Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного состояния и основных направлений реформирования электроэнергетики;
- определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на электрическую энергию с учетом региональных особенностей;
- систематизация потребителей электрической энергии;
Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики………………………6
Государственное регулирование тарифной политики …………………10
Виды ценообразования …………………………………………………..14
Методы регулирования тарифной политики в РФ………………………..16
Региональная тарифная политика…………………………………………………20
Критерии адекватности тарифной политики……………………………..23
2.2. Направления деятельности ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….26
2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32
Проблемы регулирования тарифной политики в сфере
электроэнергетики………………………………………………………….36
Решение проблемы регулирования тарифной политики………………………41
Заключение…………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………..…………45
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2. Направления деятельности
ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….
2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32
электроэнергетики…………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..…………
Введение
Энергетика является базовой
отраслью, определяющей потенциал развития
экономики регионов и страны в
целом. Современное состояние
Основные проблемы Российского
ТЭК и подходы к реформированию
заложены в Энергетической стратегии
до 2020 г., в которой предусматривается
реструктуризация электроэнергетики
на основе четкого разделения учета
финансовой деятельности, развитие конкуренции
в отрасли с целью снижения
издержек производства и обеспечение
полной организационной и финансовой
прозрачности деятельности предприятий
на внутреннем и внешнем рынках.
При этом особое внимание отводится
методам государственного регулирования,
направленным на обеспечение сбалансированного
экономического роста и решение
социальных проблем. Вместе с тем
Энергетическая стратегия предусматривает
отказ от перекрестного субсидирования
как инструмента социальной защиты
населения, являющегося одним из
потребителей электроэнергии. Однако
эта мера требует предварительной
оценки экономических и социальных
последствий, вызванных предполагаемыми
изменениями тарифной политики. В
сложившихся экономических
Таким образом, высокая научная и народохозяйственная значимость повышения эффективности электроэнергетики наряду с необходимостью решения социальных задач, а также дискуссионный характер проблемы государственного регулирования электроэнергетики обусловили актуальность выбранной темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного
состояния и основных
- определение и систематизация
факторов, оказывающих влияние на
формирование тарифов на
- систематизация потребителей электрической энергии;
- исследование существующих
инструментов государственного
регулирования
- разработка инструментов
формирования стратегии
- разработка модели определения тарифов, стимулирующих развитие промышленных предприятий региона;
- разработка методики
регулирования тарифов на
- апробация разработанных инструментов при формировании тарифов для различных групп потребителей в Ульяновской области.
Объектом исследования является предприятие топливно-энергетического комплекса ОАО «Ульяновскэнерго».
Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования тарифов на электроэнергию.
Практическая значимость проектного исследования заключается в возможности применения инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию для обеспечения эффективности регионального экономического развития, в том числе за счет утверждения тарифов, обеспечивающих покрытие издержек энергокомпании в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней и внутренней среды.
Энергетика - являющаяся основой
экономики и главной
Основы тарифного
Нацеленность на создание
эффективной социально-
Поэтому необходимо
оценивать влияние тарифной
В настоящее время существуют следующие методы определения затрат при тарифном регулировании:
1) метод экономически
обоснованных расходов (затрат) предусматривает
формирование необходимой
2) метод индексации тарифов (в том числе долгосрочной) - применяется только в условиях умеренной инфляции на основе прогнозных темпов инфляции;
3) метод доходности
Как видно из сути методов, расчет необходимой валовой выручки по методу доходности инвестированного капитала коренным образом отличается. Можно надеяться, что измененный подход к расчету тарифной выручки предприятий энергетики, осуществляющих одинаковые виды деятельности внесет изменения и при формировании региональной и федеральной составляющей в тарифах на энергию для каждого региона. Тем самым будет ликвидирован дисбаланс тарифной нагрузки на потребителей разных регионов, которая сложилась в результате затратных подходов к ценообразованию в энергетическом комплексе.
Предлагается разрабатывать единые тарифы по районированному принципу - тарифы должны быть едиными по группе регионов, объединенных в одну энергосистему (ОЭС), близких по территориальному принципу и экономическому развитию. Можно согласиться, что не могут быть тарифы одинаковыми для северных и южных регионов, но и различаться в трех рядом расположенных областях, как например Архангельская, Псковская и Новгородская области, не должны, поскольку они входят в одну ОЭС Северо-Запада.
Можно предположить, что
размер тарифов зависит не
от экономического развития
Кроме того, при расчете
тарифов необходимо проводить
анализ социально-
Мировой финансово-экономический кризис стал началом нового этапа повышения роли государства в экономике, что обусловило возрастание значения планирования и регулирования как исходных функций государственного управления. Вместе с тем, значительную долю экономики России составляют отрасли, изначально создававшиеся по монопольному принципу, и, несмотря на то, что уже завершены основные этапы реформирования этих отраслей, необходимость государственного регулирования тарифной политики в сложившихся условиях приобретает первостепенное значение. Электроэнергетика является важнейшей инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения страны, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России.
Методы прямого регулирования не создают достаточных экономических стимулов для развития энергосистемы. Поэтому за рубежом намечается тенденция ограничения прямого государственного вмешательства при установлении цен и делается упор на активное использование рыночных методов косвенного регулирования тарифов: формирование системы купли-продажи энергии, обеспечивающей снижение ценовой нагрузки на потребителей; создание экономически выгодных условий функционирования для производителей энергии на оптовых и региональных рынках; разработка единых для всех участников правил ценообразования и многоступенчатых тарифов для потребителей с дифференциацией по режимам; создание элементов механизма рыночного ценообразования (электроэнергетической биржи, фьючерсного рынка электроэнергетических контрактов), позволяющих устанавливать реальные рыночные тарифы; формирование системы инвестиционных приоритетов государства, стимулирующих развитие электроэнергетики; формирование стабильного налогового режима, гарантирующего соблюдение прав и интересов инвесторов; государственное кредитование эффективных инвестиционных программ, реализуемых с преобладанием передовых технологий.
Тарифы на электрическую энергию в РФ представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию. Действующая в настоящее время тарифная политика предусматривает право потребителя на выбор одного из трех вариантов тарифов за потребленную электроэнергию: одноставочный тариф, двухставочный тариф и тарифы, дифференцированные по времени суток. На федеральном уровне методом индексации ФСТ устанавливает тарифы оптового рынка и предельные уровни тарифов. Региональные органы регулирования и органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают на розничном рынке тарифы на электрическую и тепловую энергию и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в рамках установленных ФСТ предельных уровней тарифов, где применяются метод обоснованных затрат и метод обоснованной нормы прибыли на инвестированный капитал. Сочетание этих двух методов повышает эффективность функционирования электроэнергетики. Первый метод нейтрализует недостатки двух других.
Главная задача тарифной политики в области электроэнергетики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения в условиях меняющихся внешних факторов. Любое изменение цены на электроэнергию оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в регионе и расходы потребителей. Рассмотренные социально-экономические последствия свидетельствуют о необходимости комплексного рассмотрения результатов реформирования электроэнергетики, учитывающих как изменение налоговых поступлений в бюджет, риск снижения платежеспособности предприятий, так и необходимость предоставления дотаций отдельным потребителям электроэнергии. На основании проведенного анализа социально-экономических последствий изменения стоимости электроэнергии на экономику региона сформулированы следующие требования к инструментам тарифной политики: устойчивое обеспечение энергокомпаний финансовыми ресурсами для полного возмещения текущих и инвестиционных затрат; отсутствие перекрестного субсидирования при формировании тарифов на энергию; стимулирование эффективного управления энергозатратами в сфере использования энергии предприятиями; дифференцированный подход к формированию тарифной политики.
Информация о работе Тарифная политика в сфере электроэнергетики