Тарифная политика в сфере электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного состояния и основных направлений реформирования электроэнергетики;
- определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на электрическую энергию с учетом региональных особенностей;
- систематизация потребителей электрической энергии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики………………………6
Государственное регулирование тарифной политики …………………10
Виды ценообразования …………………………………………………..14
Методы регулирования тарифной политики в РФ………………………..16

Региональная тарифная политика…………………………………………………20
Критерии адекватности тарифной политики……………………………..23
2.2. Направления деятельности ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….26
2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32
Проблемы регулирования тарифной политики в сфере
электроэнергетики………………………………………………………….36

Решение проблемы регулирования тарифной политики………………………41

Заключение…………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………..…………45

Файлы: 1 файл

Основной.docx

— 90.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики………………………6
    1. Государственное регулирование тарифной политики …………………10
    2. Виды ценообразования  …………………………………………………..14
    3. Методы регулирования тарифной политики в РФ………………………..16

 

  1. Региональная тарифная политика…………………………………………………20
    1. Критерии адекватности тарифной политики……………………………..23

2.2. Направления деятельности  ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….26

2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32

    1. Проблемы регулирования тарифной политики в сфере

электроэнергетики………………………………………………………….36

 

  1. Решение проблемы регулирования тарифной политики………………………41

 

Заключение…………………………………………………………………………….43

Библиографический список………………………………………………..…………45

 

 

 

 

 

 

Введение

Энергетика является базовой  отраслью, определяющей потенциал развития экономики регионов и страны в  целом. Современное состояние топливно-энергетического  комплекса (ТЭК) во многом является следствием результатов осуществления экономических  реформ, происходящих в России. Наметившийся экономический рост требует увеличения инвестиций в отрасль, без реального  роста которых, согласно прогнозам, уже во второй половине нынешнего  десятилетия в стране может возникнуть нарастающий дефицит резервов мощности, необходимых для устойчивого  снабжения энергией в периоды  максимума нагрузки. Важнейшим источником финансирования инвестиций являются собственные  средства предприятий отрасли, формируемые  в основном за счет прибыли. Однако необоснованный рост тарифов в этом случае может привести к сдерживанию  темпов наметившегося экономического роста и возникновению социальной напряженности.

Основные проблемы Российского  ТЭК и подходы к реформированию заложены в Энергетической стратегии  до 2020 г., в которой предусматривается  реструктуризация электроэнергетики  на основе четкого разделения учета  финансовой деятельности, развитие конкуренции  в отрасли с целью снижения издержек производства и обеспечение  полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий  на внутреннем и внешнем рынках. При этом особое внимание отводится  методам государственного регулирования, направленным на обеспечение сбалансированного  экономического роста и решение  социальных проблем. Вместе с тем  Энергетическая стратегия предусматривает  отказ от перекрестного субсидирования как инструмента социальной защиты населения, являющегося одним из потребителей электроэнергии. Однако эта мера требует предварительной  оценки экономических и социальных последствий, вызванных предполагаемыми  изменениями тарифной политики. В  сложившихся экономических условиях перекрестное субсидирование необходимо рассматривать не только как инструмент субсидирования населения, но и как инструмент, стимулирующий развитие наиболее перспективных предприятий и отраслей экономики региона. Решение об установлении тарифов должно приниматься на основе комплексного подхода, обеспечивающего баланс интересов государства, потребителей и производителей энергии, что является главной целью государственного регулирования. В связи с изменившейся ролью и значением перекрестного субсидирования, как инструмента государственного регулирования экономического и социального развития региона, возникает необходимость определения условий и порядка его использования на современном этапе развития экономики.

Таким образом, высокая научная  и народохозяйственная значимость повышения эффективности электроэнергетики наряду с необходимостью решения социальных задач, а также дискуссионный характер проблемы государственного регулирования электроэнергетики обусловили актуальность выбранной темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих  задач:

- исследование современного  состояния и основных направлений  реформирования электроэнергетики; 

- определение и систематизация  факторов, оказывающих влияние на  формирование тарифов на электрическую  энергию с учетом региональных  особенностей;

- систематизация потребителей  электрической энергии; 

- исследование существующих  инструментов государственного  регулирования электроэнергетики; 

- разработка инструментов  формирования стратегии государственного  регулирования для выделенных  типов потребителей;

- разработка модели определения  тарифов, стимулирующих развитие промышленных предприятий региона;

- разработка методики  регулирования тарифов на электроэнергию;

- апробация разработанных  инструментов при формировании  тарифов для различных групп  потребителей в Ульяновской области.

Объектом исследования является предприятие топливно-энергетического комплекса ОАО «Ульяновскэнерго».

Предметом исследования являются инструменты государственного регулирования  тарифов на электроэнергию.

Практическая значимость проектного исследования заключается в возможности применения инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию для обеспечения эффективности регионального экономического развития, в том числе за счет утверждения тарифов, обеспечивающих покрытие издержек энергокомпании в условиях нестабильности и неопределенности факторов внешней и внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики

Энергетика - являющаяся основой  экономики и главной составляющей промышленного потенциала России - должна существовать ради человека. Ее существование должно повышать (а  не понижать) уровень жизни, который, как мера развития общества, зависит  от эффективности работы всех звеньев  хозяйственной системы и среди  них - электроэнергетической системы (ЭЭС). И главным инструментом функционирования электроэнергетической системы, влияющим на этот уровень, являются тарифы. Реформирование российской электроэнергетики в  течение последних 10 лет внесло кардинальные перемены в систему организации  отрасли, что отразилось и на системе  тарифов. Постоянный рост тарифов на электрическую энергию, как показывает практика последних лет, не решает финансовые проблемы функционирования электроэнергетики, а приводит к новым - неплатежи и накапливающаяся задолженность: на оптовом рынке она составляет по стране 30-35 млрд. руб. За период с января 2009 г. по март 2011 г. задолженность на розничном рынке электроэнергии выросла на 100,8 млрд. руб. - c 47,8 млрд. руб. до 148,6 млрд. руб., то есть в среднем каждый месяц она увеличивалась на 3,7 млрд. руб. По итогам 2011 г. долги вырастут за электроэнергию - до 175 млрд. руб.

 Основы тарифного регулирования  закреплены законами Российской  Федерации. В методах государственного тарифного регулирования, которые стали применяться после реформирования единой энергетической системы страны, расчет тарифов на электроэнергию основывался на методике экономической обоснованности затрат на производство, передачу и реализации энергии потребителям каждого региона в отдельности. В результате на уровень тарифов в каждом регионе влиял ряд факторов - тип имеющихся объектов генерации (угольные, атомные, гидростанции); протяженность электрических сетей; структура потребителей. Это привело к сильной дифференциации тарифов на электрическую энергию не только для потребителей страны, но и для потребителей одной объединенной энергосистемы (ОЭС).

 Нацеленность на создание  эффективной социально-ориентированной  системы хозяйствования, направленной  на качественный подъём уровня  жизни населения, ставит перед  государством новые задачи в  сфере государственного регулирования  экономики. 

 Поэтому необходимо  оценивать влияние тарифной политики на экономическую деятельность других отраслей народного хозяйства страны, на инфляционные процессы, на уровень жизни населения и другие социальные аспекты. Тарифное регулирование энергетики - одна из составных частей экономического регулирования. Оно является непосредственным звеном взаимодействия энергетики и потребителей, что определяет высокие требования к его качеству и эффективности. Происходящие в стране процессы реформирования энергетической системы требуют совершенствования и государственной тарифной политики, которая учитывала бы приоритеты развития социально-ориентированного государства.

 В настоящее время  существуют следующие методы  определения затрат при тарифном регулировании:

1) метод экономически  обоснованных расходов (затрат) предусматривает  формирование необходимой валовой  выручки с учетом изменений  всех тарифообразующих факторов - норм, нормативов, программ производства и развития, цен, отраслевых тарифных соглашений, с учетом данных бухгалтерского и налогового учета: НВВ = Расходы до налогообложения + Налог на прибыль + Расходы после налогообложения

2) метод индексации тарифов  (в том числе долгосрочной) - применяется  только в условиях умеренной  инфляции на основе прогнозных  темпов инфляции;

3) метод доходности инвестированного  капитала - основывается на оценке инвестированного капитала. Обязательным условием применения данного метода является оценка эффективности использования инвестиционных средств и их влияния на уровень тарифов: НВВ = Расходы текущие + Вложения инвестированного капитала + Доход на инвестированный капитал.

 Как видно из сути  методов, расчет необходимой валовой выручки по методу доходности инвестированного капитала коренным образом отличается. Можно надеяться, что измененный подход к расчету тарифной выручки предприятий энергетики, осуществляющих одинаковые виды деятельности внесет изменения и при формировании региональной и федеральной составляющей в тарифах на энергию для каждого региона. Тем самым будет ликвидирован дисбаланс тарифной нагрузки на потребителей разных регионов, которая сложилась в результате затратных подходов к ценообразованию в энергетическом комплексе.

 Предлагается разрабатывать единые тарифы по районированному принципу - тарифы должны быть едиными по группе регионов, объединенных в одну энергосистему (ОЭС), близких по территориальному принципу и экономическому развитию. Можно согласиться, что не могут быть тарифы одинаковыми для северных и южных регионов, но и различаться в трех рядом расположенных областях, как например Архангельская, Псковская и Новгородская области, не должны, поскольку они входят в одну ОЭС Северо-Запада.

 Можно предположить, что  размер тарифов зависит не  от экономического развития региона  и главных факторов потребления,  а от особенностей формирования  тарифной политики на региональном  уровне, а так же от нехватки/переизбытка  генерирующих мощностей. 

 Кроме того, при расчете  тарифов необходимо проводить  анализ социально-экономической  значимости уровня тарифа на  электроэнергию для развития  региона. Особое место в этом  процессе занимают данные по  расходам бюджетов на субсидирование  граждан по коммунальным платежам. В качестве основных индикаторов  анализа предлагаются следующие: количество граждан, нуждающихся в предоставлении субсидий на оплату коммунальных услуг, доля затрат на оплату коммунальных услуг в расходах бюджетов и доля затрат на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг. Кроме того большое значение имеет информация о доле затрат на электроэнергию в себестоимости основных видов продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное регулирование тарифной политики в сфере электроэнергетики

Мировой финансово-экономический  кризис стал началом нового этапа  повышения роли государства в  экономике, что обусловило возрастание  значения планирования и регулирования  как исходных функций государственного управления. Вместе с тем, значительную долю экономики России составляют отрасли, изначально создававшиеся по монопольному принципу, и, несмотря на то, что уже завершены основные этапы реформирования этих отраслей, необходимость государственного регулирования тарифной политики в сложившихся условиях приобретает первостепенное значение. Электроэнергетика является важнейшей инфраструктурной отраслью жизнеобеспечения страны, от состояния которой зависят национальная безопасность и экономическое развитие России.

Методы прямого регулирования не создают достаточных экономических стимулов для развития энергосистемы. Поэтому за рубежом намечается тенденция ограничения прямого государственного вмешательства при установлении цен и делается упор на активное использование рыночных методов косвенного регулирования тарифов: формирование системы купли-продажи энергии, обеспечивающей снижение ценовой нагрузки  на потребителей; создание экономически выгодных условий функционирования для производителей энергии на оптовых и региональных рынках; разработка единых для всех участников правил ценообразования и многоступенчатых тарифов для потребителей с дифференциацией по режимам; создание элементов механизма рыночного ценообразования (электроэнергетической биржи, фьючерсного рынка электроэнергетических контрактов), позволяющих устанавливать реальные рыночные тарифы; формирование системы инвестиционных приоритетов государства, стимулирующих развитие электроэнергетики; формирование стабильного налогового режима, гарантирующего соблюдение прав и интересов инвесторов; государственное кредитование эффективных инвестиционных программ, реализуемых с преобладанием передовых технологий.

Тарифы на электрическую  энергию в РФ представляют собой  систему ценовых ставок, по которым  осуществляются расчеты за электрическую  энергию. Действующая в настоящее время тарифная политика предусматривает право потребителя на выбор одного из трех вариантов тарифов за потребленную электроэнергию: одноставочный тариф, двухставочный тариф и тарифы, дифференцированные по времени суток. На федеральном уровне методом индексации ФСТ устанавливает тарифы оптового рынка и предельные уровни тарифов. Региональные органы регулирования и органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают на розничном рынке тарифы на электрическую и тепловую энергию и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в рамках установленных ФСТ предельных уровней тарифов, где применяются метод обоснованных затрат и метод обоснованной нормы прибыли на инвестированный капитал. Сочетание этих двух методов повышает эффективность функционирования электроэнергетики. Первый метод нейтрализует недостатки двух других.

 Главная задача тарифной политики в области электроэнергетики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения в условиях меняющихся внешних факторов. Любое изменение цены на электроэнергию оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в регионе и расходы потребителей. Рассмотренные социально-экономические последствия свидетельствуют о необходимости комплексного рассмотрения результатов реформирования электроэнергетики, учитывающих как изменение налоговых поступлений в бюджет, риск снижения платежеспособности предприятий, так и необходимость предоставления дотаций отдельным потребителям электроэнергии. На основании проведенного анализа социально-экономических последствий изменения стоимости электроэнергии на экономику региона сформулированы следующие требования к инструментам тарифной политики: устойчивое обеспечение энергокомпаний финансовыми ресурсами для полного возмещения текущих и инвестиционных затрат; отсутствие перекрестного субсидирования при формировании тарифов на энергию; стимулирование эффективного управления энергозатратами в сфере использования энергии предприятиями; дифференцированный подход к формированию тарифной политики.

Информация о работе Тарифная политика в сфере электроэнергетики