемых процессов и событий.
Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно. Причиной тому могут быть два фактора: несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана; отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации. В этих случаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:
-полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;
- правомерность (собственные возможности и предоставленные плановому работнику специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией планового решения);
- информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);
- допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением не должны нарушать норм, прав и морали);
- наличие формализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т. д.
Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую (определяется социально-экономическими сторонами общества) и организационно-техническую (обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования). С точки зрения организационно-технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеет больше опыта. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах России. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.
Во-вторых, планирование, как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования (рис.2). Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.
Опыт планирования |
Формулирование проблемы | Принятие планового решения |
Получение и обработка информации |
Осуществление решения |
Оценка
последствий возможных |
Результат |
Рис.2 Информационный цикл планирования.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий групп людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим: возрастанием умения каждого работника; экономией времени от одного вида деятельности к другому; специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.
Источником
дополнительного эффекта в
Создание
планирования на предприятии требует
затрат, но эффект от рациональной организации
производства всегда превышает эти затраты.
Поэтому трактовка внутрифирменного планирования
как сферы непроизводительных затрат
глубоко ошибочна и противоречива. При
такой трактовке получается, что планирование
повышает производительность труда, а
само оно основано на непроизводительном
труде. Отсюда крайние выводы о необходимости
любой ценой сократить затраты на планирование,
что сплошь приходиться наблюдать на предприятиях
в настоящее время.
Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления