Тарифная политика в сфере электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью проектного исследования является теоретическое обоснование и разработка инструментов государственного регулирования тарифов на электроэнергию, обеспечивающих стимулирование развития промышленности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследование современного состояния и основных направлений реформирования электроэнергетики;
- определение и систематизация факторов, оказывающих влияние на формирование тарифов на электрическую энергию с учетом региональных особенностей;
- систематизация потребителей электрической энергии;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие тарифной политики в сфере электроэнергетики………………………6
Государственное регулирование тарифной политики …………………10
Виды ценообразования …………………………………………………..14
Методы регулирования тарифной политики в РФ………………………..16

Региональная тарифная политика…………………………………………………20
Критерии адекватности тарифной политики……………………………..23
2.2. Направления деятельности ОАО «Ульяновскэнерго»…………………….26
2.3. Стратегические цели……………………………………………………….32
Проблемы регулирования тарифной политики в сфере
электроэнергетики………………………………………………………….36

Решение проблемы регулирования тарифной политики………………………41

Заключение…………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………..…………45

Файлы: 1 файл

Основной.docx

— 90.64 Кб (Скачать файл)

- затратный поход к  регулированию тарифов неизбежно  формирует у энергоснабжающих организаций заинтересованность в увеличении издержек.

- некоммерческий характер  инвестиций оказывает негативное  влияние на качество инвестиционного  процесса – в большинстве случаев  средства тратились без достаточного  экономического обоснования. В  итоге использование ограниченного  инвестиционного ресурса приводило  не к снижению издержек на  единицу продукции, а к дальнейшему  росту текущих расходов энергосистем  и необходимости еще большего  повышения тарифов.

Учитывая, что одной из основных причин завышенных издержек в энергетическом секторе являются устаревшие технологии и высокая  степень изношенности генерирующего  оборудования и сетей, для существенного  сокращения затрат необходимы значительные инвестиции. Однако в рамках традиционной тарифной политики ориентация регулирования  на уровень текущих затрат и политические риски не позволяют ЭСО рассчитывать на какие-либо иные источники инвестиций, кроме бюджетных средств или  повышения тарифов для потребителей.

Любому иному инвестору  для принятия решения необходимы формализованные правила регулирования  тарифов, которые позволяют ему  самостоятельно оценивать обоснованность инвестиций, уровень коммерческих рисков, уровень ожидаемого дохода на вложенный капитал.

Новая государственная экономическая  политика имеет своими приоритетами содействие экономическому росту и  проведение структурных реформ. И  традиционное тарифное регулирование  уже не соответствует современным  задачам развития - ни территории Ульяновской области, ни самой энергетической отрасли, поскольку не поддерживает новые приоритеты: не способствует снижению энергоемкости продукции, провоцирует рост тарифов, препятствует широкой модернизации энергетического сектора на основе привлечения коммерческих инвестиций.

Краткосрочный характер традиционного  регулирования повышает неопределенности и риски разрабатываемых долгосрочных стратегий развития региона становится сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов и компаний-участниц долгосрочных программ и проектов развития регионов. Введение же на переходный период т.н. «предельных уровней тарифов» не решает задачи по существу. И более того, такой трехлетний тарифный «коридор» даже усиливает риски внезапных отклонений реального тарифа от централизованно и формально установленного уровня.

Современная ситуация требует  более радикального пересмотра подходов к тарифному регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Критерии адекватности тарифной политики

Одним из ключевых критериев  адекватности региональной тарифной политики является способность создания в  региональном энергетическом секторе  условий привлечения коммерческих инвестиций, облегчения доступа на регулируемый рынок новым участникам, обеспечения эффективного тарифного  регулирования в условиях усложняющейся  и подвижной институциональной  структуры и структуры прав собственности в регулируемом секторе.

На наш взгляд, чтобы  этот процесс «пошел», государство  должно гарантировать инвесторов от политических рисков, сохраняя при  этом полную ответственность инвесторов за риски коммерческие. От новой  тарифной политики инвесторы ожидают :

· предсказуемость и стабильность тарифной политики;

· обеспечение ликвидности  инвестиций в регулируемый сектор;

· открытый доступ в регулируемый сектор экономики.

Соответственно, некоторые  основные контуры тарифной политики с точки зрения потенциального инвестора  должны были бы выглядеть следующим  образом:

- Долгосрочный характер  регулирования позволяет моделировать  все экономические параметры  ЭСО на период деятельности, сопоставимый  со сроком жизненного цикла  инвестиций.

- Уровень доходности стимулирует  интерес инвесторов к вложениям  в энергетику, т.е. прибыль должна  стать реальной, а не номинальной  величиной

- Уровень доходности зависит  от выбранной инвестиционной  программы и управления издержками

- Объективная оценка инвестиций  обеспечивает ликвидность инвестиций (при выходе из бизнеса) и  возврат вложенного капитала  через тарифы в течение жизненного  цикла инвестиций

Для сравнения - в традиционном тарифном регулировании :

- Несмотря на формально  жесткую регламентацию тарифообразования, тарифы всегда оставались «неуправляемыми» или, лучше сказать, непредсказуемыми.

- Такая категория как  прибыль в тарифном регулировании  присутствовала только номинально. На самом деле, фактически имело  место планирование в составе  тарифа т.н. «расходов из прибыли», которые регулировались так же, как затраты, относимые на себестоимость.

- В случае необходимости  инвестиций, превышающих амортизационную  составляющую тарифа, энергоснабжающей организации устанавливали инвестиционную надбавку к тарифу.

Важно, чтобы, благодаря новым  правилам регулирования, возникли условия  не просто для привлечения «новых»  инвесторов, но появилась бы возможность  «выхода» из данного рынка, что для  любого инвестора даже важнее вхождения  на регулируемый рынок.

Оценка инвестиций позволяет  оценивать отдельно вклад собственно инвестора и вклад компании-оператора  в качестве менеджера. Наряду с более  достойной и прозрачной оценкой  управленческого вклада (что очень  важно для формирования мотивации  эффективной работы) создается и  потенциальная возможность замены управленческих команд или компаний-операторов, что до сих пор было достаточно болезненным процессом, с полноценным  возмещением вклада. Это особенно может быть ценным фактором привлечения не только инвестиций, но и специалистов и управленческих кадров для муниципальных ЭСО, где фактор локальной монополии и затратного регулирования в наибольшей степени деформируют стимулы нововведений и эффективной работы.

Сегодня в регионе одновременно с дефицитом инвестиционных источников существует сравнительная ограниченность сфер приложения инвестиционного капитала. Одна из главных отраслей округа – энергетика – фактически закрыта для подобных вложений как потенциальный объект, но не потому, что «не нужны» инвестиции, а просто из-за отсутствия адекватного механизма их возврата в рамках тарифной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Направления деятельности ОАО «Ульяновскэнерго»

Текущее состояние электроэнергетической  отрасли, сложившееся в результате реформирования электроэнергетики  и других происходящих в экономике страны и обществе процессов, требуют от энергосбытовых компаний существенного изменения стратегий их деятельности – перехода от энергосбытовой к энергосервисной модели.

Это предполагает наряду с  обеспечением потребителей электроэнергией  оказание им комплекса услуг, главным  образом связанного с электроснабжением. Большое значение имеет полнота  и качество оказываемых услуг, должны учитываться всё новые потребности  клиентов.

Клиентоориентированность за последние годы из модной тенденции превратилась в необходимость, один из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности компании. ОАО «Ульяновскэнерго» является клиентоориентированной компанией и работа в этом направлении осуществляется постоянно. Повышаются требования к персоналу и качеству всей системы работы с клиентами. Совершенствуются бизнес-процессы, а также работа Центра Обслуживания Клиентов и других структурных подразделений Общества, взаимодействующих с клиентами.

Внедрение новых  технологий и динамика развития

Основные направления  деятельности Общества по техническому переоснащению и развитию на ближайшую  перспективу:

1) расширение и совершенствование системы обслуживания потребителей – сети пунктов и способов приёма платежей, центров и пунктов обслуживания клиентов;

2) предоставление потребителям пакета сервисных услуг, связанных с электроснабжением, повышение уровня сервиса;

3) создание и совместное использование энергокомпаниями единой информационной базы данных по потребителям;

4) инвестиционная и инновационная деятельность, техническое перевооружение, направленные на развитие материально-технической базы компании, обновление парка вычислительной техники и оргтехники, сетевого оборудования, автотранспорта. Приобретение объектов недвижимости для размещения офисов, гаражей и вспомогательных помещений территориальных структурных подразделений Общества, их инженерное обеспечение;

5) внедрение современных информационных технологий и технических средств в сфере учёта и осуществления расчётов с потребителями электрической энергии, автоматизации энергосбытовой и общехозяйственной деятельности;

6) приобретение необходимого лицензионного программного обеспечения;

7) совершенствование существующих и внедрение новых «электронных» способов приёма платежей и расчётов с клиентами за потреблённую электрическую энергию на базе современных компьютерных и информационных технологий (оплата с использованием банковских пластиковых карт, внедрение системы электронных платежей);

8) развитие действующей биллинговой системы, обеспечивающей расчеты с физическими лицами за отпущенную электроэнергию в режиме онлайн в целях повышения надежности, качества, удобства и оперативности обслуживания населения. Организация онлайн обмена данными со всеми пунктами приёма платежей;

9) создание и совершенствование надёжных высокопропускных каналов передачи данных между структурными подразделениями Общества на основе развития корпоративной сети передачи данных (КСПД), объединяющей все структурные подразделения Общества, расположенные на территории региона. Организация на основе КСПД информационных сервисов: распределённая база данных, удалённое администрирование серверов и рабочих станций, централизованное резервирование данных, система аудио- и видеоконференций;

10) развитие существующих и внедрение новых средств и систем связи, приобретение и внедрение в занимаемых административных зданиях офисных АТС;

11) дальнейшее развитие корпоративного сайта – электронного представительства компании в Интернет. Предоставление потребителям всей необходимой информации и информационных сервисов по расчётам за электроэнергию. Создание Интернет-магазина по реализации товаров и услуг;

12) внедрение системы расчётов с абонентами – физическими лицами на основе выставления счетов гражданам.

Выполнение программ повышения надёжности работы энергосистем (электроснабжения потребителей).

Текущие и перспективные  планы Общества по повышению надёжности работы энергосистемы (электроснабжение потребителей):

1) сохранение статуса и укрепление позиций Гарантирующего поставщика на региональном энергорынке;

2) выход Общества на рынки сбыта соседних регионов;

3) техническое переоснащение структурных подразделений, ремонт и модернизация вычислительной техники, оргтехники, средств связи, автотранспорта и другого оборудования. Замена вышедшей из строя, физически и/или морально устаревшей техники;

4) качественная и своевременная подготовка к работе в осенне-зимний период (ОЗП): подготовка помещений, занимаемых структурными подразделениями Общества и автотранспорта, создание аварийного запаса ГСМ и других материально-технических ресурсов, необходимых для прохождения ОЗП, отработка взаимодействия с сетевыми компаниями, филиалом ОАО «СО ЕЭС» Ульяновское РДУ и потребителями по вводу графиков ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности);

5) совершенствование систем и средств связи, в том числе путём использования резервных каналов связи;

6) контроль режимов работы электроустановок потребителей, контроль исправности расчётных приборов и цепей учёта электрической энергии у потребителей;

7) осуществление контроля за заданными режимами потребления электрической энергии предприятиями-потребителями, за выполнением потребителями договорных величин потребления электрической энергии;

8) установление и развитие, гармонизация взаимоотношений со всеми субъектами розничного и оптового рынка электроэнергии, с местными органами исполнительной власти субъекта РФ, общественными организациями по вопросам энергоснабжения потребителей и развития энергетики Ульяновской области, в том числе:

  • участие в работе региональных структур по надёжности и взаимодействию с потребителями;
  • участие в разработке и реализации программ развития электроэнергетики региона;
  • участие в реализации региональных программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
  • совершенствование системы и оперативности взаимодействия с Системным оператором, субъектами ОРЭ, распределительными электросетевыми компаниями и потребителями электрической энергии по вопросам повышения надежности электроснабжения потребителей;

Информация о работе Тарифная политика в сфере электроэнергетики