Сущность и принципы планирования как функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношений прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам.

Файлы: 1 файл

кур.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)
 

3. Типы планирования

3.1. Стратегическое планирование 

   В стратегическом планировании важное место  отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, которые  способны изменит сложившиеся в  настоящее время тенденции. Так  же стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия. Его важнейшая задача – обеспечит нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать предприятие к окружающей среде (наличие альтернативного плана и стратегии). Планирование стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

   При всем разнообразии различных вариантов  стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы:

  • Стратеги концентрированного (ограниченного) роста. Стратегии, которые связанные с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли;
  • Стратегия интегрированного роста. Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодам. Виды:

- стратегия  обратной вертикальной интеграции (направлена на рост фирмы за  счет приобретения или установления  контроля за поставщиками).

- стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретения, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями ее продукции).

  • Стратегии диверсифицированного роста (реализуются, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли).
  • Стратегия сокращения (оправдана в тех случаях, если необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в период спада). Виды:

- стратегия ликвидации;

- быстрого  успеха;

- сокращения  расходов.

Применение  стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов, которые не имеют жесткой  структуры.

Стратегический  план предприятия составляется в такой последовательности:

  1. Определение миссии предприятия (предназначение, роль, место);
  2. Формирование целей и задач функционирования предприятия (уровень, на который должно выйти предприятие);
  3. Анализ и оценка внешней среды (изменения, которые могут оказать влияние на деятельность, и факторы, которые могут, как порождать серьезную опасность, так и открыть новые возможности для деятельности предприятия);
  4. Анализ и оценка внутренней среды (внутренние возможности и потенциал);
  5. Разработка и анализ стратегических альтернатив (как фирма будет достигать своих целей, и реализовывать корпоративную миссию);
  6. Выбор стратегии (для этого надо иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы).

   Стратегический  план предприятия состоит из следующих  разделов:

1) Цели и направления деятельности;

2) Текущие  и долгосрочные задачи;

3) Базовая  стратегия;

4) Функциональные  стратегии;

5) Описание  наиболее важных программ;

6) Описание  внешних операций;

7) Объем  капитальных вложений и распределение  ресурсов;8) Формулировка резервных  стратегий.

   При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план. 

3.2. Тактическое планирование 

   Тактический план охватывает период 1-2 года. Основная цель этого плана – достижение поставленных целей предприятия. Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов. Особое внимание в таком плане должно удалятся показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов и др.

   Должны  быть учтены все факторы: состояние  экономики предприятия; кредитно-финансовая ситуация; налогово-бюджетная политика и т.п.

   Тактический план имеет многофункциональное  значение. В целом он выполняет  три основные функции: прогнозирование; координация; контроль.

   Отличительной чертой этого плана является то, что он заставляет руководителей  и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. При его составлении необходимо четко определить цели в конкретной форме, а так же средства и методы их достижения. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять. Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.

   Состав  разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслей принадлежности предприятия. Сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики и т.д. 
 

3.3. Планирование производственной  программы 

   Важнейшим разделом тактического плана предприятия  является производственная программа. Она определяем необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требования плана продаж.

   Промышленные  предприятия формируют производственную программу на

основе  государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Показатели производственной программы:

- темп  роста производства товарной (валовой)  продукции;

- производства  важнейших видов натуральной  продукции в натуральном выражении.

   Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении  служит план производства продукции  в натуральном выражении. Задание  по производству продукции в натуральном выражении устанавливают в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий (тонна, метр, штуки, комплекты). Установление в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперативных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

   Неотъемлемой  частью плана производства продукции в натуральном выражении является задании по дальнейшему повышению качества продукции. В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий (продукция не соответствующая современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей). Указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

   Стоимостными  показателями производственной программы являются:

- объем реализации;

- товарная  продукция;

- валовая  продукция.

   По  объему реализованной продукции оценивается производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Он определяется, как стоимость предназначенных и подлежащих оплате в плановом периоде:

а) готовых изделий

б) полуфабрикатов собственного производства

в) реализация продукции

г) выполнения работ для своего капитального строительства  и др. непромышленных хозяйств, находящихся  на балансе предприятия.

   Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.

   Объем товарной продукции в плане включает стоимость:

- годовых  изделий предназначенных для  реализации на сторону

- полуфабрикатов  своей выработки и продукции  вспомогательных и подсобных  производств, предназначенных к  выпуску на сторону.

   Объем реализованной продукции, так же как и товарной, определяется:

1. В  плане – в действующих оптовых  ценах предприятий

2. В  отчете:

- во вспомогательных оптовых ценах предприятий на определенную дату (неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства

- в оптовых ценах предприятия, действующих на отчетный период (для использования в расчетах себестоимости)

В целях выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляет планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции. Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов. Применение такого показателя позволяет исключить вторичный счет продукции и более точно определить усилия коллектива предприятий по выполнению ряда качественных важнейших показателей производительности труда.

3.4. Планирование риска 

   В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним  постоянно имеет дело любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничителем при принятии плановых решений. Неопределенность в рыночной экономике приводит к тому, что избежать риска становится просто не возможно. Необходимо научится предвидеть риск, оценивать его размеры, выигрыш, связанный с ним, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.

   Наиболее  часто применяются следующие  группы методов:

- технические  (противопожарный контроль, охранная  сигнализация и т.п.);

- правовые (страхование, залог, пени, штраф,  поручительство, задаток);

- организационно-экономические  (запрет на курение в огнеопасных  местах).

   Планирование  риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при  наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций.

   Потери, связанные с риском могут быть: материальные; трудовые; финансовые; временные; прочие.

   Предприятию так же очень важно при формировании стратегии уметь анализировать риск. Это позволяет выявить зоны риска для данной стратегии и определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии. 
 
 
 

3.5. Планирование потребности в персонале 

   Планирование  потребности фирмы в персонале, необходимо для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.

   Значение  этого плана определяется такими моментами как:

- затраты  на содержание персонала составляют  значительную часть издержек предприятия, определяют цену реализации продукции и ее конкурентоспособность.

- персонал  фирмы является важнейшим факторам  производства (от него зависит  эффективность использования средств  и предметов труда).

- возрастает  количественный инвестиционный  характер труда (разработка и реализация на предприятии значительного числа различных инновационных проектов, в которых задействовано большое количество работников).

   Целью разработки планов по труду и персоналу  является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

   Основные  задачами, которые решаются в процессе планирования труда:

- создание  здорового и работоспособного  коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;

- формирование  оптимальной половозрастной и  квалификационной структуры трудового  коллектива предприятия;

Информация о работе Сущность и принципы планирования как функции управления