Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа
Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношений прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам.
3. Типы планирования
3.1.
Стратегическое планирование
В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, которые способны изменит сложившиеся в настоящее время тенденции. Так же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия. Его важнейшая задача – обеспечит нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать предприятие к окружающей среде (наличие альтернативного плана и стратегии). Планирование стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.
При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы:
- стратегия
обратной вертикальной
- стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретения, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями ее продукции).
- стратегия ликвидации;
- быстрого успеха;
- сокращения расходов.
Применение
стратегий соответственно влечет за
собой и составление
Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:
Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем
капитальных вложений и
При
составлении стратегического плана используется
следующая информация: объем годовых продаж
по группам товаров; годовая прибыль и
убытки по структурным подразделениям;
годовой объем экспорта и его удельный
вес к общему объему продаж; доля рынка;
объем ежегодных капитальных вложений;
баланс на конец последнего года плана;
финансовый план.
3.2.
Тактическое планирование
Тактический план охватывает период 1-2 года. Основная цель этого плана – достижение поставленных целей предприятия. Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов. Особое внимание в таком плане должно удалятся показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов и др.
Должны быть учтены все факторы: состояние экономики предприятия; кредитно-финансовая ситуация; налогово-бюджетная политика и т.п.
Тактический план имеет многофункциональное значение. В целом он выполняет три основные функции: прогнозирование; координация; контроль.
Отличительной чертой этого плана является то, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. При его составлении необходимо четко определить цели в конкретной форме, а так же средства и методы их достижения. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять. Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.
Состав
разделов и показателей тактического
плана зависит от специфики и отраслей
принадлежности предприятия. Сложившихся
на нем методов управления, традиций, управленческой
культуры, состояния экономики и т.д.
3.3.
Планирование производственной
программы
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа. Она определяем необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требования плана продаж.
Промышленные
предприятия формируют
основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Показатели производственной программы:
- темп роста производства товарной (валовой) продукции;
- производства важнейших видов натуральной продукции в натуральном выражении.
Основой
для определения в плане объема
продукции в стоимостном
Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задании по дальнейшему повышению качества продукции. В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий (продукция не соответствующая современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей). Указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Стоимостными показателями производственной программы являются:
- объем реализации;
- товарная продукция;
- валовая продукция.
По объему реализованной продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Он определяется, как стоимость предназначенных и подлежащих оплате в плановом периоде:
а) готовых изделий
б) полуфабрикатов собственного производства
в) реализация продукции
г) выполнения работ для своего капитального строительства и др. непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.
Объем товарной продукции в плане включает стоимость:
- годовых изделий предназначенных для реализации на сторону
- полуфабрикатов
своей выработки и продукции
вспомогательных и подсобных
производств, предназначенных
Объем реализованной продукции, так же как и товарной, определяется:
1. В плане – в действующих оптовых ценах предприятий
2. В отчете:
- во вспомогательных оптовых ценах предприятий на определенную дату (неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства
- в оптовых ценах предприятия, действующих на отчетный период (для использования в расчетах себестоимости)
В целях выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляет планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции. Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов. Применение такого показателя позволяет исключить вторичный счет продукции и более точно определить усилия коллектива предприятий по выполнению ряда качественных важнейших показателей производительности труда.
3.4.
Планирование риска
В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничителем при принятии плановых решений. Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска становится просто не возможно. Необходимо научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.
Наиболее часто применяются следующие группы методов:
- технические (противопожарный контроль, охранная сигнализация и т.п.);
- правовые (страхование, залог, пени, штраф, поручительство, задаток);
- организационно-экономические
(запрет на курение в
Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций.
Потери, связанные с риском могут быть: материальные; трудовые; финансовые; временные; прочие.
Предприятию
так же очень важно при формировании
стратегии уметь анализировать риск. Это
позволяет выявить зоны риска для данной
стратегии и определить вероятность его
наступления и последствия для успеха
стратегии.
3.5.
Планирование потребности
в персонале
Планирование потребности фирмы в персонале, необходимо для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.
Значение этого плана определяется такими моментами как:
- затраты
на содержание персонала
- персонал
фирмы является важнейшим
- возрастает количественный инвестиционный характер труда (разработка и реализация на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников).
Целью разработки планов по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.
Основные задачами, которые решаются в процессе планирования труда:
- создание здорового и работоспособного коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
- формирование
оптимальной половозрастной и
квалификационной структуры
Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления