Тарифная политика в сфере электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного состояния и основных направлений реформирования электроэнергетики;
- определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на электрическую энергию с учетом региональных особенностей;
- систематизация потребителей электрической энергии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики………………………6
Государственное регулирование тарифной политики …………………10
Виды ценообразования …………………………………………………..14
Методы регулирования тарифной политики в РФ………………………..16

Региональная тарифная политика…………………………………………………20
Критерии адекватности тарифной политики……………………………..23
2.2. Направления деятельности ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….26
2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32
Проблемы регулирования тарифной политики в сфере
электроэнергетики………………………………………………………….36

Решение проблемы регулирования тарифной политики………………………41

Заключение…………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………..…………45

Файлы: 1 файл

Основной.docx

— 90.64 Кб (Скачать файл)

Серьезным испытанием стал для промышленных предприятий  мировой финансовый и экономический  кризис. Антикризисные мероприятия  включают в себя выплату ряда финансовых субсидий за счет средств бюджетов всех уровней, а также обеспечение  доступа компаний к государственному и муниципальному заказу. Но важна  не только прямая финансовая поддержка. На основании заданного правительством направления развития и поддержки отдельных энергоемких и социально- значимых предприятий, не являющихся участниками оптового рынка электроэнергии, автором предложена методика обоснования и определения индивидуальных тарифов на электроэнергию. Рассмотренные последствия изменения стоимости электроэнергии, указывают на целесообразность разработки алгоритмов согласования энерготарифов на основании предоставления дотаций отдельным предприятиям в результате установления индивидуального для предприятия тарифа за потребляемый объем электроэнергии. Предложенная методика включает в себя два алгоритма: алгоритм отбора промышленных предприятий, в отношении которых может быть установлен индивидуальный тариф на электроэнергию и алгоритм формирования индивидуального тарифа с последующим определением объемов дотаций из бюджета. Апробация методики проходила на двух промышленных предприятиях города Волгограда, для которых большим испытанием стали экономический кризис и его последствия. Сжатие потребительского спроса на высокорентабельную продукцию, стало основной причиной значительного сокращения производства. В результате установления индивидуальных тарифов на электроэнергию возможно снижение цен на реализуемую продукцию, или увеличения размера прибыли, что приведет к повышению конкурентоспособности предприятий в целом.

Результаты проведенного нами исследования могут представлять практический интерес для органов  власти при подготовке различных  видов бюджетов, упреждающих и  компенсационных мер в отдельных  регионах РФ в случае неизбежного  роста тарифов на электроэнергию. Материалы исследования могут быть использованы при корректировке  дальнейшего направления развития ситуации в электроэнергетике, а также укреплению социально-экономической стабильности в российском обществе.

Накопленный опыт реформирования показал, что внедрение  конкурентных механизмов несет в  себе многочисленные трудности и  имеет противоречивые последствия  развития. Нарастание кризисных явлений  в электроэнергетической отрасли  требует совершенствования методов  государственного регулирования электроэнергетического комплекса и совершенствования  механизма функционирования рынка  электроэнергии в России. Положительный эффект от регулирования возможен лишь при системном учете прямых и обратных связей, возникающих в процессе государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды ценообразования в электроэнергетике

Различают два важнейших  вида ценообразования:

    • регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;
    • конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.

Применение этих видов  ценообразования зависит от модели электроэнергетики. Однако и при  самой либеральной модели, как  правило, наряду с рыночным ценообразованием в отрасли существуют сферы ценового регулирования. В случае, если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен. При вертикально-интегрированной модели отрасли практически все цены регулируются государством. В отсутствие свободного рынка, цены оторваны от спроса и предложения и формируются директивно. В результате распространены такие принципы ценообразования, как установление цен (тарифов) на основе издержек и перекрестное субсидирование.

Ценообразование на основе издержек предусматривает включение  в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий  энергетики снижаются стимулы к  повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности  работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая – средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно.

В отличие от ценообразования  на основе издержек, на свободном рынке  электроэнергии цены формируются на основе спроса и предложения, и могут  не учитывать фактические издержки энергетических компаний. Тем самым  риски, связанные с неэффективной  работой предприятия, лежат на продавце, а не на покупателе, как это происходит при ценообразовании, привязанном  к издержкам.

При всем разнообразии моделей  развития электроэнергетики в разных странах, реформа отрасли всегда затрагивают практику ценообразования. Наибольшая либерализация цен происходит при формировании конкурентной модели электроэнергетики. Конкурентная модель предполагает либерализацию цен  в потенциально конкурентных сферах, и сохранение ценового регулирования  в сферах естественных монополий. Однако на практике во многих странах допускаются  некоторые исключения из этой идеальной  схемы: освобождая цены генерирующих и  сбытовых компаний, государство оставляет  за собой право регулировать их в  некоторых частных случаях. К  таковым относятся, прежде всего, особые условия ограничения конкуренции.

Регулируемое ценообразование  при конкурентной модели электроэнергетики  существенно отличается от регулирования  цен в условиях абсолютной государственной  монополии в отрасли. Методики регулирования  цен (тарифов) при конкурентной модели содержат ограничения для "ценового произвола", в частности учитывают  конъюнктуру свободного рынка.

 

 

 

 

    1. Методы регулирования тарифной политики в РФ

Тарифная политика, будучи чрезвычайно тонким социально-экономическим  инструментом, требует объективного и профессионального подхода. Самое  главное здесь избегать политической конъюнктуры: нельзя искусственно сдерживать естественный (при нынешнем состоянии  нашей экономики) рост цен на электричество  и тепло. Они должны увеличиваться  постепенно, без резких скачков, с  учетом темпов инфляции, а также  фактических затрат на производство, передачу и распределение энергии.

Сегодня энергопроизводители находятся в заведомо невыгодной рыночной позиции по сравнению с энергопотребителями. В самом деле, если выпуск любой промышленной продукции можно сократить и даже прекратить вовсе, соответственно уменьшив энергозатраты, то остановить котел или турбину, которые работают в единой системе, рассчитанной на строгий баланс произведенной и потребленной энергии, не так-то просто. Тепло и электричество невозможно хранить на складе в ожидании выгодных условий для продажи, поэтому отпуск энергии во многих случаях носит вынужденный характер и по сути дела является беспроцентным товарным кредитованием потребителя. Будучи одной из немногих отраслей нашей экономики, чья продукция, независимо от курса доллара, имеет гарантированный спрос, электроэнергетика стала не только кредитором всего народного хозяйства, но и донором бюджетов всех уровней.    

В настоящее время законодательством  РФ закреплены три метода регулировании тарифов:

- метод экономически  обоснованных расходов (затрат);

- метод экономически  обоснованной доходности инвестированного капитала;

- метод индексации тарифов.

Базу для расчета тарифа при использовании метода экономически обоснованных расходов составляет необходимая  валовая выручка (далее – НВВ), формируемая за счет совокупности экономически обоснованных расходов для осуществления  регулируемого вида деятельности. НВВ  определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых  организации для осуществления  регулируемой деятельности в течение  расчетного периода регулирования, и содержат ряд норм, регулирующих перечень расходов, включаемых в выручку. Включаемые в НВВ расходы, являются планируемыми и подразделяются на расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль, и расходы, относимые  на прибыль после налогообложения.

При использовании метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала базой для  расчета тарифа служит рассчитанный инвестиционный капитал организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. Экономически обоснованный уровень  доходности инвестированного капитала определяется регулирующим органом  на основании прогноза уровня инфляции, принятого при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год, с учетом стоимости долгосрочного  заемного капитала, сложившейся на финансовом рынке в отчетный период. Законодательством устанавливают  ограничительные критерии при определении  величины уровня доходности инвестиционного  капитала – он не должен превышать  действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, но не может быть ниже минимальной  доходности облигаций федерального займа по состоянию на 1 июля последнего отчетного года. Оценка инвестированного капитала производится на основании  бухгалтерского баланса на последнюю  отчетную дату. При этом учитываются  решения органов управления организации, ведущие к изменению величины уставного и добавочного капитала, относимой на регулируемые виды деятельности, в расчетный период регулирования. Величина инвестированного капитала определяется как сумма долей уставного  и добавочного капитала, относимых  на данный вид регулируемой деятельности, и долгосрочных обязательств (долгосрочного заемного капитала, обоснованно относимого на данный вид регулируемой деятельности) организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

Метод индексации применяется  в случае,  если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социально-экономического развития РФ, не превышает 12 процентов  в год в расчетном периоде  регулирования. В этом случае регулирующие органы вправе применять метод индексации тарифов (в том числе на срок более  одного года) на основе прогнозируемого  уровня инфляции (индекса потребительских  цен). Индексации подлежат ранее утвержденные как предельные уровни, так и конкретные тарифы. В то же время при применении метода индексации учитываются не только индексы инфляции, но и программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами, изменения состава и объемов финансирования инвестиционной программы электроэнергетики, отклонения фактических показателей выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях от прогнозных, отклонения фактических цен на топливо от прогнозных, отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении тарифов прогнозного индекса, изменения нормативных правовых актов, включая налоговое законодательство, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В России до сих пор используется затратный метод тарифообразования в энергетике, при котором субъектам естественной монополии в электроэнергетике совершенно невыгодно снижать затраты, расходуя рабочий потенциал для трудоемкого обоснования тех или иных издержек. Применяемая в России политика ценообразования не позволяет энергетической отрасли стать на ноги: с одной стороны, эта политика определяется давлением с целью повышения цен до экономически обоснованного уровня, а с другой – политической необходимостью сохранить доступные цены на энергию.

В этих условиях избежать повышения  энерготарифов вряд ли удастся. Действие объективных экономических законов, никто и ни при каких условиях отменить не в силах, так что во имя стабильности российской энергосистемы обществу придется смириться с необходимостью постоянной корректировки отпускных цен на свет и тепло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Региональная тарифная политика

Тарифная политика не является самостоятельной областью государственного управления. Это, скорее, один из инструментов, причем один из наиболее действенных  инструментов, экономической и социальной политики государства. Соответственно, направленность тарифной политики определяется целями и приоритетами государства  в складывающейся ситуации.

 

Традиционная тарифная политика в РФ складывалась в условиях структурного кризиса экономики и тотального бюджетного дефицита 90-х годов. Главной  задачей государства, которая в  этот период решалась в т.ч. средствами тарифной политики, было смягчение последствий экономического спада для населения и бюджетного сектора.

Цель тарифной политики, таким образом, заключалась в  ограничении выручки самих энергоснабжающих организаций до минимально возможного уровня и перераспределении тарифной нагрузки с населения и бюджета на наиболее устойчивую часть коммерческого сектора. Тарифное регулирование в этих условиях в основном сводилось к манипулированию тарифными ставками (перекрестное субсидирование) и проверке заявляемых энергоснабжающей организацией (ЭСО) затрат для выявления резервов и излишков.

Формально основным методом  регулирования было согласование ЭСО  так называемых экономически обоснованных затрат. Фактически суть процедуры  заключалась в достижении компромисса  относительно достаточного для поддержания  деятельности ЭСО размера валовой выручки.

При продолжительном применении такая тарифная политика приводит к  обратному по отношению к своей главной задаче результату:

Информация о работе Тарифная политика в сфере электроэнергетики